Interested Article - Витачек, Фабий Евгеньевич
- 2021-03-04
- 1
Витачек, Фа́бий Евге́ньевич (4(17) января 1910, Москва — 11 сентября 1983, там же) — советский музыкант , композитор , педагог .
Биография
Фабий Евгеньевич Витачек родился в семье известного скрипичного мастера Е. Ф. Витачека и скрипачки Е. Ф. Гнесиной-Витачек . Уже в детстве проявил незаурядные музыкальные способности. В шесть лет поступил в училище Е. и М. Гнесиных , занимаясь по классу фортепиано у М. Ф. Гнесиной , потом у Е. Ф. Гнесиной , а по классу скрипки — у Елизаветы Фабиановны Гнесиной-Витачек .
В двенадцатилетнем возрасте написал оперу «Дедка и репка». В письме к С. В. Рахманинову Е. Ф. Гнесина упоминала об одарённости юного музыканта. Позднее талант мальчика отмечал Л. Л. Сабанеев . Композиторскому искусству в техникуме имени Гнесиных он учился у Р. М. Глиэра , закончив его класс в 1928 году , а в 1930 году закончил образование в этом же техникуме как пианист. Участвовал в концертах, выступая соло и как аккомпаниатор .
Поступив в 1929 году в Московскую консерваторию , за два года прошёл полный консерваторский курс на композиторском отделении. Первый год учился у Н. С. Жиляева , а в 1930— 1931 годах его преподавателем был Н. Я. Мясковский . В качестве дипломной работы была представлена кантата «18 марта» на слова Н. Н. Асеева .
Рассветный сумрак весною дышит и, опоясан зарей до крыш, Коммуны знамя все выше, выше глазами ищет во сне Париж.
В последующие годы нередко концертировал, играя собственные произведения. Начиная с 1932 года — постоянный аккомпаниатор певицы Н. А. Вербовой, которая отмечала его «блестящий пианизм, тонкое чувство ансамбля и необыкновенную эрудицию» .
В 1935 году , а также в 1937— 1938 годах Витачек работал на кафедре инструментовки Московской консерватории в должности ассистента . В Государственном музыкальном училище имени Гнесиных педагогическая деятельность Витачека началась в 1937 году : он преподавал композицию и инструментовку. Будучи в эвакуации в Елатьме и Казани в 1941—1942 годах, вёл преподавательскую работу в Казанском музыкальном училище. А в 1944 году приступил к работе в ГМПИ имени Гнесиных , ведя класс чтения партитур и инструментовки . В 1974 году стал профессором и продолжал вести курс до конца своей жизни. В 1943—1956 годах в дополнение к лекциям Р. И. Грубера читал курс музыкальной литературы в Московской консерватории .
В 1974 году в Москве вышло в свет учебное пособие «Пьесы-задачи по инструментовке для симфонического оркестра», где Ф. Е. Витачек отразил многолетний опыт своей педагогической работы . Говоря о Витачеке как о хранителе гнесинской педагогической школы, упоминают и другую его работу, вышедшую в 1979 году в издательстве « Музыка » — «Очерки по искусству оркестровки XIX века» . По мнению композитора А. Муравлёва , это — замечательная книга, которую он всегда советует своим студентам .
Учениками Витачека были Э. Колмановский , М.Таривердиев , С. Трубачёв , Ю. Шишаков , Д. Тухманов , А. Муравлёв .
Скончался 11 сентября 1983 года .
Творческое наследие
Ф. Е. Витачеком написано свыше тридцати произведений. В их число входят: кантата «18 марта» (для солиста, хора и оркестра, слова Н. Асеева, 1931); «Концертная сюита» (1941); сюита на марийские и удмуртские темы (1933); 2 концерта для фортепьяно с оркестром (1935, 1939); симфония (1943) ; пять «Героических прелюдий» (1942) и др. . К числу крупных произведений относятся: Симфония (ор. 16, 1944), балет «Сказки Пушкина», «Концертная сюита» для виолончели с оркестром (ор. 13, 1940), «Крымская сюита» для оркестра (ор. 9, 1937), «Праздничная увертюра» (1958). Последняя прозвучала на открытии концертного зала ГМПИ имени Гнесиных .
Он был не только талантливым музыкантом, но и видным теоретиком оркестровки. В музыкальном мире он считается основателем курса по истории оркестровых стилей. По мнению А. Муравлёва, профессор Ф. Е. Витачек был «светилом музыкального мира», и его имя несправедливо забыто в наши дни .
Память
В 2008 году композитор А. Муравлёв написал Вторую фортепианную сонату, которую посвятил памяти Ф. Е. Витачека. Отмечается, что в музыке ему удалось отразить образ «этого уникального человека удивительной искренности, честности и доброты» . О своём учителе Муравлёв говорит :
Это была очень светлая личность и прекрасный музыкант – может быть, один из самых ярких, интересных, талантливых музыкантов, с которыми я вообще общался в своей жизни.
В 2010 году в Мемориальном музее-квартире Е. Ф. Гнесиной состоялся концерт и вечер памяти Ф. Е. Витачека, посвящённый столетию музыканта
В год своего юбилея в 2020 году композитор Д. Тухманов с теплотой вспоминал Ф. Е. Витачека и то внимание, которое учитель уделял оркестровке при его обучении . А по мнению композитора А. Ларина, Витачек принадлежит к тому старшему поколению, чьё трепетное и неформальное отношение к своему делу, музыке может служить образцом. Он считает, что такое отношение — это «тот камертон, на который надо равняться» современным композиторам .
Архив
После смерти Витачека остался архив, в котором основную часть документов составляли бумаги Елизаветы Фабиановны Гнесиной-Витачек, его матери. Этот архив лежал у Н. А. Листовой и К. М. Семенцова-Огиевского, бывших друзьями композитора и ставших членами Комиссии по его творческому наследию . Семенцов-Огиевский держал бумаги в МГДМШ имени Гнесиных , где он вёл класс скрипки . А музыковед Листова часть своего архива, который был связан с композиторской деятельностью Витачека, передала ГЦММК имени Глинки . Там создали Фонд Ф. Е. Витачека (№ 504). Оставшуюся часть она отдала в мемориальный музей-квартиру Елены Фабиановны Гнесиной. Туда же передали материалы и наследники Листовой .
Значительный архив представлен разнообразными документами. Здесь письма к Елизавете Фабиановне Гнесиной и к Ф. Е. Витачеку, охватывающие почти шестидесятилетний период, письма и рисунки старшего брата Фабия Витачека — Шурика Вивьена (1903—1911). Вместе с ними хранятся черновики произведений Ф. Е. Витачека, его рукописи, а также программы концертов и другие материалы .
Примечания
- от 12 ноября 2020 на Wayback Machine // Большая российская энциклопедия
- ↑ . Дата обращения: 14 ноября 2020. 1 октября 2020 года.
- Асеев Н. Н. от 28 января 2021 на Wayback Machine //Собрание сочинений в пяти томах/ Т. 2. Стихотворения и поэмы 1927 – 1930. – М.: Художественная литература, 1964
- Вербова Н. А. от 1 октября 2020 на Wayback Machine // Елена Фабиановна Гнесина. Воспоминания современников. — М.: Практика 2003. С. 211—214
- ↑ Витачек. // Музыкальный энциклопедический словарь / Главный редактор Г. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия . 1990. ISBN5-85270-033-9
- Красникова Т. Н. от 16 ноября 2020 на Wayback Machine // Гнесинские педагогические школы: история и современность. — М., 2018
- ↑ Муравлёв А. от 9 октября 2020 на Wayback Machine // Филармоник, 2010, май
- ↑ Бирюков С., Пискарева Т. // Труд, 17 июля 2020
- // Биографический энциклопедический словарь. Директ-Медиа, 2009.
- Хабаров Д. от 17 января 2021 на Wayback Machine // Прямая речь. 2015 октябрь, № 12.
- Пирязева Е. //Музыкант-классик. 2008, № 4-5
- Сванидзе Н. С. , Тропп В. В. // Музыкант-классик, 2010, № 5 — 6
- Ларин А. от 20 января 2021 на Wayback Machine // Играем с начала. 2013, № 7-8
- ↑ . Дата обращения: 13 ноября 2020. 29 октября 2020 года.
- . Дата обращения: 13 ноября 2020. 1 декабря 2020 года.
- . Дата обращения: 13 ноября 2020. 9 октября 2020 года.
- 2021-03-04
- 1