Interested Article - Отделение церкви от государства
- 2020-05-28
- 1
Отделение церкви от государства — принцип взаимоотношений государства и церкви , предполагающий отказ государства от вмешательства в дела церкви; свободу граждан от принуждения к исповеданию той или иной религии; отсутствие закрепленных за церковью государственных функций .
Варианты определения
Помимо определения, которое приведено в преамбуле статьи и основано на «Большом энциклопедическом словаре» , имеются другие варианты определения этого термина.
В частности, согласно определению БСЭ , отделение церкви от государства — «принцип, отвергающий вмешательство государства во внутренние дела церкви, предполагает отказ от участия церкви в государственном управлении и свободу граждан от принуждения к исповеданию той или иной религии» .
Согласно « Атеистическому словарю », отделение церкви от государства — « проводимое государством на основе невмешательства во внутрицерковные дела (богослужебные, канонические) отстранение церкви от участия в государственном управлении (изъятие из её ведения актов гражданского состояния , упразднение института военных капелланов и др.), запрещение преподавания религиозных вероучений в школе и отказ государства от принуждения граждан к исповеданию той или иной религии » .
История
Франция
Полный текст «Закона о разделении церквей и государства» в переводе с французского на русский язык приведен в работе «Столетие французского закона о разделении церквей и государства» . (Указанный полный текст имеет незначительные отличия от перевода, приводимого в данной статье.)
Законом от 9 декабря 1905 года во Франции установлен принцип разделения церквей и государства. «Этот принцип разделения религиозных организаций и государства, не имеющий ничего общего с антирелигиозным поведением, имеет два основных постулата» :
- отказ французского государства от оценки религиозного содержания того или иного движения;
- отсутствие государственной или общеобязательной религии.
Статья 1 Закона о разделении церквей и государства гласит:
Республика обеспечивает свободу совести. Она гарантирует свободное отправление культов с единственными ограничениями, предписанными далее в интересах общественного порядка .
Статья 2 указывает следующее:
Республика не признает, не оплачивает, не субсидирует никакую религию. Следовательно, начиная с 1 января последующего за датой обнародования настоящего Закона года, будут отменены в бюджетах государства, департаментов и коммун все расходы, относящиеся к отправлению культов. Однако в указанные бюджеты могут быть включены расходы на функционирование капелланских служб и на обеспечение свободного исповедания религий в таких государственных учреждениях как лицеи, колледжи, школы, хосписы, приюты и тюрьмы .
Таким образом, «законодательство Франции не препятствует оказанию государством и местными самоуправлениями финансовой помощи религиозным организациям в определенных условиях» . (Более того, интересно отметить, что французский закон явно указывает на допустимость финансирования капелланских служб.)
Фактическая ситуация в итоге такова:
директор по учебе Высшей школы социальных наук и директор по исследованиям Национального центра социальных исследований (CNRS) Эмиль Пуля обосновывает вывод о том, что:
- Республика «признает» (все-таки);
- Республика «субсидирует и оплачивает» (все-таки);
- Республика «финансирует и освобождает от налогов» (все-таки).
— Доктор юридических наук, профессор РАНХиГС И. В. Понкин
Советская Россия и Советский Союз
В Советской России отделение церкви от государства было провозглашено декретом СНК РСФСР от 23 января (5 февраля) 1918 года , содержание которого, однако, было гораздо шире.
Декрет, провозглашая 1) отделение церкви от государства (статья 1) и 2) свободу «исповедывать любую религию или не исповедывать никакой» (статья 3), в то же самое время 3) запрещал религиозное образование «во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы», 4) лишал религиозные организации каких-либо прав собственности и прав юридического лица (статья 12) и 5) объявлял о переходе «имущества существующих в России церковных и религиозных обществ» в народное достояние (статья 13).
Согласно историку Ричарду Пайпсу , несмотря на декларативные заявления о свободе вероисповедания , «действительный смысл декрета означал смертный приговор церковным учреждениям» .
Отметим, что официальные оценки декрета во времена СССР были неизменно положительными.
Современность
Российская Федерация
Статья 14
1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Светский характер государства закреплен в пункте 1 статьи 14 ныне действующей Конституции России , пункт 2 той же статьи предусматривает отделение религиозных объединений от государства.
Связь с другими понятиями
Отделение церкви от государства связано со светским характером государства :
Отделение религиозных объединений от государства и запрет на установление общеобязательной религии являются важнейшими составляющими существенных признаков светскости государства. Но столь же важными составляющими, по нашему мнению, являются и отделение от государства объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии, и запрет на установление общеобязательной идеологии.
Вместе с тем светский характер государства не означает, что в его законодательстве прописано отделение церкви от государства. Светский характер государства может в конституции подчеркиваться также следующими моментами (вместо утверждения о том, что Церковь отделена от государства) :
- Принцип равноправия всех церквей и религиозных деноминаций ( Хорватия , Словения и Польша );
- Запрет на признание за какой-либо религией государственного статуса ( Эстония и Литва ).
См. также
- Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви
- Клерикализм
- Лаицизм
- Секуляризация (история)
- Секуляризм
- Свобода вероисповедания
- Свобода совести
Примечания
- [dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/223766 Отделение церкви от государства] // Большой энциклопедический словарь , 2000
- ↑ Отделение церкви от государства // Никко — Отолиты. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — ( Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 18).
- , с. 325.
- C изменениями и дополнениями, введенными законами от 28.03.1907, 13.04.1908, 19.07.1909, 31.12.1913, Декретом-законом от 04.04.1934, Законом от 25.12.1942, Декретом № 66-388 от 13.06.1966, законами № 73-4 от 02.01.1973 и № 98-546 от 02.07.1998.
- от 13 сентября 2014 на Wayback Machine – М.: Издательство Учебно-научного центра довузовского образования, 2005. – 78 с., ISBN 5-88800-288-7
- ↑ Понкин И.В. от 24 июня 2015 на Wayback Machine — М.: Издательство Учебно-научного центра довузовского образования, 2004. — 466 с. ISBN 5-88800-253-4
- от 23 мая 2014 на Wayback Machine // Ричард Пайпс Русская революция
- Филиппов Б.А. Церковь и государство после падения советской системы: проблемы и решения (на примере Венгрии, Польши и Чехии) // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. - 2015. - № 25. - С. 65.
Литература
- / П. В. Гидулянов; Под ред. П. А. Красикова. — 3-е изд, испр. и доп. — М. : Юрид. изд-во НКЮ РСФСР, 1926. — 712 с.
- / Н. М. Орлеанский. — М. : Безбожник, 1930. — 224 с. — 10 070 экз.
- Отделение церкви от государства // Атеистический словарь / Абдусамедов А. И., Алейник Р. М., Алиева Б. А. и др.; Под общ. ред. М. П. Новикова . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Политиздат , 1985. — 512 с.
Ссылки
- // Православие и мир , 10.12.2009
|
В другом языковом разделе
есть более полная статья
(англ.)
.
|
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|
- 2020-05-28
- 1