Interested Article - Три характеристики бытия

Буддизм
Практика
Дхамма

В буддизме тремя характеристиками бытия ( пали tilakkhaṇa , IAST : trilakṣaṇa ), признаками существования и существ считаются непостоянство ( аничча ), неудовлетворённость или страдание ( дукха ) и отсутствие неизменного Я ( анатта ) . Эти три характеристики упоминаются в стихах 277, 278 и 279 Дхаммапады . Центральной идеей концепций Четырёх благородных истин и Благородного восьмеричного пути является то, что люди подвержены заблуждению относительно трёх характеристик бытия, что это заблуждение приводит к страданиям и что устранение этого заблуждения ведёт к прекращению страданий.

Согласно Тхить Нят Ханю , три печати — это непостоянство, не-я и ниббана . Он говорит, что «в нескольких сутрах Будда учил, что нирвана, радость полного уничтожения наших идей и концепций, а не страдания, является одной из трёх печатей Дхармы».

Описание

Три характеристики бытия :

  • саббе санкхара аничча — «все санкхары (обусловленные вещи) непостоянны»
  • саббе санкхара дуккха — «все санкхары неудовлетворительны»
  • саббе дхамма анатта — «все дхармы (обусловленные или необусловленные вещи) не имеют Я»

В Махаяне ( (англ.) ) однако, даны четыре характеристики :

  • непостоянство ( anityākāra )
  • страдание ( duḥkhākāra )
  • пустота ( śūnyākāra )
  • отсутствие Я ( anātmākāra ).

В сутре «Вопросы царя Нагов Сагары» Sāgaranāgarājaparipṛcchā эти четыре признака определены следующим образом:

  • все составные явления непостоянны (анитья);
  • все загрязнённые явления страдательны (дукха);
  • все явления лишены Я (анатман);
  • нирвана — это мир/покой (шанта/шанти).

В Самьюкта Агаме дана другая формулировка, в которой Будда учил непостоянству, не-Я и нирване как трём печатям Дхармы, в которой дуккху как третью печать Дхармы заменяет ниббана .

Объяснение

Аничча

Непостоянство ( пали anicca , IAST : anitya ) означает, что все обусловленные вещи ( санкхары ) находятся в состоянии постоянного изменения. Буддизм утверждает, что все физические и психические события возникают и исчезают . Человеческая жизнь воплощает этот поток в процессе старения и цикле повторного рождения и смерти ( сансара ); ничто не длится вечно и всё подвержено разрушению. Это применимо ко всем существам и их окружающей среде, включая существ, которые перерождаются в божественных мирах дэвов и в аду . В противоположность этому нирвана — это реальность, которая есть ничча т. е. не подвержена изменениям, разложению или смерти .

Дуккха

Дуккха ( IAST : duhkha ) означает «неудовлетворённость, страдание, боль» . Дуккха включает в себя физические и психические страдания, которые следует за каждым (англ.) , (англ.) , болезнью, смертью; неудовлетворённость из-за получения того, чего желаешь избежать или не получения желаемого, восприятия вещей как постоянных и обладающих неизменной сущностью и отсутствие удовлетворения от санкхара-дуккхи, в которой всё обусловлено .

Анатта

Анатта ( IAST : anatman ) относится к доктрине отсутствия неизменного и постоянного Я или души у живых существ и неизменной сущности во всех явлениях .

В то время как аничча и дуккха относятся ко всем обусловленным явлениям (санкхара), анатта имеет более широкое значение, поскольку она применима ко всем дхаммам без «обусловленно- необусловленной» характеристики. Таким образом, ниббана это также состояние отсутствия Я или анатта . Фраза «sabbe dhamma anatta» подразумевает каждую скандху (совокупность частей), которая составляет любое существо, а вера в существование неизменного «Я» является заблуждением, которое подлежит преодолению, чтобы покончить со всей дукхой . Буддийское учение об анатте отрицает существование постоянного неизменного «Я» в любом человеке или чём-либо ещё, и утверждает, что цепляние и привязанность к идее о постоянном и неизменном «Я» является источником дукхи . Однако некоторые буддийские традиции и учёные интерпретируют доктрину анатты строго по отношению к пяти совокупностям , а не как универсальную истину .

Применение

В буддизме невежество ( авидья , или моха; то есть неспособность понимать непосредственно) трёх признаков существования рассматривается как первое звено в общем процессе сансары, когда существо продолжает существовать в бесконечном цикле страданий. Считается, что ликвидация этого невежества через прямое понимание трёх признаков положит конец сансаре и, как следствие, этому страданию ( дуккха ниродха или ниродха сачча , как говорится в третьей из Четырёх Благородных Истин ).

Гаутама Будда учил, что все существа, обусловленные причинами ( санкхара ), являются непостоянными ( аничча ) и страдательными ( дуккха ), и отсутствие неизменного я ( анатта) характеризует все дхаммы, то есть нет «Я» или «моего» «в условном или необусловленном (то есть ниббане) . Учение о трёх признаках существования в Палийском каноне приписывается Будде .

Аналогия с пирронизмом

Греческий философ Пиррон совершил путешествие в Индию с армией Александра Македонского . Он провёл там примерно 18 месяцев, изучая индийскую философию у гимнософистов . После возвращения в Грецию Пиррон основал одну из главных школ эллинистической философии , пирронизм , которая базировалась на его интерпретации трёх характеристик бытия. Филолог Кристофер Беквис установил, что три термина, использованные Пирроном — адиафора , астатмета и анепикрита — представляют собой почти прямой переводы анатты , дуккхи и аниччи на древнегреческий .


Примечания

  1. Collins, Steven. (англ.) . — Cambridge, U.K.: Cambridge University Press, 1998. — P. 140. — 684 p. — ISBN 0-521-57054-9 . — ISBN 978-0-521-57054-1 .
  2. Gombrich, Richard F. (англ.) . — London: Routledge & Kegan Paul, 1988. — P. 47. — 237 p. — ISBN 0-203-13025-1 .
  3. (англ.) / Robert E. Buswell Jr.; Donald S. Lopez Jr.. — Princeton, NJ, 2013. — P. 42–43, 47, 581. — 1133 p. — ISBN 978-1-4008-4805-8 . 4 сентября 2020 года.
  4. Olson, Carl. (англ.) . — New Brunswick, N.J.: Rutgers University Press, 2005. — P. 63–64. — 291 p. — ISBN 0-8135-3778-9 .
  5. Translated by Daw Mya Tin, M.A. (англ.) . www.tipitaka.net. Дата обращения: 11 мая 2020. 10 июля 2019 года.
  6. , p. 22.
  7. , p. 30.
  8. (англ.) / Ulrich Timme Kragh. — Cambridge, Mass.: Harvard University, Department of South Asian studies, 2013. — 1429 p. — ISBN 978-0-674-72543-0 .
  9. (англ.) . 84000 Translating The Words of The Budda. Дата обращения: 5 мая 2020. 5 августа 2020 года.
  10. , p. 292.
  11. от 15 января 2020 на Wayback Machine , Encyclopædia Britannica (2013)
  12. Keown, Damien. (англ.) . — New ed. — Oxford: Oxford University Press, 2013. — P. 32–38. — 158 p. — ISBN 0-19-966383-1 .
  13. Harvey, Peter. (англ.) . — Second edition. — New York, 2012. — P. 32–33, 38–39, 46–49. — 521 p. — ISBN 978-0-521-85942-4 .
  14. (англ.) / Thomas William Rhys Davids; William Stede. — London: Published for the Pali Text Society by Luzac, 1966. — P. 355. — 738 p. — ISBN 81-208-1144-5 .
  15. Peter Harvey. (англ.) / Steven M. Emmanuel. — John Wiley & Sons, 2015. — P. 26–31. — ISBN 978-1-119-14466-3 . 11 января 2023 года.
  16. Carol Anderson. (англ.) . — Routledge, 2013. — P. 1, 22. — ISBN 978-1-136-81332-0 . 11 апреля 2020 года.
  17. Malcolm Huxter. (англ.) . — Routledge, 2016. — ISBN 978-1-317-50540-2 . 11 января 2023 года.
  18. Malcolm Huxter. (англ.) . — Routledge, 2016. — P. 1–10, Introduction. — ISBN 978-1-317-50540-2 . 11 января 2023 года.
  19. Bhikkhu Bodhi. (англ.) . — Simon and Schuster, 2005. — P. 67–68. — ISBN 978-0-86171-491-9 . 22 декабря 2019 года.
  20. от 10 декабря 2015 на Wayback Machine , Encyclopædia Britannica (2013)
  21. Richard Francis Gombrich; Cristina Anna Scherrer-Schaub. (англ.) . — 1st ed. — Delhi: Motilal Banarsidass издательствоs, 2008. — P. 195–223. — 264 p. — ISBN 978-81-208-3248-0 .
  22. Pérez Remón, Joaquín. (англ.) . — The Hague: Mouton, 1980. — 412 p. — ISBN 978-3-11-080416-4 .
  23. Harvey, Peter. (англ.) . — Second edition. — New York, 2012. — P. 57—62. — 521 p. — ISBN 978-0-521-85942-4 .
  24. (англ.) / Peter Harvey (2015). Steven M. Emmanuel (ed.). — First edition. — Chichester, West Sussex. — P. 34—37. — 736 p. — ISBN 978-0-470-65877-2 .
  25. Thanissaro Bhikkhu. . Tricycle: The Buddhist Review (англ.) . из оригинала 19 августа 2018 . Дата обращения: 19 августа 2018 .
  26. Phra Rajyanvisith. (англ.) . — 3rd ed. — Rajburi: Wat Luang Phor Sodh Dhammakayaram, 2009. — P. 12. — 218 p. — ISBN 978-974-8097-53-4 . — ISBN 974-8097-53-6 .
  27. Bhikkhu Bodhi. (англ.) . — Boston: Wisdom Publications, 2000. — P. 1457. — 2072 pages p. — ISBN 0-86171-331-1 .
  28. Richard Francis Gombrich; Cristina Anna Scherrer-Schaub. (англ.) . — 1st ed. — Delhi: Motilal Banarsidass Publishers, 2008. — P. 209. — 264 p. — ISBN 978-81-208-3248-0 . — ISBN 81-208-3248-5 .
  29. Dhammapada Verses 277, 278 and 279
  30. Pérez Remón, Joaquín. (англ.) . — The Hague: Mouton, 1980. — P. 210—225. — 412 p. — ISBN 978-3-11-080416-4 .
  31. Beckwith Christopher I. (англ.) . — Princeton University Press , 2015. — P. 22—59. — ISBN 9781400866328 . 30 ноября 2016 года.

Литература

Nhất Hạnh, Thích. . — First Broadway Books trade paperback edition. — New York, 1999. — 292 p. — ISBN 0-7679-0369-2 .

Walsh Maurice. (англ.) . — Boston: Wisdom Publications, 1995. — 648 p. — ISBN 0-86171-103-3 . — ISBN 978-0-86171-103-1 .

Источник —

Same as Три характеристики бытия