Ментальные факторы, психические факторы
(
санскр.
caitasika, chitta samskara
;
пали
cetasika
) — категории в
буддизме
, которые определены в учениях
абхидхаммы
как аспекты ума, воспринимающие качество объекта и обладающие способностью окрашивать ум. В абхидхамме умственные факторы классифицируются как мгновенные
формирования
(
санскр.
samskara
), сопровождающие
ум
(
санскр.
citta
)
. Альтернативные переводы включают «психические состояния», «психические события» и «сопутствующие состояния сознания».
Содержание
Введение
Согласно буддийской абхидхамме существует
два уровня истины
, относительный и абсолютный (саммути-сачча и параматтха-сачча). Анализ дхамм проводится на уровне параматтха-саччи. Всё сущее относится к четырём параматха-дхаммам, неизменяемым реальностям. Это
:
Читта
и
четасика
представляют собой ментальные феномены.
Четасика
означает «принадлежащий уму» (
пали
ceto
). Это ментальный фактор, который сопровождает
ум
(
пали
citta
) и воспринимает объект
. Вместе с рупой они являются
санкхара-дхаммами
, обусловленными дхаммами, которые не возникают сами по себе. Ниббана — это
асанкхата дхамма
, надмирская необусловленная дхамма,
локуттара читта
. То, что мы обычно называем «личностью», в абсолютном смысле является лишь постоянно возникающими и исчезающими
читтой
,
четасикой
и
рупой
.
Читта
и
четасика
— это
нама
, реальности, которые могут что-то переживать, тогда как
рупа
ничего не переживает
.
В комментарии к «Дхаммасангани», созданному Буддхагошей («Аттхасалини», «Толкователь»), отношения между умом и ментальными факторами уподоблены отношениям короля (ум), который пассивно сидит на троне, и его министров (умственные факторы)
. Современная
метафора
сравнивает ум с экраном в кинотеатре, а умственные факторы с изображениями, проецируемыми на экран. В этой аналогии мы обычно не замечаем экран, потому что слишком увлечены изображениями
. Бхикку Бодхи подчёркивает, что для Абхидхаммы характерен разбор кажущегося непрерывным потока сознания на последовательность отдельных мгновенных когнитивных событий (
читты
, сознания), представляющих собой сложный элемент, объединяющий сознание, как основу осознания объекта, и набор ментальных факторов, имеющих более специфические функции в процессе познания. Например, в
Сутта-питаке
опыт анализируется по
пяти формациям
, из которых четыре всегда соединены
.
Списки психических факторов
В буддизме существует множество различных систем
абхидхармы
(учения, которое систематично, непротиворечиво и абстрактно описывает мироустройство), и каждая система имеет свой собственный список наиболее значимых психических факторов
. Эти списки различаются как по количеству ментальных факторов, так и по их определениям. Они не считаются исчерпывающими; скорее в них представлены важные категории и психические факторы, которые полезно изучить, чтобы понять, как функционирует ум
.
Некоторые из основных комментариев к системам Абхидхармы, которые изучаются сегодня, включают
:
Семь универсальных ментальных факторов (
саббачиттасадхарана четасика
) являются общими (
садхарана
) для всего сознания (
sabbacitta,
саббачитта).
Бхиккху Бодхи
утверждает: «Эти факторы выполняют самые рудиментарные и важные когнитивные функции, без которых осознание объекта было бы совершенно невозможно»
.
Шесть случайных или особых ментальных факторов (
пакиннака четасика
) — это этически изменчивые умственные факторы, которые встречаются только в определённых видах сознания
. Это:
Неблаготворное сознание (акусалачитта) — это сознание, сопровождаемое тем или иным неблаготворным корнем — жадностью, ненавистью и заблуждением. Такое сознание называется нездоровым, потому что оно психически нездорово, морально заслуживает порицания и приводит к болезненным результатам.
Двадцать пять прекрасных ментальных факторов
25 прекрасных ментальных факторов (
собхана четасики
) сопровождают благотворное сознание (
кусала читта
). К ним относятся:
Благотворное сознание (кусалачитта) — это сознание, сопровождаемое благими корнями: нежадностью или щедростью, нененавистью или любящей добротой, а также незаблуждением или мудростью. Такое сознание психически здорово, морально безупречно и приносит приятные результаты.
В абхидхарме традиции махаяны
Изучение абхидхармы в традиции махаяна основано на санскритской системе абхидхармы школы
сарвастивада
. В рамках этой системы «Абхидхарма-самуччая» выделяет пятьдесят один умственный фактор:
Пять универсальных ментальных факторов
Пять универсальных умственных факторов (
сарватрага
):
Эти пять ментальных факторов называются
универсальными
или
вездесущими,
поскольку они действуют в любых ситуациях, связанных с умом. Если какой-либо из этих факторов отсутствует, то восприятие объекта является неполным. Например:
Если нет
спарши
(контакта), тогда не будет основы для восприятия.
Если нет
веданы
(чувства, ощущения), нет и удовольствия от объекта.
Если нет
санджня
(восприятия), то особые характеристики объекта не воспринимаются.
Если нет
четаны
(воли), то нет устремления к объекту и фиксации на нём.
Если нет
манасикары
(внимания), значит, нет удержания объекта
.
Пять ментальных факторов, определяющих объект
Пять ментальных факторов (
вишаянията
), определяющих объект:
чханда
— желание (действовать), намерение, интерес;
Thích Nhất Hạnh.
(англ.)
. — First Broadway Books trade paperback edition. — New York, 1999. — P. 73—74. — 292 p. —
ISBN 0-7679-0369-2
.
, p. 321.
Jamgon Mipham Rinpoche, Shenpen Lhamo.
(англ.)
/ Erik Pema Kunsang. — 1st published ed. — Hong Kong: Rangjung Yeshe Publications, 1997. — P. 23. — 3 volumes (274 pages) p. —
ISBN 962-7341-29-0
.
25 мая 2022 года.
↑
, p. 456.
, p. 3—4.
, p. 3.
↑
, p. 4.
, p. 41— 42.
↑
Alexander Berzin.
(англ.)
.
studybuddhism.com
. Дата обращения: 2 декабря 2022.
2 июля 2022 года.
, Kindle Locations 2140-2142.
, Kindle Locations 2232-2234.
↑
, Kindle Locations 1320-1324.
, p. 409— 414.
, p. 487— 488.
Литература
Ачарья Ануруддха.
Исчерпывающее руководство по Абхидхамме. Абхидхамматха-сангаха / под общ. ред. Бхикку Бодхи, пер. с англ. Е. Гаврилов. —
М.
: Ганга, 2018. — 624 с. —
ISBN 978-5-9500732-5-0
.
Tashi Tsering.
(англ.)
. — Boston: Wisdom Publications, 2006. — xvi, 156 p. —
ISBN 0-86171-272-2
.
Bodhi, Bhikkhu.
. — Buddhist Publication Society, 2012.
Nina Van Gorkom.
(англ.)
. — London, 2014. — 326 p. —
ISBN 1897633300
.
Goleman, Daniel.
Destructive Emotions: A Scientific Dialogue with the Dalai Lama. — Bantam: Kindle Edition, 2008.
Guenther, Herbert V.; Kawamura, Leslie S.
(англ.)
. — Emeryville, California: Dharma Publishing, 1975. — xxix, 133 p. —
ISBN 0-913546-07-0
.