Метта Сутта
— это название двух
буддийских
сутт
(
пали
sutta
), которые входят в
Палийский канон
. Одна из них, которую чаще всего декламируют
тхеравадинские
монахи, также упоминается как Каранияметта сутта (
пали
Karaṇīyamettā Sutta
) благодаря
вступительному слову
пали
Karaṇīyam
— «(Это то, что) должно быть сделано»
. Эта сутта входит в
Сутта-нипату
(СН 1.8) и
Кхуддакапатху
(Kх 9). Состоит из десяти стихов и восхваляет как добродетельные качества, так и медитативное развитие
метты
(
пали
mettā
), традиционно переводимой как «
любящая доброта
»
или «дружелюбие»
. Перевод «благожелательность» подчеркивает, что эта практика используется для развития необусловленного пожелания добра объекту медитации
.
Другая сутта, также декламируемая тхеравадинскими монахами, воспевает пользу практики
метта
. Она входит в состав
Ангуттара никая
(АН 11.15) и также упоминается как Меттанисамса сутта . Данная статья посвящена первой сутте.
Краткое описание
В
Палийском каноне
буддизма
Тхеравады
метта — одна из четырёх «божественных обителей» (пали:
брахмавихара
), рекомендуемая для культивирования межличностной гармонии и медитативной концентрации (например,
камматтхана
). В более поздних канонических произведениях (например, в
Чарияпитаке
) метта является одной из десяти «
добродетелей
» (
пали
pāramī
), способствующих достижению Пробуждения (
бодхи
), и её развитие считается необходимым условием для достижения
(англ.)
(
.
Согласно
постканоническому
комментарию
к
Сутта-нипате
, Метта сутта повествует о том, как призраки напугали группу монахов в лесу, куда Будда послал их медитировать. Когда монахи обратились к
Будде
за помощью в борьбе призраками, тот научил их Метта сутте как противоядию от страха. Монахи читали сутту и чувствовали себя лучше. Их хорошее настроение в свою очередь успокоило призраков
.
Содержание
Метта сутта содержит ряд памятований о моральных качествах и условиях, которые способствуют развитию метты посредством добродетельных качеств и
медитации
. Они включают в себя прямодушие, честность, откровенность, способность легко исправляться, доброту, отсутствие высокомерия, удовлетворённость, нетребовательность, отсутствие многочисленных обязанностей, спокойный ум, умелость, скромность, отсутствие жажды обретения сторонников и не совершение поступков, порицаемых мудрыми
.
С точки зрения медитативного развития речь идёт о:
-
осознанном желании, способствующем возникновению метты (
пали
sukhino vā khemino hontu
—
пусть все существа будут счастливы и в безопасности);
-
средстве формирования медитативных объектов для такого желания (перечисление разных размеров, степени близости и т. д.)
-
метафоре — оберегающая любовь матери к своему единственному ребенку — так же следует относиться и к объекту медитации и бережно его охранять. (Примечание: зачастую это неверно истолковывается как
метафорический
прототип чувства, которое мы должны развивать в отношении других)
.
-
методе излучения метты наружу во всех направлениях
.
На практике
Сутту часто декламируют во время религиозных служб в традиции Т
тхеравады
, но она также популярна и в
Махаяне
.
См. также
Примечания
-
Shantideva.
(рус.)
.
Архив Дхармаракшиты
(1 апреля 2016). Дата обращения: 20 июня 2020.
1 апреля 2016 года.
-
Bodhi, Bhikkhu.
(англ.)
. — 1st. — Boston, Mass.: Wisdom Publications, 2005. — P. 90, 131, 134. — xxiv, 485 p. —
ISBN 0-86171-491-1
,.
15 июля 2021 года.
-
Gethin, Rupert.
(англ.)
. — Oxford. — P. 26, 30. — xi, 333 p. —
ISBN 978-0-19-158789-4
. —
ISBN 0-19-158789-3
.
13 июля 2021 года.
-
Harvey, Peter.
(англ.)
. — Cambridge: Cambridge University Press, 1990. — P. 247—8. — xxii, 374 p. —
ISBN 0-521-30815-1
. —
ISBN 978-0-521-30815-1
.
-
Ñāṇamoli, Bhikkhu & Bhikkhu Bodh.
(англ.)
. — Boston: Wisdom Publications in association with the Barre Center for Buddhist Studies, 1995. — P. 120, 374, 474. — 1412 p. —
ISBN 0-86171-072-X
. —
ISBN 978-0-86171-072-0
.
16 июня 2020 года.
-
Salzberg, Sharon.
(англ.)
. — 1st. — Boston: Shambhala, 1995. — xii, 193 p. —
ISBN 1-57062-037-7
. —
ISBN 978-1-57062-037-9
.
6 октября 2008 года.
-
Walshe, Maurice.
(англ.)
. — Boston: Wisdom Publications, 1995. — P. 194. — 648 p. —
ISBN 0-86171-103-3
. —
ISBN 978-0-86171-103-1
.
-
Rhys Davids Thomas W., Stede William.
Mettā
// The Pali-English Dictionary
(англ.)
. —
Pali Text Society
, 1921. — P. 504.
-
Kamalashila, Dharmachari.
(англ.)
. — 2nd ed. — Birmingham: Windhorse, 1996. — 278 p. —
ISBN 1-899579-05-2
. —
ISBN 978-1-899579-05-1
.
-
↑
Дмитрий Ивахненко по переводу с пали Тханиссаро Бхикху.
(неопр.)
.
dhamma.ru
. Дата обращения: 24 июня 2020.
7 июля 2012 года.
-
↑
Thanissaro Bhikkhu.
(англ.)
.
www.accesstoinsight.org
. Дата обращения: 20 июня 2020.
23 июля 2019 года.
-
Bodhi, Bhikkhu.
(англ.)
.
Bodhi Monastery
(9 апреля 2005).
15 декабря 2018 года.
-
Гунаратана Бх.
Глава 1. Метта. Наше естественное состояние
// Любящая доброта простыми словами. Практика метты / О. Турухина. — Ганга, 2018. — С. 208. —
ISBN 978-5-6040003-5-9
.
-
Bodhi, Bhikkhu.
(англ.)
. Bodhi Monastery (23 апреля 2005).
15 декабря 2018 года.