Дхутанга
(
пали
dhutaṅga
«отречение»
, термин, известный на
тайском языке
как «Тхудонг»;
синг.
ධුතාඞ්ග
) представляет собой группу из тринадцати аскез или аскетических практик, наиболее часто соблюдаемых последователями
(англ.)
(
буддизма Тхеравады
. Хотя Будда не требовал выполнения этих практик, они были рекомендованы тем, кто тяготел к большему аскетизму.
Содержание
Описание
Все лесные монахи соблюдают хотя бы одну из аскез дхутанги. Аскезы дхутанга предназначены для углубления практики
медитации
и способствуют ведению Святой жизни. Их цель — помочь практикующему развить непривязанность к материальным вещам, включая тело.
Тринадцать практик дхутанги
В разных частях
Палийского канона
упоминается тринадцать аскетических практик
. Кроме того, комментарий V века
Висуддхимагга
посвящает их обсуждению целую главу и перечисляет практики следующим образом:
Практика ношения ветоши (памсукуликанга) — соблюдающий носит только одежду, сделанную из выброшенной или грязной ткани, и отказывается принимать и носить готовую одежды, предлагаемой домовладельцами.
Практика ношения тройного одеяния (тэчивариканга) — соблюдающий может иметь и носить только три рясы и никаких дополнительных одежд.
Практика пропитания милостыней (пиндапатиканга) — соблюдающий употребляет только пищу, собранную на пиндапате, отказываясь от пищи в вихаре или предложенной по приглашению в доме мирянина.
Практика сбора милостыни от дома к дому (сападаниканга) — во время сбора милостыни соблюдающий не пропускает ни одного дома, не выбирая для посещения только богатые или дома щедрых хозяев и т. д.
Практика одного приёма (экасаниканга) — приём пищи один раз в день и отказ от другой еды, предложенной до полудня. (монахи, если они не больны, не могут принимать пищу с полудня до рассвета следующего дня. )
Практика питания из чаши (паттапиндиканга) — соблюдающий ест только из своей чаши, в которой пища перемешивается, а не из тарелок.
Практика последующего отказа от еды (кхалу-паччха-бхаттиканга) — отказ от еды после того, как соблюдающий показал, что он удовлетворён, даже если миряне хотят предложить больше.
Практика лесного жителя (аранниканга) — отказ от жизни в городе или деревне, жизнь в уединении, вдали от всех отвлекающих факторов.
Практика обитания у корней дерева (руккхамуликанга) — жизнь под деревом без крова.
Практика обитания под открытым небом (аббхокасиканга) — отказ от крыши и укрытия под деревом, практику можно проводить, укрывшись палаткой из рясы.
Практика обитания в склепах (сусаниканга) — проживание в могильнике, на
кладбище
или месте кремации или поблизости от них (в древней Индии в таких местах были брошенные и непогребённые, а также некоторые частично кремированные трупы).
Практика использования любой постели (йатха-сантхатиканга) — довольствование любым жилищем, предназначенным для сна.
Практика сидельца (несаджиканга) — соблюдающий придерживается только трёх поз: стоячей, сидячей и при ходьбе и никогда не ложится.
Знаменитые практикующие прошлого
Маха Кассапа Теро (величайший из практикующих Дхутанга)
Сарипутта Теро (величайший среди мудрых и величайший среди практикующих Дхутанга)
Хадиравания Ревата Теро (величайший среди лесных жителей)
Баккула Теро (величайший из сидельцев)
Мограджа Теро (величайший из носителей грубых ряс)
Налака Теро (новичок в Налака Патипада)
Известные современные практикующие
Таиланд
— Ajahn Sao Kantasilo, Ajahn Mun Bhuridatta,
(англ.)
(
,
(англ.)
(
, Luang Pu Waen Sucinno, Ajahn Thate