Interested Article - Феодосий Васильев
- 2021-10-18
- 1
Феодосий Васильев (ум. 1711) — основатель старообрядческого Феодосиевского согласия .
Биография
Феодосий Васильев родился в семье православного священника Крестецкого Яма (ныне Крестцы ), Новгородской губернии , Василия Евстратиевича, потомка рода « благородных [Ладыженские]х дворян, или Ладыженских ». По смерти отца Феодосий был практически насильно отвезён жителями Крестецкого Яма в Новгород и представлен митрополиту Корнилию « для поставления на место отца », но за « младость » определён лишь дьячком .
Первое время службы он ратовал за никоновы исправления и враждебно относился к отделившимся от господствующей церкви . В 1690 году под влиянием каких-то « боголюбивейших мужей » он изменил взгляды и всенародно « диачества отречеся ». После этого был « по святым правилом, от некоих правоверных христиан » перекрещен и наречён Дионисием . Вместе с ним были перекрещены и его жена, все дети и два брата .
После этого он оставил Ям и поселился в соседнем с ним селе, где через некоторое время умерли его жена и дочь. Овдовев, Феодосий, по словам раскольничьего « Жития » его, « зело прилежаше добродетельному спеянию » и « прилежно чтяше » священные писания, « днём и нощию… поучашеся » . Получив необходимые знания, Феодосий почувствовал в себе призвание к проповеди и начал обходить « страны, грады, веси и села », наставляя в истинах древнего благочестия. Вскоре он делается одним из « отцов » новгородской беспоповщинской общины и приобретает такое решительное влияние на всю её жизнь и устройство, что впоследствии община стала носить его имя, называясь федосеевским толком .
Около 1692 года Феодосий Васильев ездил от имени общины в Швецию , на Чёрную мызу, близ Нарвы , для обличения одного заблуждающегося брата. 1 июля 1692 года при его содействии был держан в Великом Новгороде первый общинный собор, отчасти по поводу упомянутой поездки. В 1694 году второй подобный собор проходит несомненно под его главным руководством. Успехи нового расколоучителя встревожили новгородские власти, и те начали его разыскивать. Узнав об этом, Феодосий с матерью и сыном уехал в 1699 году за польскую границу, куда к нему в большом числе стали собираться из России его последователи .
За границей он устроил две обширных обители — мужскую и женскую — и стал во главе их. Отсюда время от времени Феодосий ездил в Россию для встреч со своими последователями в Новгороде и Новгородском крае; в 1703 и 1706 годах он заезжал на Выг для догматических споров с тамошними беспоповщинскими наставниками. По мере того как основанные Феодосием в Польше монастыри богатели, существование их делалось все затруднительнее из-за постоянных вымогательств со стороны польских войск. « Не без утеснения им бяше » также и от русских войск, находившихся в пределах Польши по случаю Северной войны . Поэтому после девятилетнего пребывания на чужбине Феодосий решил возвратиться в Россию .
Князь А. Д. Меншиков позволил Феодосию Васильеву поселиться « со всем братством и с прочими многочисленными христианы » в Вязовской волости Великолуцкого уезда и постарался, чтобы переселенцам не чинилось никаких притеснений от светских и духовных властей. В 1710 году князь отдал во владение федосеевцам Ряпину мызу в Юрьевском уезде , но ещё не разрешал им переселиться туда. Чтобы ускорить это дело, Феодосий отправился в Новгород, к чиновнику, от которого оно зависело, но неожиданно был задержан слугами митрополита Иова , закован в кандалы и посажен в палату под келией митрополита. После допросов и бесплодных состязаний и увещаний со стороны митрополита и других лиц его заперли в помянутой палате, полной « темноты и праха », где он через «четыре седмицы» и скончался (18 июля 1711 года) . После его смерти Федосеевское согласие возглавил его сын Евстрат .
Феодосий выступил с собственным учением, которое, правда, касалось преимущественно обрядовых и бытовых мелочей. Сходясь в основном с поморцами , он отличался от них тем, что признавал брачный союз , заключённый супругами до перехода в раскол, законным, нарицал настоятельствующих по нужде « нуждними епископами », именовал торжищное брашно скверным, ввёл у себя чтение священнических молитв при рождении, крещении и погребении и даже употребление священнических поручей, принимал титлу, положенную Пилатом на кресте Иисусовом, не содержал аллилуйных поклонов и т.д. Воззрения свои он изложил в сочинениях, написанных в целях полемики с поморскими наставниками (разошёлся с ними в 1703 году), нижегородскими раскольниками и православными. Кроме того, им составлено «определение» новгородского раскольничьего собора 1694 года .
Избранная библиография
- «Послание к Андрею Денисову о догматех и титле» (изд. П. Смирновым в «Спорах и раздел. в русском расколе в первой четверти XVIII в.»);
- «Послание к Андрею Денисову о браке в 1710 году» (изд. в сочинении проф. П. Смирнова «Из истории раскола первой половины XVIII в.», СПб., 1908);
- Послание к Андрею Денисову о том же (рукопись);
- «Послание на Выг о браке в обличение А. Денисова» (рукописмь);
- «Письмо второе из Польши в поморье о разногласиях с поморцами» (издано в «Чтения Императорского общества истории и древностей Росийских», 1869 г.);
- «Беседа с православным в декабре 1707 года» (рукопись);
- «Начертанный в Польше церковный собор для уничтожения некиих несовершенств в церкви» (рукопись);
- «Три послания пастырям душ о благоустройстве церкви» (рукопись);
- «Увещание держаться раскола» (изд. П. Смирновым в «Спорах и раздел. в русском расколе в первой четверти XVIII в.»)
- «Увещевание бегать и таиться» (изд. П. Смирновым в «Спорах и раздел. в русском расколе в первой четверти XVIII в.»).
Примечания
- ФЕОДОСИЙ // — М. : Большая российская энциклопедия , 2004.
- ↑ // — СПб. : 1913. — Т. 25. — С. 327—328.
- В. М—н // / под ред. К. К. Арсеньев , Ф. Ф. Петрушевский — СПб. : Брокгауз — Ефрон , 1892. — Т. Vа. — С. 612.
- ↑ // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. — М. , 1896—1918.
- Дружинин В. Г. «Писания русских старообрядцев», СПб., 1912 год.
- Иоаннов П . «Полное историческое известие о раскольниках», СПб., 1831 г.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Макарий . «История русского раскола», СПб. , 1858 г.
- Попов H. «Материалы для истории беспоповщинных согласий в Mоскве». «Чтения Императорского общества истории и древностей Росийских», 1869 год.
- Смирнов П. «Из истории раскола в первой половине XVIII века», СПб., 1908 г.
- // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. — М. , 1896—1918.
- Смирнов П. «Внутренние вопросы в расколе», СПб., 1898 г.
Литература
- // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. — М. , 1896—1918.
-
Миловидов В. Ф.
// Религии народов современной России: Словарь / Ред-кол.:
Мчедлов М. П.
(отв. ред.),
,
Басилов В. Н.
и др. — 2-е изд., испр. и доп. —
М.
:
Республика
, 2002. — С. 531. — 624 с. —
4000 экз.
—
ISBN 5-250-01818-1
.
- Дружинин В. Г. «Писания русских старообрядцев», СПб., 1912 г.
- Иоаннов П . «Полное историческое известие о раскольниках», СПб., 1831 г.
- Макарий . «История русского раскола», СПб., 1858 г.
- Павел Любопытный . «Исторический словарь и каталог староверной церкви», изд. Н. Попова, M., 1886.
- Попов H. «Материалы для истории беспоповщинных согласий в Mоскве». «Чтения Императорского общества истории и древностей Росийских», 1869 г.
- Смирнов П. «Из истории раскола в первой половине XVIII века», СПб., 1908 г.
- 2021-10-18
- 1