Interested Article - Феодосий Гугуревич
- 2021-02-18
- 2
Феодосий Гугуревич (ум. 1690) — игумен Русской православной церкви , ректор Киево-Могилянской коллегии с 1686 по 25 декабря 1689 года.
Биография
О детстве и мирской жизни Феодосия Гугуревича сведений практически не сохранилось, да и последующие биографические данные о нём очень скудны и отрывочны; известно что он был лет пять игуменом Батуринского монастыря . После , умершего 7 февраля 1682 года, был избран игуменом Киевского Златоверхо-Михайловского монастыря и 1 марта этого же года выехал из Батурина в Киев .
С 1686 до 1689 год Феодосий Гугуревич был игуменом Киево-Братского монастыря , ректором Киево-Могилянской коллегии ; в документе от 10 декабря 1688 года он называется ещё и тем и другим. В его игуменство и ректорство, по трактату вечного мира между Россией и Польшей 1686 года, Киев, а вместе с ним и Киево-Братская коллегия отошли навсегда к России. Вследствие этого в материальном отношении Киево-Братский монастырь и коллегия много потеряли, потому что польское правительство присвоило себе их земельные имущества, оставшиеся в пределах Речи Посполитой . С другой стороны, теперь уже рушились сами собой те стеснительные ограничения со стороны польского правительства, в силу которых в Киево-Братской коллегии могли преподаваться науки не далее диалектики и логики; интересы русского правительства и русской православной церкви, наоборот, требовали, чтобы православное богословие было введено в круг преподаваемых в коллегии наук; оно и было введено с 1689 года; получены были и другие права с переименованием коллегии в Академию .
Феофан Прокопович , учившийся в коллегии в ректорство Феодосия Гугуревича, в письме к киевскому архиепископу Рафаилу Заборовскому от 8 марта 1736 года из Санкт-Петербурга описывает яркую картину печального состояния материальной стороны Братского монастыря, причем причины такого явления усматривает не только в незнании экономии, но и в нерадении, лености, пьянстве и хищении монастырского добра . После ректорства Феодосий Гугуревич был еще игуменом Максаковского монастыря один год; « а в бедах и скорбех, после максаковского игуменства, страдал также целый год и 25 декабря 1690 г. », — повествует Димитрий Ростовский в своем диариуше, — « преставился в нашем (Батуринском) монастыре » .
С. Т. Голубев в объяснение причин, побудивших Феодосия Гугуревича оставить киево-михайловское игуменство, приводит такую выдержку из дел Малороссийского приказа: « июля в 29 день 1683 г. к великим государям писал гетман с посланцом своим Василием Кочубеем, что Кирилловскаго монастыря игумена Иннокентия Монастырскаго игумен бывший Михайловский Феодосий Гугуревич зависти ради огласил изменническими преступлениями… за то Феодосий Гугуревич отставлен » .
Из очерка «Грешный игумен» О. И. Левицкого видно, что Феодосий Гугуревич после обучения в киевской коллегии и преподавательства в ней в годы ректорства Лазаря Барановича , своего патрона и учителя, на первых порах занял (около 1677 года) скромное место « духовного отца рукоположенцев архиепископа черниговского » (Л. Барановича); в 1681 году, уже в звании батуринского игумена, ездил в Москву с ходатайством о покупке в царскую казну разных книг, напечатанных Лазарем Барановичем в его черниговской типографии. Тут же рассказана история сожительства «грешного» максаковского игумена Феодосия Гугуревича с «дивкой Мотрей», откровенно изложенная в актовой книге Борзенской ратуши (об этом и в « Описании старой Малороссии » A. M. Лазаревского , том II), и сообщается о деспотизме его, жестоких наказаниях братии и даже « замордованию » (замучил до смерти) монаха Гавриила, о его пьянстве, употреблении скоромной пищи: « безпечне игумен куры печеныи з маслом и голубы смаженыи уживает » и т. д. За такие проступки Феодосий Гугуревич лишен был и максаковского игуменства, и в качестве простого чернца водворен в Батуринском монастыре , в котором некогда настоятельствовал .
Примечания
- ↑ // — СПб. : 1913. — Т. 25. — С. 332—333.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- «Киево-Златоверхо-Михайловский монастырь», исторический очерк, Киев, 1889 год.
- ↑ Б. Ж. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. — М. , 1896—1918.
- Аскоченский В. «Киев с древнейшим его училищем — Академией», часть I, Киев , 1856 год.
- Петров Н. И. «Киевская духовная академия» (X том Богословской энциклопедии).
- Сочинения Святого Димитрия, митрополита Ростовского, часть I.
- «Киевская академия в конце XVII и начале XVIII ст.» // «Труды Киевской духовной Академии», ноябрь, 1901 г.
- Московский Архив Министерства Юстиции России.
- «Очерки народной жизни в Малороссии во второй половине XVII века» // « Киевская старина », сентябрь, 1901 г.
Литература
- // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. — М. , 1896—1918.
- 2021-02-18
- 2