Interested Article - Буян-Бадыргы, Монгуш
- 2020-10-30
- 1
Монгу́ш Буя́н-Бадыргы́ ( тув. Хүн Ноян Моңгуш Буян-Бадыргы Үгер-Даа ; 25 апреля 1892 — 22 марта 1932 года ) — тувинский общественный и государственный деятель, основоположник тувинской государственности .
Биография
Ранние годы
Буян-Бадыргы родился 25 апреля 1892 года в местечке Аянгаты в семье табунщика Номчула Монгуша. Был усыновлён дядей нойоном Хемчикского Даа-кожууна Монгушом Хайдыпом (Буурул Ноян).
Хайдып Угер-даа был, пожалуй, одной из наиболее ярких и сильных личностей в политической истории Тувы. Встречавшиеся с ним европейские и русские путешественники отмечали его высокую образованность, аристократизм, управленческий талант. Однако Хайдып, судя по всему, не совсем ясно представлял себе масштабы и силу северного соседа. После поражения России в русско-японской войне отношение нойона к русским поселенцам резко изменилось, фактически началось их изгнание . Ситуация обострялась, Хайдып был приглашён сибирскими казаками в Усинск на переговоры. Там по словам самого Хайдыпа был отравлен ядом за несговорчивость. Долго болел, похоронен с большими почестями на горе возле устья р. Шеми.
Буян-Бадыргы с детства отличался остротой ума, большим чувством собственного достоинства, прекрасными манерами и склонностью к разумным компромиссам. Современники отмечали его образованность. Он свободно владел, кроме родного, монгольским, тибетским и русскими языками . Именно от Хайдыпа Буян-Бадыргы перенял остроту ума, чувство собственного достоинства, прекрасные манеры и склонностью к разумным компромиссам. В 1908 году, после смерти приёмного отца, в 16 лет он становится клановым вождём — Даа-нойоном. Несмотря на возраст, пользовался заслуженным авторитетом у тувинцев , русских и монголов . Современники отмечали его образованность. Буян-Бадыргы был учеником монгольского ламы Оскала Уржута, свободно владел, кроме родного, монгольским, тибетским, китайским и русским языками.
В 1912 году, после Синьхайской революции и последовавшего ослабления китайской власти, Буян-Бадыргы оказался среди «русофилов». Он и его духовный наставник, дядя Чамзы-Камбы составили обращение к русскому царю Николаю II с просьбой о покровительстве. Данное прошение, подкреплённое историческими фактами, было доложено Николаю II. 4 апреля 1914 г. царь наложил резолюцию о своём согласии на протекторат России над Урянхайским краем.
Созыв Хурала и провозглашение независимости Тувы
Ещё до начала учредительного съезда Буян-Бадыргы собрал правителей Хемчикского кожууна и разработал проект Конституции, где объявлялся суверенитет Танну-Тувы . Проект был предложен, наряду с проектом И. Сафьянова (Эккендея) , на рассмотрение съезда и получил одобрение. Буян-Бадыргы председательствовал на тройственной конференции представителей Тувы, СССР и МНР в 1924 году и в немалой степени содействовал её успешной работе. По результатам конференции Советский Союз (в 1924) и Монголия (в 1926) признали независимость Тувинского государства.
Политическая деятельность и посты
С 1908 — даа-нойон Хемчикского даа-кожуна.
В 1921 избран первым председателем правительства республики Танну-Тува; в 1922 — заместителем председателя совета министров. В 1923 избран председателем совета министров.
В ноябре 1926 года на сессии Малого Хурала его избрали министром финансов республики.
С его участием были разработаны и приняты конституции республики 1921, 1923, 1924 и 1926 годов. Под его руководством был создан тувинский ревсомол.
Религиозно-просветительская деятельность
Силой авторитета Буян-Бадыргы поддерживал буддизм , активно участвовал в созыве Всетувинского съезда лам . Одно время являлся председателем законодательной комиссии, писал закон о браке и семье.
Семья
Проживал вместе с семьёй в Дзун-Хемчикском кожууне в местечке Кадыр-Эл (до 1929 года, пока его не арестовали). У Буяна-Бадыргы не было собственных детей, но в 1910—1920 годах (точно неизвестно) он удочерил годовалую дочку знакомых, назвав её Дембикей.
Арест и смерть
Буян-Бадыргы был арестован в 1929 году, содержался в тюрьме. В марте 1932 года на заседании Политбюро ЦК ТНРП Монгуш Буян-Бадыргы вместе с другими был обвинён в «контрреволюционных бандитско-грабительских» действиях, участии в Хемчикском восстании «чёрно-жёлтых» феодалов в 1924 году и расстрелян . Вместе с ним был расстрелян бывший премьер-министр Куулар Дондук .
Монгуш Буян-Бадыргы был реабилитирован в 1994 году (окончательно только в 2007).
Память
- В 2014 г., на 100 юбилей города Кызыл был открыт памятник Буян-Бадыргы, который находится около музея им. Алдан-Маадыр (60 богатырей).
- В нескольких населённых пунктах Республики Тува именем Буян-Бадыргы названы улицы.
- В городе Чадан Дзун-Хемчикского кожууна республики Тува работает краеведческий музей им. Буян-Бадыргы .
- В Кызыле работает гостиница, носящая имя Буян-Бадыргы.
- 14 июня 2012 года в Республике Тыва был учреждён орден «Буян-Бадыргы» трёх степеней.
Комментарии
- Ныне — село в Барун-Хемчикском кожууне , Тыва , Россия .
- После упразднения города Усинска в 1913 году на его месте остались два разделённых рекой Ус села с парными названиями — Верхнеусинское и Нижнеусинское
Примечания
- Б. А. Мышлявцев. Тыва дискек кырында - Тува на коленях. 2007. Глава 2.
- Хоз-оол, Нелли . Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва . 6 июня 2022 года.
- . Дата обращения: 15 ноября 2009. Архивировано из 8 декабря 2013 года.
- . Дата обращения: 15 ноября 2009. Архивировано из 25 августа 2007 года.
- . Дата обращения: 15 ноября 2009. 18 февраля 2010 года.
Литература
- Монгуш Борахович Кенин-Лопсана Буян-Бадыргы (2000)
- Салимаа Ховалыг Личность в истории: Монгуш Буян-Бадыргы (1892—1932) 2007г
- Ламажаа Ч. К. Поколенческий подход к истории Тувы XX века 2007г
- Сайда Саая Развитие взаимоотношений Советского Союза и Тувы в 1921 −1944 гг. 2001г
- (недоступная ссылка)
- 2020-10-30
- 1