Interested Article - Ислам во внешней политике СССР

Исла́м во вне́шней поли́тике СССР играл разную роль в различные периоды. Мусульманские страны рассматривались в СССР как территории, которые могут перейти к социализму. Кроме того, поддержка национально-освободительного движения в мусульманских странах должна была ослабить противников СССР — Англию (до Второй мировой войны ) и США (после Второй мировой войны). Поэтому в 1920-е годы СССР использовал своих мусульманских лидеров для установления контактов с мусульманскими странами ( Египтом , Хиджазом и другими).

В послевоенный период на фоне деколонизации исламский фактор использовался для привлечения в сферу влияния СССР освободившихся мусульманских стран. В 1960-е — 1980-е годы в СССР часто ездили мусульманские духовные лидеры из арабских стран, которым советские власти показывали, что в Советском Союзе есть свобода исповедания для ислама, а советские мусульманские республики процветают.

Кроме того, в конце 1940-х — 1980-е годы советские мусульманские духовные лидеры (как и главы иных конфессий) должны были участвовать в «борьбе за мир»: подписывать разные декларации за разоружение и с осуждением агрессии капиталистических стран. Эта борьба финансировалась за счет фактически принудительных взносов советских духовных управлений мусульман и представителей зарегистрированного мусульманского духовенства в Фонд мира .

Для работы с единоверцами за рубежом был в ходе конференции мусульман СССР в Ташкенте в 1962 году учрежден Отдел по международным связям, который номинально был создан (и финансировался) всеми четырьмя советскими Духовными управлениями мусульман, но фактически подчинялся Совету по делам религиозных культов . Советские мусульманские духовные лица (как и духовные лица иных конфессий) выезжали за границу, где рассказывали единоверцам о том, что в СССР мусульманские народы процветают и могут свободно отправлять обряды.

Участие советских мусульманских лидеров во внешней политике (несмотря на высокие затраты духовных управлений) в 1960-е — 1970-е годы имело для советской мусульманской общины положительные последствия. Во-первых, советская власть была вынуждена разрешать ремонтировать те мусульманские объекты (в частности, мечети), которые приходилось показывать иностранцам-мусульманам. Во-вторых, совместное участие советских мусульман и лидеров иных конфессий в различных конференциях приводило к межконфессиональному диалогу и к терпимости между служителями разных религий. В-третьих, советской власти пришлось разрешить мусульманских духовным управлениям издавать Коран , а также (с рядом ограничений) организовывать хадж .

Ислам в советской внешней политике 1920-х — 1930-х годов

Советская власть в 1920-е — начале 1930-х годов активно привлекала мусульманских религиозных авторитетов для ведения своей внешней политики. При это власти СССР исходили из того, что необходимо разжигать мировую революцию в мусульманских странах Востока. Лидеры советских мусульман очень подходили для налаживания контактов с мусульманской оппозицией восточных государств и зависимых территорий. В июне 1922 года в составе Секретно-оперативного управления ГПУ был создан Восточный отдел . Особое место во внешнеполитических планах уделялось Мекке . В 1924 году Народный комиссар иностранных дел Георгий Чичерин писал: «Проникнуть в Мекку для нас вопрос первостепенной важности» . При этом Мекка рассматривалась советской властью как центр аниколониальных заговоров, где собирались раз в год мусульманские элиты со всего мира . В 1924 году в Джидде было открыто советское консульство и к консулу Хакимову стали обращаться за защитой паломники из Кашгарии, ссылаясь на дореволюционную практику

В 1926 году делегация советских мусульман приняла участие в работе суннитского Всемирного мусульманского конгресса в Мекке, причём председатель советского Центрального управления мусульман Ризаитдин Фахретдинов был избран вице-председателем конгресса .

Советские паломники из Средней Азии в Эминёню , турецкая открытка 1930 года

Власти СССР в конце 1920-х годов попытались использовать иностранный хадж для приобретения влияния на мусульманском Востоке. До Первой мировой войны через территорию Российской империи ежегодно следовали в хадж паломники из Афганистана и Индии. В 1925 году Хакимов предложил Чичерину упростить получения визы и взять под защиту паломников из Китая, Персии и Афганистана, разрешив им следовать в Мекку через советскую территорию и на советских пароходах . В 1926 году персидские мусульмане обратились в Народный комиссариат иностранных дел СССР, прося разрешить им доступ на дореволюционные маршруты хаджа . Аналогичные просьбы поступали в советские консульства в Синьцзяне — китайские мусульмане хотели ехать в хадж через СССР, а не через Индию: советский маршрут давал возможность посетить Константинополь , а также избежать тропической индийской жары (хадж в конце 1920-х годов приходился на лето) .

В феврале 1926 года Чичерин подал в Политбюро проект, в котором предложил поддержать транспортировку иностранных паломников, а также посылать в хадж избранных советских мусульман как политических агентов . В 1926 году Народный комиссариат иностранных дел СССР уполномочил своих консулов в Персии, Джидде, Константинополе, Синьцзяне и Афганистане выдавать паспорта иностранным паломникам . Совторгфлот сообщил своим конторам на местах (в Уфе , Астрахани , Батуми , Тбилиси и других городах), что восстанавливается проект царских пароходных компаний по привлечению иностранных паломников на российские маршруты хаджа . При этом Совторгфлоту было запрещено продавать билеты в хадж советским гражданам .

Советские представители массово выдавали транзитные паспорта паломникам в Персии , Афганистане и Синьцзяне , которых перевозили из Одессы (дореволюционного транзитного центра хаджа) на советских пароходах, советский консул в Джидде предлагал поддержку паломникам . По сути советская власть восстановила дореволюционную инфраструктуру хаджа. Цены для иностранцев включали стоимость заграничного паспорта, проезда, пятидневного проживания в одесском хаджи-ханэ и карантинные пошлины . В 1926 году в Одессе Совторгфлот приобрел здание (Приморский бульвар, 65), которое перестроил в хаджи-ханэ . Были набраны гиды для хаджа из числа жителей мусульманских стран . Инфраструктура создавалась также в Хиджазе, где в 1928 году советский консул Н. Т. Тюрякулов организовал советскую станцию медицинской помощи паломникам .

Кампания по иностранному хаджу началась в СССР в 1926 году, когда в Советский Союз стали пускать иностранных паломников-мусульман, при этом служащие Совторгфлота говорили о возрождении инфраструктуры царской эпохи . Транзит паломников-иностранцев был не новым — через территорию Царской России ежегодно в хадж ездили не менее 30 тысяч паломников-иностранцев (в том числе из Афганистана и Индии ), которые приносили в казну миллионы рублей . Тем не менее, восстановить этот транзит до дореволюционного уровня не удалось — в 1927 году Совторгфлот перевез из Одессы в Джидду только 1200 паломников (в основном из Синьцзяна) . Данная кампания встретила противодействие со стороны властей Синьцзяна (китайский губернатор Ян Цзэнсинь опасался, что знакомство с советскими реалиями приведет к крушению порядка в Синьцзяне, а также не хотел, чтобы мусульмане познакомились с республиканской Турцией), Персии, а также Великобритании (в частности, была введена 50 % скидка на билеты на британские суда, следовавшие в хадж) . В апреле 1928 года Совнарком СССР выпустил нормативный акт, который регламентировал перевозку паломников-мусульман из советских портов в Хиджаз и обратно :

  • Совторгфлоту выделялась субсидия в размере 330 тысяч рублей на покрытие убыток от перевозок паломников-мусульман;
  • Вся валютная выручка от перевозки паломников перечислялась в советскую казну;
  • Совторгфлот перевозил паломников на своих судах, на зафрахтованных иностранных судах, а также на кораблях стран, которые заключили соглашение с советским правительством.

В 1928 году был определен Совторгфлотом маршрут для паломников Одесса — Джидда, который предусматривал, что паломники должны были достичь Джидды за 10 дней, могли везти с собой деньги и ценности в неограниченном количестве, а также могли вывезти из Хиджаза следующие предметы (на одного человека) :

  • 25 сосудов святой воды ;
  • 13,6 кг фиников;
  • 200 нитей четок;
  • 2 пояса;
  • 2 тюрбана;
  • 2 коврика.

Паломники имели право бесплатно останавливаться в Одессе в хаджи-ханэ .

Транзитная кампания сопровождалось массовой рекламой с советской стороны — в газетах Персии и Китая, а также разослал тысячи листовок своим иностранным агентам . В 1928—1929 годах тысячи иностранных паломников отправились через СССР в хадж . Финансовый итог 1928 года был столь хорошим, что Совнарком выделил Совторгфлоту новую субсидию на перевозку паломников на 1929 год .

Однако кампания по хаджу оказалась очень короткой. В 1929 году Главлит запретил печатать плакаты Совторгфлота . В 1930 году советская кампания хаджа прекратилась .

В конце 1930-х годов был принят ряд мер по пресечению контактов между советскими и зарубежными мусульманами. Мусульманские республики СССР граничили с государствами, где было много мусульман — Ираном и Афганистаном . При этом мусульмане жили по обе стороны границы и поддерживали между собой контакты. Конец этому положило решение Политбюро ЦК ВКП(б) от 14 июля 1937 года «О погранполосе в восточных республиках», установившее

  • Создание пограничной полосы в целях усиления охраны государственной границы с Ираном и Афганистаном;
  • Из пограничной полосы выселялся «весь враждебный элемент»;
  • Во всех районах пограничной полосы проводилась паспортизация населения с перерегистрацией ранее выданных паспортов. Причём на паспорте должна была обязательно быть фотография его владельца. Причём для жителей прилегающих к границе сельских советов полагалось в паспортах иметь особые штампы пограничной охраны;
  • Народному комиссариату иностранных дел предписывалось денонсировать конвенцию с Ираном об упрощённых переходах границы жителями приграничных местностей.

Ислам во внешней политике СССР 1950-х — 1980-х годов: привлечение мусульманских лидеров к «борьбе за мир»

С 1940-х годов мусульманских духовных лидеров (как и глав других зарегистрированных в СССР конфессий) власти стали привлекать к «борьбе за мир». Это привлечение выражалось в следующих формах:

  • Организация подписания среди верующих разного рода деклараций, в которых осуждалась агрессия (только противников СССР);
  • Радиообращения за рубеж;
  • Склонение иностранных духовных лидеров к принятию деклараций, осуждающих иностранную агрессию (кроме агрессии со стороны союзников СССР);
  • Внесение в добровольно-принудительном порядке средств в Фонд мира (эти сборы одновременно подрывали материальную базу мусульманских организаций);
  • Пропаганда во время хаджа со стороны советских паломников;
  • Конференции сторонников мира;
  • Приём иностранных мусульманских делегаций.

В 1947 году по согласованию с К. Е. Ворошиловым духовные управления мусульман были привлечены к радиовыступлениям на Ирак , Иран и Индию с осуждением войны Нидерландов за сохранение их колонии — Индонезии . Однако радиообращение председателя САДУМ И. Бабаханова не привлекло внимания зарубежных СМИ . Однако такая практика была продолжена. В 1951 году Совет по делам религиозных культов организовал радиовыступления к единоверцам Востока по вопросам борьбы за мир Али-Заде, председателя Духовного управления мусульман Закавказья, вновь И. Бабаханова, а также муллы московской мечети Х. Ф. Насрутдинова .

В феврале 1952 года председатели обоих Советов ( по делам Русской православной церкви и по делам религиозных культов) Г. И. Карпов и И. В. Полянский обратились в ЦК ВКП(б) с просьбой разрешить разработку мероприятий по созыву конференции всех религиозных объединений Советского Союза по вопросам защиты мира . Согласие было дано быстро. С 9 по 12 мая 1952 года в Загорске состоялась Первая межконфессиональная конференция религиозных объединений СССР. В ней, от 27 религиозных объединений СССР, приняли участие 74 делегата, в том числе 14 делегатов представляли все четыре духовных управления мусульман . Конференция приняла обращения к религиозным объединениям и верующим всего мира, к И. В. Сталину , и ко .

После смерти Сталина практика привлечения духовенства зарегистрированных религиозных организаций к «борьбе за мир» была продолжена. В совершенно секретной записке Председателя Совета по делам религиозных культов А. А. Пузина в Совет министров СССР от 6 мая 1963 года сообщалось, что «внешняя деятельность религиозных организаций… является единственной областью, где духовенство может принести пользу Советскому государству» .

Среди 1130 делегатов II Всесоюзной конференции сторонников мира были 15 представителей конфессий СССР, в том числе И. Бабаханов, который стал членом Советского комитета защиты мира . В список делегатов III Всесоюзной конференции сторонников мира добавили муфтия Ш. Хиялетдинова из Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири .

В июле 1965 года председатель САДУМ З. Бабаханов участвовал во Всемирном конгрессе за мир и ликвидацию колониализма ( Хельсинки ) . 1-3 октября 1986 года в Баку Духовное управление мусульман Закавказья провело конференцию «Мусульмане в борьбе за мир», в которой приняли участие 600 делегатов из 60 стран мира .

Конференции по борьбе за мир дорого обходились духовным управлениям мусульман. Так, в 1970 году Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири потратило на одну конференцию в Ташкенте (с посещением Уфы и Октябрьского иностранными гостями) 115 тыс. рублей .

Тяжким бременем для мусульманских организаций СССР (как и для других зарегистрированных конфессий) были взносы в Фонд мира. Эти выплаты формально были добровольные, но фактически принудительные. С мая 1958 года по август 1959 года Фонд мира получил от советских религиозных организаций и духовных лидеров 3 млн 244 тыс. руб, из которых часть сдали мусульмане :

  • САДУМ — 200 тыс. рублей;
  • Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири — 50 тыс. рублей;
  • Мусульмане Казани — 5 тыс. рублей;
  • Мусульмане Астрахани — 3 тыс. рублей.

Для борьбы за мир использовался также хадж . Указания советских органов предписывали паломникам во время бесед с зарубежными единоверцами обличать западные военные блоки ( НАТО , СЕАТО и СЕНТО ), выступать за запрет испытаний ядерного и водородного оружия, а также требовать всеобщего и полного разоружения.

Отдел международных связей мусульманских организаций СССР

В послевоенном СССР действовали четыре формально независимые друг от друга духовные управления мусульман. Однако во внешнеполитической деятельности они проводили единый курс. О привлечении мусульманского духовенства к «борьбе за мир» советские власти задумались уже в 1950-х годах. В феврале 1958 года новый Председатель Совета по делам религиозных культов А. А. Пузин представил секретарю ЦК КПСС Н. А. Мухитдинову письмо «Об использовании мусульманских и других религиозных организаций СССР в целях усиления советского влияния в странах Востока», в котором просил разрешить создание в составе Совета специального Отдела международных связей . Это предложение реализовано не было. Однако в 1961 году в составе САДУМ появился Отдел международных связей (другие названия — «иностранный отдел», «отдел связи с зарубежными странами духовного управления») . В сентябре 1962 года руководители всех четырёх духовных управлений мусульман обратились к Председателю Совета по делам религиозных культов А. А. Пузину с предложением о создании общего для всех духовных управлений Отдела по международным связям, который в итоге был учреждён в ходе конференции мусульман СССР в Ташкенте (30 — 31 октября 1962 года) . Председателем Отдела международных связей стал глава САДУМ Бабаханов, председатели остальных ДУМ стали его заместителями . 16 мая 1963 года Совет по делам религиозных культов утвердил «Положение об Отделе международных связей мусульманских организаций СССР» . Фактическим руководителем Отдела стал член Совета по делам религиозных культов Б. С. Ржанов . При этом партийно-государственный аппарат приложил немало усилий по сокрытию своей инициативы в создании Отдела международных связей. При этом в секретных письмах А. А. Пузин указывал, что Отдел был создан Постановлением ЦК КПСС от 30 июля 1962 года и Постановлением Совета министров СССР № 3430-рс от 20 декабря 1962 года . Отдел был размещён в Москве на современной улице Остоженке , дом 49, строение 1 . В настоящее время там находится Международная исламская миссия — правопреемник Отдела . В 1964 году в Отделе были заполнены две должности (обе с окладами в 100 рублей) — бухгалтера-кассира и референта .

Тот факт, что Отдел фактически был частью советского аппарата, а не мусульманских организаций, следует из совершенно секретного письма А. А. Пузина от 6 мая 1963 года, в котором сообщалась следующая информация :

В настоящее время ведётся комплектование рабочего аппарата этого Отдела, в состав которого должны входить квалифицированные работники — члены КПСС . Фактически эти люди будут являться работниками Совета и других государственных органов, но числиться и получать зарплату в Отделе международных связей мусульманских организаций СССР

Содержание Отдела осуществлялось за счёт мусульманского духовенства и духовных управлений мусульман. Деньги перечислялись на текущий счёт № 70107 Отдела в Дзержинском отделении Госбанка СССР ( Москва ). Духовное управление мусульман Закавказья в 1962 году перечислило Отделу 1500 руб., а в 1963 году — 3500 руб. . Взносы от местных мусульманских организаций были сопоставимы по размеру со взносами в Духовные управления. В 1963 году мусульмане Астраханской области перечислили 1600 руб., в 1964 году — 2100 руб., при этом в Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Казахстана ими было перечислено только 1535 руб. в 1962 году и 1935 руб. в 1963 году . В октябре 1963 года мусульмане Ижевска и Казани перечислили в Отдел 1000 руб. и 12 000 руб. соответственно . Отдел составлял заметную долю в расходах мечетей. Например, в 1966 году 18 зарегистрированных мечетей Таджикской ССР при доходе в 152295 руб. заплатили в Отдел 7881 руб. .

Контакты с единоверцами за рубежом

САДУМ вёл активную переписку с единоверцами за рубежом. В 1965 году переписка велась с 23 странами Азии и Африки , а также с единоверцами в Финляндии .

В 1960-е — 1980-е годы лидеры советских мусульман регулярно выезжали за границу, с согласия советских властей. С 1963 по 1984 годы представители советских духовных управлений мусульман совершили 123 поездки в 51 страну .

Периодически зарубежные делегации мусульман посещали СССР. Их приёмом занимались Духовные управления мусульман, ведя среди них просоветскую пропаганду. Например, с 8 по 18 мая 1966 года делегация мусульман из Финляндии посетила Ленинград , Москву , Казань , Уфу , Ташкент , Самарканд и Душанбе . Финских гостей тогда контролировали сотрудники Совета по делам религий . Тогда финские мусульмане посетили ряд религиозных и светских объектов и просмотрели фильмы и спектакли о жизни советских мусульман .

Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири за один 1973 год в Уфе приняло четыре иностранные мусульманские делегации .

Известных иностранцев-единоверцев в СССР проводили в мечети, организовывали встречи с советскими мусульманскими лидерами. После этого, иностранцы-мусульмане делали заявления, что в СССР можно свободно исповедовать ислам. Иногда известных мусульман советские власти приглашали. Так, в 1978 году в СССР с побывал боксёр Мохаммед Али , который встретился с руководством САДУМ и молился в мечетях Ташкента и Самарканда .

Поддержка просоветских арабских режимов

В 1956 году произошёл конфликт между Великобританией и Францией с одной стороны и Египтом с другой стороны. СССР поддерживал Египет. По указанию властей в конфликт были вовлечены руководители советских мусульман и верующие. Духовные управления советских мусульман собрали значительные суммы денег для поддержки единоверцев в Египте, кроме того были составлены списки «добровольцев», желающих отправиться воевать на стороне египтян . В мечетях Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири имамы оглашали обращения с призывами к верующим заставить агрессоров уйти из Египта . Представитель Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири Ш. Ш. Хиялетдинов перечислил в Госбанк СССР 100 тысяч рублей в .

Антиизраильская тематика занимала значительное место в ориентированных на иностранцев акциях советских мусульманских авторитетов. В 1967 году муфтий САДУМ Зияуддин Бабаханов по ташкентскому радио осудил агрессию Израиля в ходе « Шестидневной войны » . В то время мусульмане СССР проводили митинги солидарности с арабскими единоверцами. В 1969 году Бабаханов сообщил, что мусульмане САДУМ собрали в поддержку арабских стран почти 250 тыс. рублей .

Антиизраильские резолюции принимались советскими мусульманскими лидерами в некоторых случаях совместно с представителями других конфессий СССР. В сентябре 1980 года в Ташкенте прошла конференция «XV век Хиджры должен стать веком мира и дружбы между народами!», в которой приняли участие как мусульманские авторитеты (в том числе из других стран), так и представители немусульманских конфессий СССР — лютеран, православных, католиков, буддистов . Делегаты конференции приняли «Заявление по Иерусалиму», «Заявление о солидарности с палестинским и ливанскими народами» и «Обращение ко всем мусульманам Земли», в которых была чёткая антиизраильская позиция .

Советские мусульманские лидеры и война в Афганистане

С началом войны в Афганистане возникла проблема советских пленных, захваченных моджахедами . Глава Духовного управления мусульман Закавказья Аллахшукюр Паша-заде неоднократно выезжал в зону конфликта, где вёл переговоры с лидерами моджахедов об освобождении советских военнопленных .

Примечания

  1. Силантьев Р. А. Мусульманская дипломатия в России: история и современность. — М.: Рема, 2009. — С. 129.
  2. Кейн А. Российский хадж. Империя и паломничество в Мекку. — М.: Новое литературное обозрение, 2021. — С. 225.
  3. Силантьев Р. А. Мусульманская дипломатия в России: история и современность. — М.: Рема, 2009. — С. 133.
  4. Кейн А. Российский хадж. Империя и паломничество в Мекку. — М.: Новое литературное обозрение, 2021. — С. 227.
  5. Кейн А. Российский хадж. Империя и паломничество в Мекку. — М.: Новое литературное обозрение, 2021. — С. 227—228.
  6. Кейн А. Российский хадж. Империя и паломничество в Мекку. — М.: Новое литературное обозрение, 2021. — С. 228—229.
  7. Кейн А. Российский хадж. Империя и паломничество в Мекку. — М.: Новое литературное обозрение, 2021. — С. 230.
  8. Кейн А. Российский хадж. Империя и паломничество в Мекку. — М.: Новое литературное обозрение, 2021. — С. 220—222.
  9. Кейн А. Российский хадж. Империя и паломничество в Мекку. — М.: Новое литературное обозрение, 2021. — С. 234—235.
  10. Кейн А. Российский хадж. Империя и паломничество в Мекку. — М.: Новое литературное обозрение, 2021. — С. 235—236.
  11. Кейн А. Российский хадж. Империя и паломничество в Мекку. — М.: Новое литературное обозрение, 2021. — С. 249.
  12. Кейн А. Российский хадж. Империя и паломничество в Мекку. — М.: Новое литературное обозрение, 2021. — С. 229—230.
  13. Кейн А. Российский хадж. Империя и паломничество в Мекку. — М.: Новое литературное обозрение, 2021. — С. 237.
  14. Кейн А. Российский хадж. Империя и паломничество в Мекку. — М.: Новое литературное обозрение, 2021. — С. 246.
  15. Кейн А. Российский хадж. Империя и паломничество в Мекку. — М.: Новое литературное обозрение, 2021. — С. 250—251.
  16. Кейн А. Российский хадж. Империя и паломничество в Мекку. — М.: Новое литературное обозрение, 2021. — С. 251.
  17. Кейн А. Российский хадж. Империя и паломничество в Мекку. — М.: Новое литературное обозрение, 2021. — С. 256.
  18. Кейн А. Российский хадж. Империя и паломничество в Мекку. — М.: Новое литературное обозрение, 2021. — С. 258.
  19. Исмаилов Э. История «Большого террора» в Азербайджане. — М.: Политическая энциклопедия, 2015. — С. 114.
  20. Ахмадуллин В. А. Деятельность Советского государства по привлечению мусульман к борьбе за мир в 1940-х — 1950-х годах // Власть. — 2013. — № 9. — С. 121.
  21. Ахмадуллин В. А. Деятельность Советского государства по привлечению мусульман к борьбе за мир в 1940-х — 1950-х годах // Власть. — 2013. — № 9. — С. 122.
  22. Ахмадуллин В. А. Деятельность Советского государства по привлечению мусульман к борьбе за мир в 1940-х — 1950-х годах // Власть. — 2013. — № 9. — С. 122—123.
  23. Ахмадуллин В. А. Деятельность Советского государства по привлечению мусульман к борьбе за мир в 1940-х — 1950-х годах // Власть. — 2013. — № 9. — С. 123.
  24. Ахмадуллин В. А. Отдел международных связей мусульманских организаций СССР в структуре Совета по делам религиозных культов: опыт создания и нормативные основы деятельности // Исламоведение. — 2016. — Т. 7. — № 2 (28). — С. 35.
  25. Ахмадуллин В. А. Взаимодействие мусульман СССР и Финляндии в 1950—1980-е годы // Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты. — 2016. — Т. 12. — № 2. — С. 99.
  26. Силантьев Р. А. Международная деятельность духовных управлений мусульман в годы Перестройки (1985—1991 гг.) // Власть. — 2014. — № 3. — С. 154.
  27. Юнусова А. Б. Ислам в Башкортостане. — Уфа: Уфимский полиграфкомбинат, 1999. — С. 271.
  28. Ахмадуллин В. А. Отдел международных связей мусульманских организаций СССР в структуре Совета по делам религиозных культов: опыт создания и нормативные основы деятельности // Исламоведение. — 2016. — Т. 7. — № 2 (28). — С. 33.
  29. Ахмадуллин В. А. Отдел международных связей мусульманских организаций СССР в структуре Совета по делам религиозных культов: опыт создания и нормативные основы деятельности // Исламоведение. — 2016. — Т. 7. — № 2 (28). — С. 33 — 34.
  30. Ахмадуллин В. А. Отдел международных связей мусульманских организаций СССР в структуре Совета по делам религиозных культов: опыт создания и нормативные основы деятельности // Исламоведение. — 2016. — Т. 7. — № 2 (28). — С. 34.
  31. Осокина Е. А. Алхимия советской индустриализации: время Торгсина. — М.: Новое литературное обозрение, 2019. — С. 319—320.
  32. Ахмадуллин В. А. Отдел международных связей мусульманских организаций СССР в структуре Совета по делам религиозных культов: опыт создания и нормативные основы деятельности // Исламоведение. — 2016. — Т. 7. — № 2 (28). — С. 34 — 35.
  33. Ахмадуллин В. А. Отдел международных связей мусульманских организаций СССР в структуре Совета по делам религиозных культов: опыт создания и нормативные основы деятельности // Исламоведение. — 2016. — Т. 7. — № 2 (28). — С. 35 — 36.
  34. Ахмадуллин В. А. Отдел международных связей мусульманских организаций СССР в структуре Совета по делам религиозных культов: опыт создания и нормативные основы деятельности // Исламоведение. — 2016. — Т. 7. — № 2 (28). — С. 36.
  35. Аминова Р. Х. Историческая веха в решении женского вопроса в Узбекистане // Общественные науки в Узбекистане. — 1987. — № 5. — С. 8.
  36. Мирбабаев А. К вопросу о вакуфах Таджикской АССР (1924—1929 гг.) // Учёные записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. — 2010. — С. 148.
  37. Силантьев Р. А. Мусульманская дипломатия в России: история и современность. — М.: Рема, 2009. — С. 182.
  38. Ахмадуллин В. А. Взаимодействие мусульман СССР и Финляндии в 1950—1980-е годы // Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты. — 2016. — Т. 12. — № 2. — С. 100.
  39. Емтыль З. Я. «Внимание на борьбу с так называемым прогрессивным духовенством…»: советская власть и мусульманское духовенство Северного Кавказа в 1920-е — начале 1930-х гг. (по материалам Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. — 2010. — № 1. — С. 159.
  40. Орлов И. Б., Попов А. Д. Сквозь «железный занавес». See USSR! Иностранные туристы и призрак потёмкинских деревень. — М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2018. — С. 195.
  41. Силантьев Р. А. Мусульманская дипломатия в России: история и современность. — М.: Рема, 2009. — С. 177.
  42. Емтыль З. Я. Советская власть и мусульманское духовенство Северного Кавказа в 1917—1920-е гг.: опыт взаимодействий (по материалам адыгских народов) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. — 2017. — Вып. 3 (204). — С. 25.
  43. Силантьев Р. А. Мусульманская дипломатия в России: история и современность. — М.: Рема, 2009. — С. 180.
  44. Силантьев Р. А. Мусульманская дипломатия в России: история и современность. — М.: Рема, 2009. — С. 181.
  45. Силантьев Р. А. Международная деятельность духовных управлений мусульман в годы Перестройки (1985—1991 гг.) // Власть. — 2014. — № 3. — С. 155.

См. также

Источник —

Same as Ислам во внешней политике СССР