Древнерусский фольклор
- 1 year ago
- 0
- 0
Фолькло́р ( англ. folk-lore — «народная мудрость») — устное словесное ( мифы , легенды , сказки и т. п.) и музыкальное народное творчество , также словесно-музыкальные и музыкально-хореографические народные произведения .
В более широком смысле кроме словесных жанров, сюда включают всё народное творчество , проявления духовной (а иногда и материальной ) культуры народа — язык, верования , обряды , ремёсла .
Фольклор является предметом изучения фольклористики и этнологии .
Термин «фольклор» ( англ. folk-lore — «народная мудрость» ) впервые был введён английским учёным Уильямом Дж. Томсом в 1846 году для обозначения как художественной (предания, танцы, музыка и так далее), так и материальной (жильё, утварь , одежда) культуры народа . Как научный термин официально принят Британским фольклорным обществом ( The Folklore Society ) .
На протяжении времени, и в разных странах под фольклором понималось как народное творчество во всех своих проявлениях, так и более узко — « устная словесность », «устное поэтическое творчество» ; единство в употреблении термина отсутствует. Распространено представление о фольклоре как о части традиционной крестьянской культуры в феодальном обществе и сохраняющихся пластах культуры крестьянской среды на протяжении последующих периодов в истории общества; в то же время к фольклору может быть отнесено любое самодеятельное творчество (современный городской фольклор ), при этом особый интерес представляет творчество субкультурных групп — объединённых общим занятием (творчество горняков, солдатский, туристский, студенческий фольклор) или по другим причинам .
Под устным понимается художественное коллективное творчество народа, отражающее его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия ( предание , песни , частушки , анекдоты , сказки , эпос ), народная музыка ( песни , инструментальные наигрыши и пьесы), театр ( драмы , сатирические пьесы , театр кукол ), танец . Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители ( крестьяне ). .
Народное творчество , зародившееся в глубокой древности , — историческая основа всей мировой художественной культуры , источник национальных художественных традиций , способ выражения народного самосознания.
Существует подход, согласно которому единицами фольклора, как комплексной системы, являются не песни, мифы, танцы сами по себе, не отдельные « произведения » народного искусства, а целостные фольклорные акты, фольклорные действа ( ритуалы , обряды в широком смысле слова). Например, любая песня рассматривается не как сама по себе «просто» песня, а в рамках своего предназначения — как к чему-то привязанная, с чем-то структурно и функционально связанная . Аналогично с танцем, музыкой, одеждой, народным театром.
Фольклор первобытного бесписьменного общества основывается на мифологии и религиозной системе, в нём особо важную роль имеют обрядовые формы. Древнейшие жанры письменности продолжают фольклорные традиции заклинаний , ритуальной поэзии (календарной и свадебной), мифа, исторических преданий; литература при этом сохраняет близкие к фольклорным стилевые средства: схожие системы повторов, параллелизмы, метафоры, словесную игру и т. д. Вместе с тем уже древнейшие надписи — таковы, что их функция не может быть адекватно осуществлена с помощью устного фольклорного слова (например, древнеегипетские «автобиографические» надписи вельмож и всякого рода заупокойные тексты). После появления письменности и литературы, в условиях зарождения государственности и развития более сложных религиозно-мифологических систем, фольклор продолжает функционировать, но такой традиционный, или «классический», фольклор развивается в нечто отличное от фольклора строго архаического.
Древнейший сюжетный фонд подвергается де сакрализации , устная традиция испытывает многоплановое влияние книжной словесности: так, устное слово может воспроизводить нормы письменного языка (особенно характерно для торжественной ритмизованной речи), одновременно происходит фольклоризация и архаизация книжных источников. Помимо влияния литературы, сходный эффект может иметь влияние более развитого фольклора соседних народов (например, влияние русского фольклора на устные литературы некоторых других народов СССР) .
Эволюция в подходе к фольклору привела к тому, что функционирование фольклора в обществе рассматривается не только с точки зрения литературоведения , но и с точек зрения антропологии и социологии .
Многие неофициальные, неканонические жанры и виды фольклора не сразу попадают в поле зрения специалистов. Например, любовные девичьи рассказы , обратили на себя внимание собирателей лишь в 1980-е годы, тогда как бытование их имеет несравненно более долгую историю.
В СССР, ввиду цензуры , особенно отточены были короткие частушки и анекдоты с острым политическим или сексуальным содержанием и/или ненормативной лексикой (см. Сатира в СССР ).