Багапш, Сергей Васильевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Сергей Васильевич Малю́тин ( 22 сентября [ 4 октября ] 1859 , Москва — 6 декабря 1937 , Москва , РСФСР , СССР ) — русский и советский живописец , график , книжный иллюстратор периода модерна и неостилей, архитектор, оформитель интерьеров, художник театра. Также известен как автор росписи первой русской матрёшки и апологет стиля «a la russe» в искусстве , создатель собственного сказочного «малютинского» варианта модерна, основанного на особой интерпретации древнерусских мотивов . В его творчестве особенно ярко проявилось стремление к сближению живописи, прикладного искусства и архитектуры, к стиранию чётких границ между ними, к их взаимному обогащению . Член Союза русских художников (с 1903), передвижник (с 1915), один из организаторов Ассоциации художников революционной России , заслуженный деятель искусств РСФСР (1932).
Сергей Малютин родился в Москве в купеческой семье 22 сентября (4 октября) 1859 года. Отец художника был родом из Малоярославца . Через год после рождения умерла его мать, а спустя ещё год не стало отца, после чего Малютин воспитывался в семье его тётки в Воронеже . Приёмные родители мечтали о торговой карьере для мальчика, и отдали его в коммерческом училище. В 1863 году, окончив бухгалтерские курсы, он начал работать конторщиком. В конце 1870-х годов, после посещения выставки передвижников , Малютин принял решение стать художником .
После возвращения в Москву в 1880 году он в течение трёх лет готовился к поступлению в Училище живописи, ваяния и зодчества , в то же время работая чертёжником в Управлении Брестской железной дороги . В 1883 году Малютин поступил в училище вольнослушателя сразу в фигурный класс, минуя начальный и головной, а через год стал полноправным учеником, полностью освобождённым от платы за обучение . В фигурном классе учителями Малютина были Илларион Прянишников и Павел Сорокин , в натурном — Евграф Сорокин и Владимир Маковский . Закончив обучение в 1886 году он получил малую серебряную медаль, а в 1890 году — звание неклассного художника. Раннее творчество художника отличалось большим разнообразием: он писал жанровые сцены, близкие манере передвижников, исторические картины, пейзажи. В 1891—1893 годы Малютин преподавал рисунок в московском Елизаветинском институте . В 1896 году Малютин стал членом Московского товарищества художников , а в 1900 году — членом художественного объединения « Мир искусства », и его имя не раз фигурировало на страницах одноимённого журнала .
В 1896 году в составе группы художников Сергей Малютин продолжительное время участвовал в создании декоративного панно для павильона Севера на Нижегородской выставке. Там его заметил Савва Мамонтов и пригласил работать над декорациями для его Нижегородской оперы . Деятельность Малютина как театрального декоратора началась с постановки «Самсон и Далила», а в 1897 году он участвовал в постановке оперы Николая Римского-Корсакова « Садко » в Московской частной оперы . По просьбе Мамонтова Малютин также участвовал в иллюстрации книг « Сказка о царе Салтане » и « Руслан и Людмила », выпущенных к 100-летию со дня рождения Александра Пушкина .
В 1890-е годы в московской игрушечной мастерской «Детское воспитание» Малютин вместе с токарем Василием Звёздочкиным изготовил первую игрушку-матрёшку . Восьмиместная кукла, получившая название «Матрёна», представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, накрытую цветастым платком, в руках у которой был чёрный петух . За девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца. Прототипом матрёшки стала японская традиционная кукла, которую привезла из Японии супруга Саввы Мамонтова Елизавета , и которую Малютин переработал на русский манер . Несмотря на это, ряд исследователей творчества Сергея Малютина ставят под сомнение его участие в создании матрёшки, так как не было найдено эскиза или рисунка, которое бы это подтверждало авторство первой куклы .
Начало архитектурного творчества Сергея Малютина связано с имением княгини Марии Тенишевой в Талашкино . Их сотрудничество началось с участия в архитектурном конкурсе на проект церкви Святого Духа во Флёново . Проект художника наиболее полно ответил требованиям княгини Тенишевой, и Малютин получил приглашение переехать в имение. Весной 1900 года он поселился там вместе со своей семьёй, став руководителем художественных мастерских, послужившими примером для дальнейшего развития русской художественной промышленности .
В 1901 году Сергей Малютин предложил конструкцию крестово-купольного храма , завершённого луковичной главой над ступенчатой горкой из килевидных кокошников. Храм был богато декорирован керамическими орнаментированными плитами с растительными мотивами, на западном фасаде над входом должна была находиться икона « Спас Нерукотворный » . Малютин предложил богато украсить церковь снаружи росписью, далёкой от культовой тематики. Среди её мотивов — полевые цветы и сказочные коньки. Хотя храм сооружался по рисункам Малютина и под его непосредственным наблюдением, создание постройки долгое время приписывалось другим авторам Творчество Малютина пришлось по вкусу княгине Марии Тенишевой, поэтому она поручила ему весь комплекс задуманных ей в имении построек. Первой его постройкой в имении стал собственный деревянный двухэтажный теремок, на втором этаже которого размещалась мастерская художника. Своими узорными росписями, цветочными завитками, страшными зверями и птицами композиция напоминает домик из народных сказок . Ещё одной постройкой художника в имении был несохранившийся домашний театр, выстроенный в талашкинском парке. Внешний декор сооружения был довольно скоромен и представлял декоративный фриз и наличники, однако всё внимание Малютина было сосредоточено на внутреннем оформление здания . Сергей Дягилем , побывав в имении Талашкино, так характеризовал эту постройку:
То, о чем мечтал Васнецов в своих архитектурных проектах, то, к чему стремилась даровитая Якунчикова в своих архитектурных игрушках — здесь приведено в исполнение. И притом всё это не васнецовское и не якунчиковское, но характерно малютинское, а вместе с тем русско-деревенское, свежее, фантастическое и живописное .
Последней работой Сергея Малютина для Марии Тенишевой стала работа над зданием музея « Русская старина » в Смоленске , где княгиня планировала разместить свою коллекцию прикладного искусства . В начале 1903 года он выполнил эскиз здания, но вскоре между ним и княгиней произошёл разрыв всяких отношений, и работу завершал Виктор Васнецов . В том же году Малютин выполнил интерьеры большой прихожей и столовой в доме художника Василия Бакшеева и доходном доме Лангового в Москве .
Осенью 1903 года Сергей Малютин уехал в Москву, где устроился на постоянную работу в качестве преподавателя Московского училища живописи, ваяния и зодчества , и вскоре стал членом « Союза русских художников » . Зимой 1905—1906 годов Малютин принял участие в конкурсе на оформление фасадов и интерьеров доходного дома Петра Перцова на Пречистенской набережной , и хотя он занял второе место, будущему хозяину дома больше понравилась работа Сергея Малютина, которая была необычной и интересной, но не совсем соответствовало условиям конкурса . По рекомендации художника для создания керамической мозаики пригласили выпускников Строгановского училища из артели «Мурава». Интерьеры Малютин задумал в русском стиле с обилием резных деревянных элементов, которые выполнили выписанные из Нижегородской губернии кустари . В мае 1906 года в дом въехали первые жильцы, в том числе и Малютин с женой и четырьмя детьми, которые поселилась на верхнем этаже, а в одном из подвалов дома хранились его картины. Весной 1908 года подвалы дома пострадали от московского потопа . Его супруга, Елена Константиновна Малютина, пытаясь спасти работы мужа от воды, сильно простудилась и умерла. Были утеряны некоторые из незаконченных картин художника: «Царевна», «Леший», «Баба-яга», а также монументальное полотно «Куликово Поле» .
В 1913 году Малютин стал членом « Товарищества передвижников », а год спустя — академиком Академии художеств . После Октябрьской революции Малютин, крайне критически относившийся к «левому» авангарду, примкнул к молодым художникам-традиционалистам, став одним из организаторов Ассоциации художников революционной России в 1922 году. В 1918—1923 году он преподавал в ГСХМ- ВХУТЕМАСе , и в то же время (1918—1921) участвовал в создании « Окон сатиры РОСТА » .
В 1920-е годы Малютин написал портреты Ивана Жолтовского (1919), писателей Дмитрия Фурманова (1922), Николая Моргунова (1924), Александра Серафимовича (1927) и актрисы Ольги Книппер-Чеховой (1925). Всего он написал более трехсот портретов, а портрет Дмитрия Фурманова стал одним из лучших произведений советской портретной живописи . Кандидат искусствоведения Валентина Князева считала, что картина Малютина создавала основы будущего метода социалистического реализма , так как она передаёт в личности героя как индивидуальное начало, так и типичные черты человека своего времени . С 1927 по 1931 год Сергей Малютин был членом художественной группы «Объединение художников-реалистов».
Одной из последних значимых работ художника стала картина «Партизан» 1936 года, посвященная Гражданской войне , а последней работой был портрет профессора Василия Шервинского . Сергей Малютин умер в клинике на Девичьем поле в Москве 6 декабря 1937 года в возрасте 78 лет . Похоронен на Новодевичьем кладбище в московских Хамовниках .
Сергей Малютин участвовал в выставках Московского товарищества художников 1893, 1896, 1903 годов, мюнхенского Сецессиона 1898 года, 36-ти художников 1901—1903 годов. Малютин был экспонент Всемирной выставки в Париже 1900 года, выставок русского искусства в Париже в 1906 году, Берлине в 1906—1907 и 1922 годов, передвижных выставок в США 1924—1925, 1929 годов, выставок «Социалистическое строительство в советском искусстве» 1930, 1931 годов в Москве, «Художники РСФСР за XV лет» в Москве, Ленинграде 1932—1934 годов и других.
Произведения Малютина находятся в крупнейших музейных собраниях, в том числе в Третьяковской галерее , Русском музее , Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и других.
Учениками художника были Витольд Бялыницкий-Бируля , Александр Герасимов , Сергей Герасимов , Борис Иогансон , Павел Корин , Василий Мешков и Константин Юон .
Для живописи Мюлютина конца XIX — начала XX века характерно «передвижническое» бытописание, порой социально-критическое. Как портретист он эволюционировал от свободной, динамичной живописи начала XX века к строгой, графичной манере 1910‒1920-х годов.
В иллюстрациях и графике проявил лучшие черты русского модерна . Ярко проявился талант Малютина в иллюстрациях к русским сказкам и к сказочным произведениям А. С. Пушкина: «Сказка о царе Салтане» (1897), «Руслан и Людмила» (1898), «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (1910), «О золотом петушке» (1913), а также «Песнь о Вещем Олеге», «Слово о полку Игореве». Кроме того, художник выполнил прекрасные акварели: «Садко» (1906), «Терем Кощея» (1909).
Кроме ранних его работ для театра Солодовникова в Москве, заслуживают внимания его эскизы декораций к операм Н. А. Римского-Корсакова «Садко» (1897, совместно с К. А. Коровиным) и «Кащей Бессмертный» (1902), «Илья Муромец» В. С. Серовой (1899), поставленным в Московской частной русской опере, и «Аскольдова могила» (1912), к балету «Щелкунчик» (1913).
В имении «Талашкино» им созданы знаменитый «Теремок» для библиотеки училища и народный театр на 200 зрителей, Москве же по проекту Малютина возведён знаменитый Дом Перцовой , что расположен неподалёку от храма Христа Спасителя (совместно с архитектором Н. К. Жуковым , руководил постройкой Б. Н. Шнауберт ).
Расписал первую русскую матрёшку . Принимал участие в росписи балалаек для оркестра В. В. Андреева в имении Марии Тенишевой . С конца 1890-х годов разрабатывал эскизы мебели, утвари, вышивок, предметов ювелирного искусства.
«Малютин весело и остроумно претворяет в своём декоративном искусстве русский лубок. Но настоящая стихия Малютина — живопись с натуры, пленэр . В этой области он не знал соперников, несмотря на то, что выступил на сцену одновременно с К. Коровиным и В. Серовым ».
«Руководителем моей мастерской был С. В. Малютин. Тщедушный, маленький, он и был маленьким во всем, кроме таланта»
«Характер у него был тяжелый. Он решительно нигде и ни с кем не мог ужиться. Болезненная подозрительность, обидчивость и самолюбие не давали ему покоя. Он подозревал всех своих помощников в том, что они заимствуют его рисунки и могут выдать за свои, всегда на кого-то жаловался и всегда считал себя обиженным»