Давидян, Людвиг Карапетович
- 1 year ago
- 0
- 0
Акоп Карапетович (Яков Карпович) Коджоян ( арм. Հակոբ Կարապետի Կոջոյան ; 13 декабря 1883 , Ахалцихе — 24 апреля 1959 , Ереван ) — армянский живописец и график, Народный художник Армянской ССР (1935). Один из родоначальников армянского советского изобразительного искусства.
Родился 13 декабря 1883 года в городе Ахалцихе в семье ювелира. Детство провёл во Владикавказе . В 15-летнем возрасте выполнил живописный этюд «Мастера-ювелиры», ставший началом его творческого пути. Через год он поступил в ученики к гравёру Прусову в Москве , затем учился в Мюнхене в студии Антона Ажбе ( 1903 — 1905 ), а после его смерти в Мюнхенской академии художеств ( 1905 — 1907 ). В 1909 году возвратился во Владикавказ . В 1914 — 1918 находился на военной службе. С 1918 жил и работал в Ереване . В 1924 — 1937 годах преподавал в Ереванском художественно-промышленном техникуме, в 1945 — 1955 — в Ереванском художественно-театральном институте , с 1947 профессор.
Творчество Коджояна имело широкий масштаб: живопись, графика, прикладное искусство, театральные костюмы и декорации, педагогика. Коджоян принадлежал к числу деятелей искусства, создававших традиции. Творческое воздействие Коджояна, его вклад в изобразительное искусство до сих пор распространяется и применяется в произведениях других мастеров. Его яркое воображение, подпитываемое национальными источниками культуры и истории, стало дополнением в творческой семье художников, вдохновением которых была природа. В новые времена, когда типографные книги заменили рукописные фолианты, труднейшую миссию восстановления книгоиздания и достойного развития взял на себя Акоп Коджоян, и блестяще решил поставленную задачу, став основателем современной армянской книжной графики. Разнообразны средства самовыражения, графические темы и стили художника. В 1934 году на средства болгарских армян в Ереване был построен трёхэтажный особняк, в котором поселились семьи Коджояна и скульптора Ара Саркисяна . В 1973 году здание стало филиалом Национальной картинной галереи , в качестве дома-музея двух крупных мастеров армянского изобразительного искусства, где представлены их лучшие произведения, подаренные потомками.
Станковая и книжная графика (ил. к «Армянским сказкам», 1955 ), живописные пейзажи и тематические композиции («Улица в Тебризе», 1922 ; «Горные пейзажи», 1924 ; «Дворик художника», 1928 ; «Расстрел коммунистов в Зангезуре», 1930 ; «Рождение Давида Сасунского», 1947 ; «В селе Гарни», 1957 ) и др. работы.