В 1917 году вернулся в Прислониху Симбирской губернии, где начал заниматься живописью. В 1917-м, когда приехал учиться в Москву, в училище живописи, ваяния и зодчества, патрули едва не расстреляли его прямо на вокзале. На шинели юноши были пуговицы с орлами, и патрульные решили, что он лазутчик. Спас от неминуемой гибели пожилой сердобольный патрульный. А в 1929 году в Прислониху приехали агитаторы колхозного строя и начали убеждать крестьян собирать деньги на трактор. Художник высказал свою точку зрения, мол, а если трактор сломается, что с ним потом делать? И предложил приобрести лошадей. На следующий день он оказался в застенках
НКВД
, где и провёл почти четыре месяца. Его обвинили в том, что он выступил вразрез линии партии на индустриализацию и коллективизацию. Спасли художника односельчане, которые писали письма в разные инстанции.
[
источник не указан 1072 дня
]
В 1917—1922 годах — секретарь сельского совета и Комитета бедноты Прислонихи.
С 1935 года выступал с жанровыми картинами, в которых приукрашивание быта советской деревни, искусственность образов сочетаются с живописным мастерством. В качестве действующих лиц на его полотнах обычно выступают односельчане.
В 1927—1930 годах работал в различных издательствах Москвы.
Автор ряда литературно-художественных произведений.
В 1947 году А. Пластов стал
академиком
АХ СССР
. Член
СХ СССР
(1937), член правления СХ РСФСР и СХ СССР (1957), секретарь правления СХ СССР (1968).
В 1947—1950 годах — депутат Ульяновского областного совета депутатов трудящихся.
Семья
Жена — Наталья Алексеевна фон Вик (1903—1982)
, происходившая из старинного дворянского немецкого рода
.
Сын —
Николай Пластов
(1930—2000), художник, фотохудожник, член-корреспондент Академии художеств России
.
В 2012 году А. А. Пластову присвоено звание «Почётный гражданин Ульяновской области», с занесением в Золотую книгу Почёта Ульяновской области (посмертно)
.
Творчество
Внешние изображения
Картины
, 1942.
, 1951.
, 1954.
Размещено
Одна из первых значительных работ художника «Купание коней» была выполнена им для выставки «20 лет РККА». Для выставки «Индустрия социализма» он также написал картину под названием «Колхозный праздник» (1937), в котором «красочно передал новый быт социалистической деревни».
Другое яркое произведение — «Колхозное стадо» (1938). Общие черты его картин — жанровая сцена не мыслится вне пейзажа, вне русской природы, которая всегда трактуется лирически. Другая его особенность — отсутствие конфликта или особого момента, события в сюжете, хотя при этом всё равно создаётся поэтическая выразительность образа.
В его картинах отражены испытания советского народа в годы
войны
(«Фашист пролетел», 1942), патриотический труд женщин, стариков и детей на колхозных полях в военные годы («Жатва», «
Сенокос
», 1945), праздник выборов в Верховный Совет («Едут на выборы», 1947), послевоенный трудовой подъём («Колхозный ток», 1949, «Ужин трактористов», 1951), быт русской деревни («Родник», 1952, «Летом», 1954, «
Первый снег
», 1946). Также широко известна получившая широкий резонанс в обществе картина «
Весна
». Героиня картины, предстающая на ней полностью обнажённой, была прозвана Северной Венерой.
Яркость и эмоциональность замысла отличают его картины в области иллюстрации («Мороз, Красный нос»
Н. А. Некрасова
, 1948; «Капитанская дочка»
А. С. Пушкина
, 1948—1949; произведения
Л. Н. Толстого
, 1953; рассказ
А. П. Чехова
, 1954, и др.), пейзажа, сельскохозяйственного плаката. Красочные образы деревенской жизни и родной природы художник запечатлел в
акварелях
к книгам для детей. Некоторым произведениям художника недостаёт
[
источник не указан 1590 дней
]
глубокого раскрытия и обобщения черт нового в колхозной жизни; но в лучшей своей части его творчество тесно связано с передовыми идеями современности и реалистическими традициями русского искусства и отличается ярко выраженным национальным характером, народностью образов, поэтичностью замысла, выразительностью колористических решений. Мастер при жизни стал признанным классиком советской живописи. Его картины постоянно включались во все советские школьные учебники и хрестоматии.
6 августа 1974 года состоялась академическая выставка
.
13 июля 2006 года в Мраморном дворце
Государственного Русского музея
состоялось открытие выставки его произведений. Выставка была включена в число официальных мероприятий, проходивших в рамках культурной программы Саммита «
Большой Восьмёрки
» в
Санкт-Петербурге
. В состав экспозиции вошло более 50 живописных произведений из собраний
ГРМ
,
ГТГ
, Ульяновского областного художественного музея и коллекции наследников художника
.
В Прислонихе, на доме Пластова установлена мемориальная доска
.
В январе 1973 году в
Ульяновском областном художественном музее
состоялся торжественный вечер в честь восьмидесятилетия художника, а во Дворце культуры профсоюзов показ документального фильма «Солнечный талант» об А. Пластове.
8 сентября 1979 года в Москве, по адресу
Зубовский бульвар
, 27, был открыт музей художника.
5 июля 1986 года на
улице Гончарова
в
Ульяновске
была открыта художественная галерея художника (в 2010 году в нём открыт музей Пластова).
31 января 2003 года на бульваре Пластова в
Ульяновске
был установлен памятник художнику
.
25 сентября 2011 года на родине художника, в селе Прислониха, установлен памятник
.
На могиле художника сооружено надгробие
.
В 1973 году
Почта СССР
выпускала
почтовую марку
№ 4261 с изображением картины А. А. Пластова «Ужин трактористов»
.
Государственный комитет СМ СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли и Академия художеств СССР подготовили и издали монографию о жизни и творчестве художника
.
В 2010 году по распоряжению правительства Ульяновской области, под патронажем губернатора С. И. Морозова и председателя Счётной палаты РФ
С. В. Степашина
, при поддержке и помощи семьи Пластовых состоялось открытие «Музея А. А. Пластова» — нового филиала «Ульяновского художественного музея». В музее экспонируются более 50 подлинных произведений живописца, охватывающих период с 1920-х до начала 1970-х гг. Среди них такие известные, как
«Деревенский март», «Костёр в поле», «Мартовское утро», «Рим. Аппиева дорога»
и предоставленная семьёй художника картина
«Родник»
(авторское повторение). В экспозицию вошли также личные вещи А. А. Пластова. Большую ценность представляют ранние рисунки Пластова, старинные фотографии односельчан художника и предметы народного быта из Прислонихи, переданные в дар жителями села.
Ещё один музей работает в селе
Прислониха
, где родился художник. «Музей-усадьба народного художника СССР А. А. Пластова» был открыт в 1988 году и являлся филиалом «Ульяновского художественного музея». В 2017 году филиал переименован в Историко-художественный музей-заповедник «Прислониха — родина А. А. Пластова». В составе комплекса: музей А. А. Пластова, памятник художнику, восстановленная церковь Богоявления Господня, гостевой дом, а также объекты ландшафтно-рекреационной зоны
.
Библиография
Русские художники, TEPPA-Книжный клуб, Москва, 2001.
Жукова А. С. Пластов из Прислонихи: Документально-художественная повесть. — М.: Дет. лит., 1982.
А. А. Пластов об искусстве
Муратов А. М.
Педагогические идеи А. А. Пластова и некоторые проблемы современной высшей художественной школы // Международная ассамблея художников «Пластовская осень». Ульяновск, 24-26 сентября 2013 года. — Ульяновск: Изд-во «Корпорация технологий продвижения», 2014. — С. 136—142.
Пластова Т. Ю. Аркадий Александрович Пластов. Великие художники. Том 78. — М., 2011.
Пластова Т. Ю. Аркадий Пластов. Страна и мир. «От этюда к картине». Статьи, письма, материалы. — М.: Кучково поле, 2018.
Пластова Т. Ю. А. Пластов. Православные истоки творчества // Русское искусство. — 2004. — № 4.
Пластова Т. Ю. Русская литература в иллюстрациях и письмах А. Пластова // Русское искусство. — 2007. — № 4.
Пластова Т. Ю. А. Пластов: Процесс становления художественной системы и живописные традиции начала XX века // Театр, живопись, кино, музыка. — 2008. — № 2.
Пластова Т. Ю. Аркадий Пластов и Императорское Строгановское художественно-промышленное училище //Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА им. Строганова. — 2011. — № 3, ч. 2.
Пластова Т. Ю. Винсент Ван Гог — Аркадий Пластов: Парадигма бытия и живописная традиция // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. — 2012. — № 1.
Пластова Т. Ю. Античная тема и мифологические сюжеты в творчестве А. А. Пластова и проблемы неоклассицизма в русском искусстве XX века // Искусствознание. — 2013. — № 1-2.
Пластова Т. Ю. Почва и Судьба // «Почва и Судьба» ГРМ. — СПб.: «Palace Edition», 2013.
Пластова Т. Ю. Любовь земная и любовь небесная. Образ женского тела в творчестве А. Пластова и традиции европейской живописи // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. — 2014, — № 2.
Пластова Т. Ю. А. Пластов. Поэтика натюрморта // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. — 2014, — № 3.
Пластова Т. Ю. Передо мной предстала красивая душа русского художества… А. А. Пластов — В. И. Костин. Диалог художника и критика // Журнал по истории и теории искусства. — 2014. —№ 3-4.
Пластова Т. Ю. Церковная тема и евангельский сюжет в творчестве А. А. Пластова как явление религиозного искусства // Неофициальное искусство в СССР 1950—1980-е годы / РАХ НИИТИИ. — М.: БуксМАрт, 2014.
Пластова Т. Ю. Я напишу, что видели мои глаза… Рисунки и этюды А. Пластова 1930-40-х гг. // Произведение искусства как документ эпохи. Время, язык, образ. Ч. 13. РАХ НИИТИИ. — М.: БуксМАрт, 2014.
Пластова Т. Ю. От этюда к картине. К вопросу о творческом методе А. А. Пластова // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА, № 1, 2014.
Пластова Т. Ю. Апология счастья. Тема праздника в искусстве 1930-х годов // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА, 1/2016.
Пластова Т. Ю. Аркадий Пластов. Читая Толстого. Журнал Третьяковская галерея, № 1, 2016.
Пластова Т. Ю. Творчество А. Пластова послевоенного десятилетия и новые пути отечественного искусства // Материалы международной научной конференции «Творческое наследие А. Пластова и проблемы искусства XX—XXI века» // Сб. «Пластовская осень», 2012.
Филиппова И. И. Творчество Аркадия Пластова и проблемы изучения русского реализма // Проблемы советского искусства 1930-50 гг. (к 100-летию А. А. Дейнеки). Сборник докладов, статей, воспоминаний. — Курск: Изд-во Курск. Гос. Пед. Ун-та, 1999. — С. 82-91.
Филиппова И. И. Произведения Аркадия Пластова военного периода //Миротворческий потенциал историко-культурного наследия второй мировой войны и Сталинградская битва: всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 70-летнему юбилею победы в Сталинградской битве и 50-летнему юбилею открытия Волгоградского музея изобразительных искусств имени И. И. Машкова, 7-9 мая 2013 г.: [материалы] / Отв. ред. Е. В. Огаркова. — Волгоград: ПринТерра-Дизайн, 2013. — С. 108—114.
Филиппова И. И. Некоторые аспекты портретной живописи в творчестве Аркадия Пластова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 6 (106). Серия «Социально-гуманитарные науки». Вып. 10. — Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2008. -С. 85-90.
Филиппова И. И. Пейзаж в творчестве Аркадия Пластова довоенного периода // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. Серия 15, выпуск 2. Июнь 2013. Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2013. — С. 172—178.
Филиппова И. И. Аркадий Пластов. 1912-й-1940-е. Формирование самобытного живописного метода // Актуальные проблемы изучения творчества И. И. Машкова и художников «Бубнового валета»: материалы Международной науч.-практич. конф. к 100-летию со времени организации художественного общества «Бубновый валет» и 130-летию со дня рождения И. И. Машкова. 18, 19 октября 2011 г. — Волгоград: Парадигма, 2011. — С. 108—121.
Филиппова И. И. Поздние произведения А. А. Пластова: образы и смыслы // Культура и искусство. — 2013. — № 4. — С. 446—452.
Филиппова И. И. Дети и детство в живописи А. А. Пластова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Т. 14, № 1. Серия «Социально-гуманитарные науки». Челябинск: Издательский центр Южно-Уральского государственного университета, 2014. — С. 74-79.
Филиппова И. И. Источник биографический сведений об Аркадии Пластове // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота, 2015. № 2 (52). — С. 193—196.