Interested Article - Нисский, Георгий Григорьевич

Гео́ргий Григо́рьевич Ни́сский ( 8 [21] января 1903 , Гомельский уезд Российской империи 18 июня 1987 , Москва , СССР ) — советский живописец , один из основателей сурового стиля . Народный художник РСФСР (1965), лауреат Сталинской премии третьей степени (1951). Действительный член АХ СССР (1958).

Биография

Родился в семье станционного фельдшера на небольшой станции Новобелица недалеко от Гомеля (ныне — Новобелицкий район Гомеля, Белоруссия ). Рисовать любил с детства, занимался в студии изобразительных искусств, куда попал благодаря местному живописцу Зорину .

После окончания Гомельской художественной студии-школы имени М. А. Врубеля в 1921 году отправился в Москву и поступил на подготовительные курсы при Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). По окончании курсов перешёл на отделение живописи, где его преподавателями были Роберт Фальк и Александр Древин . Помимо учёбы, много внимания уделял спорту, в частности волейболу и акробатике .

В 1926 году познакомился с Александром Дейнекой . Под влиянием стилистики Общества художников-станковистов , а также творчества Дейнеки и Альбера Марке сложился живописный стиль Нисского. В 1928 году совершил первую поездку на Чёрное море для сбора материала к дипломной работе .

В 1930 году окончил Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН), его дипломная работа — «Интернационал на „Жиль-Барте“. Восстание французских моряков в Одессе в 1919 году», посвящённая черноморскому мятежу (работа сразу после защиты была приобретена Третьяковской галереей ) .

Конец 1930 и 1931 провёл в Отдельной Краснознамённой Дальневосточной армии , оформлял стенгазеты, делал плакаты и панно. С 1935 года начал сотрудничество с журналом « Мурзилка » , его графика печаталась на обложках . В 1936 году совместно с Дейнекой, Георгием Ряжским и Фёдором Богородским ездил в Севастополь и Балаклаву на этюды, летал на аэропланах, ходил на быстроходных катерах . Увлекался парусным спортом . На Пятой Поволжской парусной регате 1944 года в Горьком команда яхты «Ветер», где Нисский был матросом, стала чемпионом .

Внешние изображения

В сюжетах первых известных работ Нисского, написанных в начале 1930-х годов превалирует железнодорожная тематика: «Осень. Семафоры» (1932), «На путях» (1933), «Октябрь» (1933). Однако во второй половине 1930-х годов художник обращается к морской теме, пишет морские пейзажи (марины), а в 1940-е годы — морские батальные композиции («Манёвры кораблей Черноморского флота», 1937; «Потопление фашистского транспорта», 1942; «На рейде», 1949). Помимо живописи, Нисский много иллюстрировал, оставаясь верен морской теме («Цусима» А. Новикова-Прибоя , «Морская душа» Л. Соболева ).

В годы войны оставался в Москве, сотрудничал в « Окнах ТАСС » .

В послевоенные годы Нисский обратился к ландшафтному пейзажу, где всё чаще появляются станции, поезда («Белорусский пейзаж», 1947; «Февраль. Подмосковье», 1957). Будучи увлечённым яхтсменом (Нисский владел небольшой трофейной яхтой- швертботом «Нерпой»), он по-прежнему писал водные просторы; однако на этот раз место моря заняли подмосковные водоёмы . Много путешествовал по стране, впечатления воплощались в его полотнах: например, подмеченная из окна быстро несущегося поезда композиция «На Дальнем Востоке» (1963), триптих «Порт на севере» (1956—1957).
В советском изобразительном искусстве 1960 годов возник термин « суровый стиль », одним из основателей которого считается Г. Нисский .

Коллеги по цеху всегда считали его крепким пластиком с хорошей кладкой. Художественная молодёжь его обожала: она видела в дяде Жоре — так обычно называли его друзья и молодняк — смельчака и протагониста «сурового стиля» (хотя такого понятия в 1950-е ещё не было), чуть ли не первого художника послевоенного отечественного модернизма. Михаил Боде , « The Art Newspaper Russia » № 66 2018 .

Работы художника находятся в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея , а также в большинстве крупных музеев бывшего СССР .
Две персональные выставки в Москве состоялись в 1950 и 1959 годах. Нисский — многократный участник выставок советского искусства зарубежом: Париж (1937), Нью-Йорк (1939), Венецианская биеннале современного искусства (1956, 1972), Всемирная выставка в Брюсселе (1958), Варшава (1951), Дели, Калькутта и Бомбей (1952), Прага, Братислава и Брно (1954), Дамаск, Бейрут, Каир (1955), Лондон (1957) .

Жил в « Городке художников » на Верхней Масловке в Москве, в последние годы тяжело болел. Скончался 18 июня 1987 года в доме престарелых . Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище (участок № 10) .

Ретроспектива художника из собраний 25 музеев России и Белоруссии, а также частных коллекций состоялась в 2018 году в Институте русского реалистического искусства .

Семья

Жена — Татьяна Маят , фотограф, публиковалась в журнале «Советское фото» , преждевременно скончалась от неизлечимой болезни .

Награды и премии

Примечания

  1. , с. 96—103.
  2. Галерея искусства XX века «Прошлый Век» . Дата обращения: 31 декабря 2022. 28 декабря 2022 года.
  3. Боде Михаил. // The Art Newspaper Russia : газета. — 2018. — 5 сентября ( № 66 ). 11 августа 2022 года.
  4. Осипова Ирина. . Artandhouses (10 сентября 2018). Дата обращения: 14 июня 2022. 16 июня 2022 года.
  5. , с. 40—41.
  6. Нисский Г. // Мурзилка : журнал. — 1935. — Июнь ( № 6 ). 28 декабря 2022 года.
  7. Нисский Г. // Мурзилка : журнал. — 1937. — Февраль ( № 2 ). 28 декабря 2022 года.
  8. . Движение за возрождение отечественной науки (30 января 2010). Дата обращения: 14 июня 2022. 5 апреля 2017 года.
  9. . Нижегородская федерация парусного спорта . Дата обращения: 28 января 2017. Архивировано из 2 февраля 2017 года.
  10. . Культурология.РФ . Дата обращения: 14 июня 2022. 14 июня 2022 года.
  11. Дата обращения: 18 июля 2014. Архивировано 26 июля 2014 года.
  12. . Дата обращения: 2 апреля 2017. Архивировано 1 февраля 2017 года.
  13. . Дата обращения: 2 апреля 2017. Архивировано 7 июня 2017 года.
  14. Бердникова А. . Белгородский государственный художественный музей . Дата обращения: 30 января 2023. 30 января 2023 года.
  15. Кац Алёна, Кац Павел. . Московские могилы (12 июля 2009). Дата обращения: 14 июня 2022. 14 июня 2022 года.
  16. Ю. Г. // Советское фото : журнал. — 1940. — 1 марта ( № 3 ). — С. 3, 33—34 . 25 ноября 2022 года.
  17. Корзун И. В. . The Ratners . Дата обращения: 25 ноября 2022. 25 ноября 2022 года.

Литература

  • Борисов С., Серпухин Д. // Yacht Russia : журнал. — 2020. — Июль ( № 7—8 (129) ). — С. 96—103 . 25 февраля 2022 года.
  • Киселёв М. Ф. Георгий Нисский. — М. : Изобразительное искусство, 1972. — 175 с. — (Народная библиотечка по искусству).
  • Острой О. С. . — Л. : Художник РСФСР, 1966. — 46 с.
  • Фёдоров-Давыдов А. Выставка произведений Г. Нисского // Искусство. — 1951. — № 1 . — С. 49—54 .
  • Халаминский Ю. Я. Георгий Григорьевич Нисский . — М. : Издательство академии художеств СССР, 1961. — 91 с.
  • Художники «Мурзилки», 1924—2013 / подгот. Т. Андросенко, И. Антонова, В. Дмитрюк, Н. Ермильченко, М. Стародубцев, Н. Холендро и др. — М. : ТриМаг, 2013. — 227 с. — ISBN 978-5-901666-40-1 .

Ссылки

  • Меос В. Э. . Современное изобразительное искусство Башкортостана (12 сентября 2011). Дата обращения: 31 декабря 2022. 25 марта 2017 года.
  • Каневский В. А. . Масловка . Дата обращения: 31 декабря 2022. 15 февраля 2009 года.
Источник —

Same as Нисский, Георгий Григорьевич