Interested Article - Крымов, Николай Петрович
- 2020-04-27
- 1
Никола́й Петро́вич Кры́мов ( 20 апреля [ 2 мая ] 1884 , Москва — 6 мая 1958 , Москва ) — русский и советский живописец и педагог. Народный художник РСФСР ( 1956 ), член-корреспондент АХ СССР (1949).
Биография
Родился в семье художника П. А. Крымова, писавшего в манере « передвижников ». Первоначальную профессиональную подготовку получил у отца. Брат известного хирурга — А. П. Крымова .
В 1904 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества , где сперва занимался на архитектурном отделении, а в 1907—1911]— в пейзажной мастерской А. М. Васнецова . Участник выставки « Голубая роза » (1907), а также выставок «Союза русских художников». Жил в Москве, проводя также (с 1928) значительную часть года в Тарусе , дома на улице Карла Либкнехта , 27 , 29 .
Уже в ранних своих работах примкнул к символизму — в том числе и в качестве графика-оформителя журнала « Золотое руно » (1906—1909). Натурные впечатления в ту пору порой претворялись у него в зыбкое красочное марево, напоминающее скорее гобелен , чем картину («Под солнцем», 1906, Русский музей ). Позднее краски и формы обретают у Крымова все большую материальную предметность, однако природа, чаще всего безлюдная, пребывает не менее поэтической («Желтый сарай», 1909, Третьяковская галерея ; «Утро», 1916, Ярославский художественный музей ). Безыскусная простота типичных среднерусских мотивов соединяется в «классических», тарусских картинах мастера («Речка», 1926; «У мельницы», 1927; обе в Третьяковской галерее ) с ясной гармонией композиции и особой системой «общего тона», переводящей ландшафт в сферу чисто эстетического созерцания. Считая сутью живописи не краску, а именно тон (наполняющий цвет светом), Крымов предлагал в качестве идеальной точки отсчета горящую спичку на фоне ярко освещенной солнцем стены. Изложил свои теоретические взгляды в статье «О Левитане » ( 1938 ).
-
Н. П. Крымов (в центре) среди студентов Московского областного художественного училища памяти 1905 года.
30-е годы XX века
Внес значительный вклад в сценографию, оформив во МХАТе «Горячее сердце» (1926) и «Таланты и поклонники» (1933) А. Н. Островского , а также «Унтиловск» Л. М. Леонова ( 1928 ). В 1919 — 1930 много работал и как педагог — в Пречистенском практическом институте, Высших художественно-технических мастерских ( Вхутемас ) и Московском областном художественном училище памяти 1905 года . Особенностью педагогического дара Крымова было то, что в каждом из своих учеников он видел и развивал индивидуальность. У пейзажиста Крымова ученики стали жанристами, историческими живописцами, портретистами — С. П. Викторов , Ю. П. Кугач , М. П. Иванов-Радкевич , Ф. П. Решетников , Н. К. Соломин .
Похоронен на Новодевичьем кладбище .
Награжден орденом Трудового Красного Знамени (03.08.1954) — «за заслуги в области изобразительного искусства в связи с 70-летием со дня рождения».
Примечания
- ↑ Крымов Николай Петрович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
- ↑ Nikolaj Petrovich Krimov // (нидерл.)
- . Дата обращения: 1 июня 2023. 1 июня 2023 года.
- . Дата обращения: 1 июня 2023. 1 июня 2023 года.
- — Николай Петрович Крымов — художник и педагог" — М.: изд. «Изобразительное искусство», 1989, c. 224.
Ссылки
- 2020-04-27
- 1