Демидовский столп (Ярославль)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах» — основное сочинение русского философа , священника и учёного П. А. Флоренского . Название книги является цитатой из Библии, в которой дается характеристика Церкви ( 1Тим. ).
Труд задумывался как магистерская диссертация «О духовной истине. Опыт православной теодицеи», однако затем многократно редактировался и окончательное оформление получил в 1914 году .
Флоренский начинает с апологии православной церковности, суть которой в опыте и переживании духовной жизни. Этот экскурс необходим для того, чтобы преодолеть кантовский агностицизм (см. Письмо шестое), к которому приводит несовершенная человеческая мудрость. Сам по себе и из себя разум неспособен постичь истину.
На основании лингвистических данных Флоренский выводит русское слово истина из глагола есть: «истина—естина» (см. Письмо второе). Далее он возводит глагол «есть» к глаголу «дышать» и приходит к выводу, что истина — это «живое существо». Это особенность именно русского языка, так как в греческом языке акцентирован момент памяти и вневременности, поскольку «время есть форма существования всего, что ни есть». Разбирая переводы слова «истина» на разные языки, Флоренский отмечает, что славяне воспринимают истину онтологически , эллины гносеологически , римляне юридически, а евреи исторически. Эти понимания отражают четыре аспекта истины. Однако истина нуждается в оправдании для обоснования своей актуальности познающему субъекту. Вопрос «что есть истина?» подразумевает «зачем нужна истина?» Субъективно воспринятая истина есть достоверность, но критерии достоверности зыбки. Флоренский подчеркивает что ни интуиция , ни её противоположность ( дискурсия , рассудок ) достоверности истины не дает. «Истины нет у меня, но идея о ней жжет меня», подводит итог философ.
Отмечая неразумность истины (« истина есть антиномия ») , Флоренский утверждает, что она как абсолютная данность превыше всего, в том числе и разума , поэтому абсолютный «объект веры» ( догмат ), интеллектуального желания, источник персонального существования, Бог . Отсюда происходит переход в сферу теологии и различение сущности и ипостаси (рационалистическая, рассудочная омиусианская философия и духовная, разумная , омоусианская философия), утверждение метафизической триады « Истина , Добро и Красота », сердцевиной которой является любовь («любовь есть субстанциальный акт, переходящий от субъекта на объект и имеющий опору — в объекте »). Любовь близка по смыслу к вожделению, однако разница между ними в предмете: «любовь возможна к лицу, а вожделение — к вещи». Кроме того, Флоренский настаивал на переводе любви из психологической плоскости в онтологическую. Любовь имеет трансцендентный (потусторонний) источник и подразумевает самоотверженность, преображение («сияние лица»), целомудрие (цельность) и переход в вечность (любовь не может не быть вечной). Идеализация любимого воспринимается как иконописание, противоположное как карикатуре (утрировании негативных черт), так и бытописанию. Рассматривая ревность , Флоренский защищает её, определяя как «заботу о непорочности». Противоположностью любви является грех (момент разлада), ересь («рассудочная односторонность»), распутство (хождение разными путями). Предельная отстраненность от любви и истины производит в человеке «муки геенны»: жжение, озноб, точение червя.
Говоря о преображающей силе любви, Флоренский переходит к идее Софии «идеальной личности мира», «Вечной Невесте Слова Божия», « Церкви в её небесном аспекте», человечеству , которое есть «Четвертое Лицо» святой Троицы (см. Письмо десятое). София — это тварь, приобщившаяся к истине. Необходимым условием для любви и дальнейшего приобщения к истине является дружба и товарищество . «Пару друзей» Флоренский называет «общинной молекулой». Даже героизм ценится меньше дружбы, ибо он лишь украшение и цветок, но не смысл и корень жизни.
За это сочинение Павел Флоренский был награждён Макариевской премией .
Ректор Московской духовной академии епископ Феодор (Поздеевский) дал положительную характеристику книге Флоренского:
Сделана полная апология христианской веры как единственной истины и сделана тем путём и в той сфере мысли, в какой полагают последний резон всякой истины поклонники человеческого рассудка, и все сказано на родном для них языке рассудка, логики и философии .
Архимандрит Никанор (Кудрявцев) , напротив, подверг книгу «Столп и утверждение истины» сокрушительной критике .