Безумный день, или Женитьба Фигаро
- 1 year ago
- 0
- 0
«Жени́тьба Бальзами́нова» (другое название — «За чем пойдёшь, то и найдёшь» ) — пьеса русского драматурга Александра Николаевича Островского . Эта пьеса замыкает трилогию о молодом чиновнике Бальзаминове, в которую также входят пьесы « Праздничный сон — до обеда » и « Свои собаки грызутся, чужая не приставай ».
Написана в 1861 году . Впервые пьеса была опубликована в том же году в сентябрьском номере журнала Фёдора Достоевского « Время » . Отсылая своё новое произведение в Петербург Достоевскому для напечатания, драматург писал:
Милостивый государь, Федор Михайлович. Посылаю Вам пьеску, которую обещал для Вашего журнала. Нездоровье помешало моей работе, и я кончил её позже, чем желал бы. Когда прочтете эту вещь, сообщите мне в нескольких строках Ваше мнение о ней, которым я очень дорожу. Вы судите об изящных произведениях на основании вкуса: по-моему, это единственная мерка в искусстве. Вы меня крайне обяжете, если выскажете своё мнение совершенно искренно и бесцеремонно .
Достоевский ответил 24 августа 1861 года:
Вашего несравненного «Бальзаминова» я имел удовольствие получить третьего дня… Что сказать Вам о Ваших «сценах»? Вы требуете моего мнения совершенно искреннего и бесцеремонного. Одно могу отвечать: прелесть. Уголок Москвы, на который Вы взглянули, передан так типично, что будто сам сидел и разговаривал с Белотеловой. Вообще, эта Белотелова, девица, сваха, маменька и, наконец, сам герой, — это до того живо и действительно, до того целая картина, что теперь, кажется, у меня она вовек не потускнеет в уме… из всех Ваших свах Красавина должна занять первое место. Я её видал тысячу раз, я с ней был знаком, она ходила к нам в дом, когда я жил в Москве лет десяти от роду; я её помню .
Герой пьесы, небогатый молодой чиновник Михайло Бальзаминов, обладает удивительно романтичным характером, он добр и мечтателен, по-детски наивен, простодушен — и воспринимается окружающими как дурачок. Но ему как-то надо выживать в этом мире, в том простом мещанском быту, в котором он оказался. Потому Бальзаминов очень хочет жениться на богатой невесте, но совершенно теряется в догадках, как это сделать. На помощь к нему пытается прийти сваха , а сам Бальзаминов полон благодушных мечтаний.
Крылатым выражением стала его фраза:
Если б я был царь, я бы издал такой закон, чтоб богатый женился на бедной, а бедный — на богатой; а кто не послушается, тому смертная казнь.
— , картина 1, явление 4.
Бальзаминов ухаживает за перезрелой девицей Раисой Пежёновой, которая отвечает ему взаимностью только из-за того, чтобы как-то разбавить свою тоскливую жизнь в доме, где её держат взаперти братья. Отставной офицер Чебаков, влюблённый в старшую сестру Раисы Анфису, решает выкрасть её из дома и предлагает Бальзаминову посодействовать ему, на что тот соглашается.
Однажды Бальзаминов знакомится с соседкой Пежёновых — очень богатой, но скучающей купчихой Домной Белотеловой. Под напором свахи он признаётся ей в любви. Вечером того же дня он собирается вместе с Чебаковым выкрасть Анфису, а заодно и свою возлюбленную Раису. «Похищение невесты», однако, кончается неудачно: офицер увозит Анфису, а плачущая Раиса, поняв, что Бальзаминов ничего ей не сможет дать, прогоняет его. Герой в расстроенном состоянии возвращается домой, но вскоре к нему приходит весёлая сваха: Белотелова согласна выйти за него замуж.
Пьеса заканчивается тем, что сваха, Бальзаминов и его маменька готовятся сплясать в честь будущей свадьбы.
Театральная судьба пьесы сложилась неудачно с самого начала. Литературно-театральный комитет поставил гриф: «Не одобряется к представлению».
«…Моя вещь не пропущена, а бездна вещей, совершенно никуда не годных, пропускается комитетом. … Из всего этого при самом беспристрастном взгляде можно вывести только одно заключение, и именно явное недоброжелательство ко мне комитета», — ответил на это известие автор, обращаясь к заведующему репертуарной частью петербургских императорских театров П. С. Федорову (письмо от 26 октября 1861 года, т. XIV, стр. 91 // Изд.: А. Н. Островский. Собрание сочинений в 10 томах. Под общ. ред. Г. И. Владыкина, А. И. Ревякина, В. А. Филиппова. — М.: Гос. изд-во худ. лит-ры, 1959).
Однако удалось подключить прессу, в результате чего инцидент получил общественную огласку. Газета « Русский мир », журнал «Гудок» активно выступили в защиту драматурга. Революционный демократ В. С. Курочкин опубликовал (под псевдонимом Пр. Знаменский ) в журнале « Искра » (1861, № 44) статью, в которой с негодованием писал, что «последние сцены Островского „За чем пойдёшь, то и найдёшь“, напечатанные в журнале „Время“ и понравившиеся всей грамотной публике, признаны никуда не годными некоторыми ценителями искусства, аматёрами. Что это за люди, откуда они вышли и куда идут? Ничего этого мы не знаем, но уверены вместе с читателями, что мнения каких-нибудь Митрофанов Ивановичей, Назаров Назаровичей, Павлов Степановичей, Андреев Александровичей, Александров Гавриловичей, Петров Ильичей, Ивановичей, Андреичей и всяких других ничтожно перед общим мнением людей, понимающих искусство». Здесь поименованы реальные лица, члены Литературно-театрального комитета: А. Г. Ротчев , А. А. Краевский , П. С. Фёдоров и др. . 17 ноября 1862 года Литературно-театральный комитет допустил пьесу к представлению, с оговоркой, что автор будет сам отвечать за своё произведение.
1 января 1863 года петербургский Александринский театр показал премьеру под названием «За чем пойдёшь, то и найдёшь». Исполнители: Бальзаминов — П. В. Васильев , Бальзаминова — Ю. Н. Линская , Красавина — Воронова, Чебаков — П. С. Степанов, Белотелова — Е. Н. Васильева 2-я , Раиса — , Матрёна — .
Через две недели, 14 января 1863 года , спектакль был показан в Москве на сцене Малого театра . Исполнители: Бальзаминов — А. А. Рассказов , Бальзаминова — Н. В. Рыкалова , Красавина — С. П. Акимова , Чебаков — В. А. Дмитревский , Белотелова — , Анфиса — В. В. Бороздина , Раиса — А. И. Колосова , Матрёна — X. И. Таланова .
Пьеса неоднократно ставилась в театрах различных городов России.
Немало современных постановок.
Существует музыкальная комедия А. Кулыгина по мотивам пьесы А. Островского, поставлена — Московский государственный музыкальный театр п/р Г. Чихачёва , постановка осуществлена под руководством режиссёра .
В 2001 году поставлена в Новосибирском театре музыкальной комедии .
В 2010 году поставлена в Димитровградском драматическом театре им. А. Н. Островского .
В 2013 году повторно поставлена в Новосибирском театре музыкальной комедии . Режиссёр Михаил Заец. Премьера 01.03.2013.
В 2015 году поставлена в камерном театре г. Чебоксары режиссёром Игорем Милосердовым.
В 2016 году поставлена в Серпуховском музыкально-драматическим театром . Режиссёр Ольга Дунаева. Премьера 01.10.2016.
В 2020 году спектакль «Игра разума» по мотивам пьесы А. Н. Островского поставлен на сцене Дома музея Владимира Высоцкого в Москве. Режиссёр - постановщик . В ролях: Михаил Бальзаминов - , отец Бальзаминова - , Акулина Гавриловна - , Капитолина Ничкина - , Домна Белотелова - , Разум - Премьера 13.12.2020.
В 2020 году композитор Владимир Баскин и драматург Евгений Муравьёв написали мюзикл "Женитьба Бальзаминова", в который вошли все части трилогии А.Н.Островского. Поставлен в Волгоградском музыкальном театре (2020) и в Магнитогорском драматическом театре (2020).