Наиболее известен как автор книги «Элементы строения музыкальной речи» (1930-31)
. Задуманная как реализация учения Яворского, в действительности книга Протопопова содержит и оригинальное развитие идей и понятий его учителя, при этом отделить оригинальный материал от заимствованного чрезвычайно сложно.
Композиции Протопопова включают три сонаты для фортепиано и некоторые другие произведения. В своих сонатах он демонстрирует сильное влияние позднего
Скрябина
.
Список произведений
Произведения для фортепиано
Op. 1. Соната №1.
Op. 5. Соната №2.
Op. 6. Соната №3.
Произведения для голоса и фортепиано
Op. 4.
Две сказки на народный текст
Op. 7.
Сказка о дивном гудочке
Op. 8.
Le Printemps de la vie
Op. 10. Две песни
Op. 11. Две любовные песни
Прочие сочинения
Op. 3.
Des lebens frühling
для голоса и фортепианного трио
совместно с Яворским: пять народных песен для смешанного хора.
Примечания
Sergei Vladimirovich, Сергей Владимирович, Sergei Wladimirowitsch, Sergueï Protopopov //
(фр.)
Lobanova M.
Protopopov // Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Personenteil. Bd. 13. Kassel u.a., 2005, Sp. 997.
«Яворский живёт с Протопоповым вместе и называет его "Мусенькин"» (
С.С. Прокофьев
, 30.1.1927). См.:
Прокофьев С.С.
Дневник 1919-1933. Париж, 2002, с. 481.
Klause I.
Sergej Protopopov - ein Komponist im Gulag // Musikforschung 63 (2010), p. 138
Часть I. Москва: Государственное издательство. Музыкальный сектор), 1930. 168 с.; часть II. Москва: Государственное музыкальное издательство, 1931. 176 с.;
Литература
Powell, Jonathan. "Protopopov, Sergey Vladimirovich",
The New Grove Dictionary of Music and Musicians
.