Волевич, Леонид Романович
- 1 year ago
- 0
- 0
Лев Рома́нович Ше́йнин ( 12 [25] марта 1906 , Брусановка — 11 мая 1967 , Москва ) — советский юрист, прокурор, писатель и киносценарист.
Родился в деревне Брусановка (ныне Велижский район , Смоленская область ) в еврейской семье, которая в 1908 году переехала в Торопец . В 1919 году вступил в комсомол , был членом Торопецкого укома РКСМ , начал работать в газете «Светоч».
В 1921 году приехал в Москву , учился в ВЛХИ имени В. Я. Брюсова , хотел стать писателем.
В 1923 году был направлен на работу в Прокуратуру СССР . По некоторым данным, стал там сотрудником лаборатории психолога А. Р. Лурии , который придумал прибор, напоминавший примитивный детектор лжи . Параллельно учился в Московском университете , который окончил в 1924 году (по мнению исследователя, информация требует уточнения из-за краткости периода обучения, возможно, речь идет о курсах ; и действительно, в документах МВД 1951 года указано, что образование у Шейнина незаконченное высшее ).
В 1927 году был переведен в Ленинград , где работал старшим следователем в областном суде. В 1929 году вступил в ВКП(б). Расследовал Столкновение поезда и трамвая в Ленинграде 1 декабря 1930 года .
С 1931 года — в Москве, следователь по особо важным делам Прокуратуры СССР. Опубликовал учебник по криминалистике .
В мае — сентябре 1933 года расследовал дело о массовой гибели заключённых на перегоне Котлас — Яренск. В том же году посетил Первый вседонецкий съезд советских писателей и литкружковцев .
В декабре 1934 года в Ленинграде участвовал в расследовании дела об убийстве С. М. Кирова . Вёл последний допрос обвиняемого Л. В. Николаева . 21 декабря 1934 года совместно с А. Я. Вышинским составил обвинительное заключение. Был помощником или заместителем Вышинского, по отзывам современников, сохранял ему лояльность и в хрущевское время . Камил Икрамов сообщает в своих воспоминаниях: «Мне рассказывали, что Лев Шейнин, когда проезжал мимо дома, где жил Вышинский, плакал настоящими слезами. Лев Романович очень любил Андрея Януарьевича» . Вышинский написал предисловие к первой книге Шейнина — сборнику рассказов (1938).
С 1935 года — начальник следственного отдела Прокуратуры СССР, государственный советник юстиции 2-го класса , член Особого совещания . В 1934—1935 годах участвовал в следствии по делу « Московского центра » Л. Б. Каменева и Г. Е. Зиновьева . В 1936 году вёл дело полярников Семенчука и Старцева (в 1989 году реабилитированы) .
В 1937 году возглавлял специальную группу работников прокуратуры, занимавшуюся следственными делами Бухарина, Рыкова и Ягоды .
Историк юстиции А. Г. Звягинцев , собравший наибольшее количество информации о его биографии, пишет: «Мне кажется, чувство тревоги за собственно политические дела, особенно в 1930-е годы, не покидало Шейнина. Люди, знавшие Льва Романовича, считали, что Шейнин не был напрямую причастен к фальсификации доказательств, истязаниям и пыткам» .
В 1936 году был арестован и находился в заключении в лагере на Колыме , после пересмотра дела освобождён, обвинения были сняты.
В одной из посвященных Льву Шейнину статей приводятся воспоминания солагерника Шейнина, некоего Реева: «Осенью 1936 года я оказался с некоторыми друзьями в районе Берелеха куда мы пробивали трассу, на …. Появился среди нас писатель Шейнин или Ляля Шейнин, как мы его звали. Он быстро исчез, увезённый на переследствие в Москву, а потом освобожденный. Говорили, что у него огромный блат » .
Возвратился на работу. «Поразительную форму приняло исправление преступников в начале 1937 г. благодаря инициативе Льва Шейнина» , пишет историк Ш. Фицпатрик . Речь идёт об опубликованной Шейниным в «Известиях» заметке «Явка с повинной», приглашающих преступников сдаться властям и вступить на дальнейший путь исправления с помощью того образования и работы, которые им предоставят. В рассказах «Разговор начистоту» и «Крепкое рукопожатие» (позже вошедших в сборник «Записки следователя») прокурор сообщает о том, что статья имела большие последствия, и многие уголовники сдались, не были наказаны и вступили на путь исправления. По словам историка, дальнейшая судьба перевоспитавшихся воров неизвестна, хотя сообщение, что по крайней мере Костя Граф несколько лет преуспевал . «Несомненно, реальность, скрывавшаяся за подобными историями об исправлении, как и за их завершением, была сложнее того, что попадало в печать (…) Правду или нет говорил Шейнин о множестве добровольных явок с повинной [неизвестно], но, по крайней мере, об одном таком случае сообщалось в разделе хроники „Известий“ годом раньше» , считает Фитцпатрик, называя Шейнина «загадочной фигурой». Варлам Шаламов указывал, что полностью ложная государственная политика « перековки » и перевоспитания блатных (блатарей) была популяризована в том числе и литературой, и потому «один Костя-капитан перевоспитался, а десять тысяч блатных вышли из тюрем раньше времени и совершили двадцать тысяч убийств и сорок тысяч ограблений». Вот цена, которую заплатили за « Аристократов » и «Дневник следователя» Шейнина .
С 1939 года снова возглавлял следственный отдел Прокуратуры СССР . Занимался организацией защиты разведчиков Мордвинова и Корнилова после их провала в Анкаре , способствовал их обмену в СССР. В 1943 году занимался делом кремлёвских детей (см. Шахурин, Владимир Алексеевич ).
В 1945 году в семье Шейнина родился сын Роман, окончивший впоследствии МЭИ и ставший доктором экономических наук . По некоторым указаниям, жена следователя Тамара была родственницей фарцовщика Рокотова , арестованного в 1947 году.
В 1945—1946 годах участвовал в работе Нюрнбергского трибунала , был помощником главного обвинителя от СССР Р. А. Руденко , вместе с И. Д. Гофманом . Художник Борис Ефимов , присутствовавший тогда в Германии, в своих воспоминаниях «Десять десятилетий» описывает Шейнина и его работу в Нюрнберге.
Был членом Союза писателей, в эти годы имел заметные дополнительные заработки от литературной деятельности, вращался в богемных кругах. Получал большие гонорары, их хватило на машину «Победа», на двухэтажную дачу в Серебряном Бору, на богатый гардероб . «Образ жизни вёл довольно свободный, хотя был женат» , пишет Звягинцев.
После убийства Соломона Михоэлса 12 января 1948 года, как пишет Звягинцев, был командирован в Минск в качестве следователя по особо важным делам . Однако утверждение, что Шейнин расследовал эту смерть, является неподтверждённым официальными документами, окружённым домыслами и слухами. Так, другой исследователь пишет, что после второго ареста Шейнина следователями «проверялись и слухи о том, что Шейнин на свой страх и риск предпринял тогда расследование минской трагедии: вылетел вместе с бригадой следователей в Белоруссию, собирал там свидетельские показания, побывал на месте обнаружения тела Михоэлса» . Сам Шейнин в дальнейшем решительно отрицал всякую причастность к разбирательству «дела» Михоэлса, называл утверждения об этом слухами, в качестве «алиби» используя факт, что в январе 1948 года был командирован в Казахстан и потому никак не мог быть в это время в Минске , тем более «по собственной инициативе». Слухи, однако, курсировали широко: дочь режиссёра считала, что Шейнин ездил расследовать смерть . Зускин показывал, что Шейнин отрицал поездку «с подмигиванием» , его сосед Александр Галич также упоминает подобный двусмысленный разговор . А. Борщаговский на основе недомолвок в беседе с Шейниным в 1960-е считал, что поездка была, но тот повёл расследование не так, как было угодно властям, и был отстранен .
Когда в январе 1949 года сгорела дача Ворошилова, Шейнин со своей командой занимался расследованием, была установлена халатность органов госбезопасности, охранявших объект, виновные были отданы под суд . По воспоминаниям Е. Мелетинского , ходатайствовал за него, что позже тоже подшили к еврейскому делу самого Шейнина .
В 1949 году освобождён от должности с формулировкой «в связи с переходом на другую работу» , ему была обещана должность директора Института криминалистики, однако он её не получил .
В 1950 году удостоен Сталинской премии первой степени за сценарий фильма « Встреча на Эльбе », однако в том же году руководство ССП обвинило Шейнина в протаскивании в своих произведениях космополитических и националистических «идеек» .
19 октября 1951 года снова арестован — по делу В. С. Абакумова ( дело врачей ), обвинялся также в организации антисоветской группы еврейских националистов ( Дело Еврейского антифашистского комитета ), содержался в тюрьме на Лубянке . Арестовывал его Михаил Рюмин . По словам Звягинцева, он читал протокол допроса Шейнина, где тот утверждал, что одной из причин его ареста стал конфликт в Нюрнберге с руководителем бригады Главного управления СМЕРШ — полковником Михаилом Лихачёвым . В воспоминаниях И. А. Чернова рассказывается, как он сидел с Шейниным в одной камере во Внутренней тюрьме .
В постановлении на арест было указано: «Как установлено показаниями разоблаченных особо опасных государственных преступников, Шейнин находился с ними во вражеской связи и как их сообщник совершил преступления, направленны против партии и Советского правительства» . Основанием к аресту Шейнина послужили показания обвиняемых И. С. Фефера , Б. А. Шимелиовича , П. Д. Маркиша , В. Л. Зускина , С. Д. Персова о его якобы националистической деятельности и преступной связи с еврейскими националистами и показания арестованного Л. Л. Швармана. Перечисленные выше показали, что Шейнин поддерживал близкую связь с Михоэлсом, со слов которого он был известен им как еврейский националист . "«Шимелиович, назвав Шейнина активным еврейским националистом, показал, что Шейнин высказывал недовольство условиями жизни в СССР, вынашивал изменнические настроения, протаскивал в своих литературных произведениях националистические взгляды, поддерживал близкую связь с Михоэлсом и был осведомлён о вражеской работе, проводившейся под прикрытием Еврейского антифашистского комитета . (…) В процессе следствия от арестованного Маклярского И. Б. (…) были получены показания о том, что со слов Шейнина ему известно о преступной связи Шейнина с представителем еврейского телеграфного агентства, которую он якобы установил, будучи в командировках в Анкаре и Нюрнберге», гласят документы .
По воспоминаниям художника Б. Е. Ефимова , на вопрос, за что он был арестован, Шейнин бросил ему одно слово — « Михоэлс ». Далее приводятся слова Ефимова: «Смысл этого, более чем краткого ответа, стал мне ясен только несколько лет спустя, когда после смерти Сталина люди стали более откровенны и, Шейнин поведал мне, что с ним произошло. Я узнал, что он был командирован в Минск в качестве „следователя по особо важным делам“ в связи с загадочной гибелью выдающегося артиста Михоэлса . (…) „Наверху“ сочли необходимым немедленно „убрать“ слишком дотошного следователя» .
Объяснением повода для ареста может служить отрывок из допроса П. Д. Маркиша, проведённого 28 марта 1949 года (то есть задолго до ареста Шейнина): «Шейнин в еврейских кругах слывёт как непревзойдённый прокурорский работник. (..) Михоэлс также говорил мне, что у Шейнина настоящая еврейская душа. Поэтому после похорон Михоэлса националисты возлагали большие надежды на Шейнина и распространяли слухи, что Шейнин сам проявил инициативу и с бригадой следователей на самолёте якобы залетел в Минск, где, как выражались некоторые, он сумеет размотать клубок загадочной смерти Михоэлса. Выезжал ли Шейнин в Белоруссию, мне не известно, но разговор об этом свидетельствует о том, что он сам был участником распространения таких слухов» . Сам Шейнин на допросе 28 октября 1951 года отрицал поездку .
Звягинцев, имевший доступ к следственному делу, пишет: «Дело Шейнина тянулось два года, хотя другие, куда более сложные и запутанные, заканчивались гораздо быстрее. Видимо, потому, что он понимал, чего от него хотят, высчитывал, что можно сказать, а чего нельзя, по течению допросов догадывался, как меняется политика на самом верху. Делом занимались в разное время семь старших следователей Следственной части по особо важным делам МГБ СССР, и к концу оно насчитывало семь огромных томов. Шейнина допрашивали не менее 250 раз. Более года держали в одиночке, шантажировали, оскорбляли, грозили побоями» . Осторожный и хитрый, Шейнин панически боялся допросов с пристрастием, признавался, что он их не выдержит. Согласно мнению Звягинцева на основе изученных документов, в первый год расследования следователи усиленно «раскручивали» его по делу Еврейского антифашистского комитета, причем Шейнин давал показания охотно и подробно, всячески демонстрируя сотрудничество со следствием и оговаривая всех, кого ему называли. Когда еврейский вопрос начал терять актуальность, ему стали инкриминировать шпионаж, связи с заграницей, однако Шейнин начисто отрицал свою вину в шпионаже или измене Родине .
5 марта 1953 года скончался Сталин, в июле был арестован Лихачёв. В этот момент Шейнин резко изменил показания, стал писать «наверх»:
«Чтобы сохранить жизнь и дожить до объективного рассмотрения дела, я подписывал эти бредовые формулировки, сомнительность которых очевидна… Я не перенёс бы избиений» .
Полковник Чернов вспоминал о сокамернике: «От него я и узнал, что Берию посадили. Шейнину, понятно, этого не сказали, но Лева башковитый — по характеру записей в протоколе допроса сам обо всём догадался и тут же написал письмо Хрущёву, они друг с дружкой давно знакомы. Главное, был случай, когда Лева ему добро сделал: входил в комиссию, которая по заданию Политбюро что-то проверяла на Украине, и составил справку в пользу Хрущёва. И Руденко ходил у него в дружках, тоже, видно, замолвил словечко — в общем, Леву вскоре выпустили» .
Постановление о прекращении дела Шейнина датируется 21 ноября 1953 года, в нём указано: проверкой установлено, что Шейнин был оговорен, Маклярский от своих показаний отказался, сославшись на применённое физическое воздействие; сам Шейнин от своих признаний также отказался .
Якобы к его освобождению привело совпадение: в ноябре 1953 года Каганович распорядился освободить арестованного по делу ЕАК его тезку , которого он знал по дореволюционному подполью, однако вместо него МВД по ошибке освободило Льва Романовича . Эту историю приводит Ф. И. Чуев в книге «Так говорил Каганович»: «В 1953 году я узнал, что Лев Шейнин жив, попросил чекистов его найти, так они нашли сначала его однофамильца писателя Льва Шейнина, который тоже сидел, и его освободили. А потом уже этого освободили». (Это подтверждается письмом Л. А. Шейнина Кагановичу, найденным Шейлой Фицпатрик в архиве Совета Министров СССР ). Его личный знакомый Василий Ливанов в своих воспоминаниях приводит историю спасения от расстрела, построенную по тому же принципу: «когда Сталину доложили, что Шейнин арестован, и приговор ему вынесен, „лучший друг чекистов“ процедил через всемирно известные усы: „По-моему, мы арестовали не того Шейнина“. Поскольку никто из исполнителей сталинской воли не мог догадаться, как нужно понимать эти слова „гениального вождя“, Шейнина решили на всякий случай не расстреливать и упрятали в ГУЛАГ»" . Эти версии имеют характер слухов.
После 1953 года Шейнин занимался писательской деятельностью. В течение нескольких лет был членом редколлегии и заместителем главного редактора журнала « Октябрь » . Член правления Союза писателей СССР . В 1960-е годы занимал посты члена худсовета Министерства культуры СССР , главного редактора киностудии « Мосфильм » (до 1964 года ), руководителя кинокомиссии Совета по драматургии СП СССР .
Василий Ливанов, беседовавший с ним о Пастернаке, пишет: «вышел уже действительно „не тот Шейнин“. Единственным его желанием было найти хоть какое ни есть оправдание своей прежней деятельности. Такое оправдание он видел в беспрестанной выдаче разнообразной информации, считавшейся во время его службы секретной. Говорил он без умолку и готов был отвечать на любые вопросы» . Но когда Ливанов предложил ему написать мемуары, только ответил: «Васечка! Вы что, с ума сошли?!» .
Уже во времена Хрущёва (и по его одобрению), как сообщает А. Алексин , постарался воскресить свою давнюю идею о реабилитации уголовников: «очень уважаемая газета по его инициативе развернула на своих страницах обсуждение: брать или не брать предприятиям и учреждениям „на поруки“ уголовных преступников, ручаясь за их перевоспитание и одновременно освобождая их, таким образом, от возмездия» . Речь, возможно, идет об очерках «Ставка на доверие» и «Сила и вера», напечатанных в «Известиях» в 1959 году . Затея кончилась провалом и постановлением «Об усилении борьбы с преступностью» .
Все знакомые с ним отмечали обаяние Шейнина и его любовь к жизни. [ источник не указан 291 день ] "Лев Романович был поистине уникальной личностью. В нём вполне мирно уживалось два разных человека. Чекист, представитель соответствующей системы, со всеми, вытекающими отсюда последствиями, и «весёлый, общительный, балагур, „душа общества“, подкупающий редким даром рассказчика, мастер добродушных, смешных розыгрышей», пишут о нём со слов родственницы . По отзыву Юлиана Семёнова : «Маленький, кругленький, (…) Шейнин был человеком улыбчивым, постоянно тянувшимся к людям. В разговорах, однако, был сдержан» Когда он читал лекции в юридическом институте, аудитории были переполнены .
Серьёзный коллекционер-библиофил . В 1958 году ездил в ГДР . По словам Алексина, страдал диабетом , Бориса Ефимова — канцерофобией.
Скончался 11 мая 1967 года от сердечного приступа .
Как гласит некролог в «Известиях», уже будучи тяжело больным, Шейнин совершил несколько поездок по стране в качестве специального корреспондента «Известий» .
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 6).
Впервые начал работать в газете ещё в 1919 году, начал работать в торопецкой газете «Светоч». Как рассказывает сам Шейнин в предисловии к сборнику «Записки следователя», первоначально он хотел быть именно литератором, поступил для этого в ВЛХИ имени В. Я. Брюсова , и только комсомольское распределение бросило его в юриспруденцию.
Известен в первую очередь как автор сборника рассказов о буднях советского уголовного розыска «Записки следователя». Свой первый рассказ «Карьера Кирилла Лавриненко» напечатал в 1928 году в журнале «Суд идёт!». Его рассказы печатались в газетах « Правда », « Известия » и в ряде журналов. Полностью первая книга «Записок следователя» вышла в свет в 1938 году в издательстве «Советский писатель». Предисловие к ней написал Вышинский. В дальнейшем Шейнин будет её дополнять и переиздавать. В основу рассказов обычно ложились реальные дела Шейнина и его коллег, где он менял детали и имена: так, в рассказе «Исчезновение» действует инженер Глотник, а реального героя этого дела звали Злотник (а Люся Б. — это Елена Боннер , фотокопию рассказа позже использовали для ее травли ). В основу рассказа «Карьера Кирилла Лавриненко» легло дело корабля « Память Азова » . И. Мацкевич в книге «Мифы преступного мира» пишет, что Шейнин внёс большой вклад в становление мифа о Леньке Пантелееве в одноимённом рассказе . По свидетельству Шаламова , дом свиданий в Москве, описанный в рассказе «Генеральша Апостолова» — также подлинная история . Не изменены обстоятельства в рассказе «Дело Семенчука». Рассказ «Злой гений „Народной воли“» посвящен Окладскому .
Прототипом главного героя романа «Военная тайна» был Иван Гвай , также использован сюжет провала в Анкаре .
С 1936 года выступал как драматург. В 1939 году по мотивам пьесы братьев Тур и Льва Шейнина « Очная ставка » на киностудии « Мосфильм » был снят шпионский фильм « Ошибка инженера Кочина ». Впоследствии совместно с братьями Тур написал ещё несколько пьес и киносценариев. В Москве после войны по этому поводу ходило присловье: «На берегах литературы пасутся мирно братья Туры и, с ними заводя амуры, Лев Шейнин из прокуратуры» .
Другим его соавтором был Маклярский , несмотря на то, что тот давал против него показания во время второго ареста: «Молва гласит, что они оба одновременно вышли из тюрьмы, сели в поданную автомашину и, невзирая на недавние распри, по дороге домой договорились вместе писать литературный сценарий художественного кинофильма. Не берусь судить, что здесь правда, а что домысел, но скажу, что в 1957 году на экраны вышел кинофильм „Ночной патруль“, снятый по сценарию двух авторов — М. Б. Маклярского и Л. Р. Шейнина» .
До войны совместно с Эйзенштейном будто бы предложил сценарий о суде и оправдании еврея Менделя Бейлиса , обвиненного в 1913 г. в Киеве в ритуальном убийстве христианского мальчика, но режиссёру сказали снимать про Ивана Грозного . Звягинцев пишет, что Шейнин принимал активное участие в подготовке создания сериала « Следствие ведут знатоки » .
Некролог «Известий» так характеризует его литературную работу: «Один из представителей советского обвинения на Нюрнбергском процессе, Шейнин после Отечественной войны отдаёт много энергии публицистике, гневно разоблачающей поджигателей войны. Его страстные антивоенные памфлеты и статьи до последнего времени печатались на страницах „Известий“, „Литературной газеты“, „Огонька“».
Согласно «Известиям», до последних дней не оставлял работы над пьесой «Дети России», приуроченной к 50-летию Октябрьской революции . Ю. Семёнов за год до смерти Шейнина писал, что тот работает над большой эпопеей «Дело Бейлиса» .
Исследование «Детектив: от рассвета до расцвета. Родословная в лицах» причисляет его к родоначальникам советского милицейского детектива .
«Литература служила Льву Шейнину во время работы в следственных органах своего рода „отдохновением“ от трудных и далеко не праведных дел. Она же помогла ему остаться на плаву, когда пришлось оставить юриспруденцию и заняться добыванием хлеба насущного» .
«Все его произведения построены схематично, обладают известным сюжетным напряжением и никогда не отклоняются от выполнения воспитательных задач, поставленных партией и службой госбезопасности (ЧК, НКВД, МВД)», пишет критик . «Сегодня, конечно, трудно поверить в раскаявшихся „воров в законе“, абсолютно всех без исключения, которых он описывал. Как и трудно представить себе безупречно честных работников НКВД и МВД. Однако есть в этих рассказах некое обаяние, которое делает их популярными до сегодняшнего дня. Может быть, дело в том, что они лишены назидательности, а вот характеры преступников, сюжетные линии выстроены вполне занимательно и весело описаны», считает историк юстиции .
Советолог Ш. Фитцпатрик в своем исследовании о советском быте отмечает его творчество: «Будучи сами политическим театром, показательные процессы породили множество подражаний на сцене настоящего театра, и профессионального, и самодеятельного. Лев Шейнин (…) был соавтором одной из самых популярных пьес на тему Большого Террора под названием „Очная ставка“, которую в 1937 г. ставили театры по всему Советскому Союзу. Поскольку Шейнину приписывалась также честь соавторства в сценариях крупных московских показательных процессов, это переключение на „настоящую“ драматургию с использованием тех же сюжетов о шпионах, их разоблачении и допросах весьма любопытно. Некоторые критики нашли пьесу неудачной — чересчур публицистичной, но другие были более снисходительны. На Джона Скотта, смотревшего её постановку в Магнитогорске, произвели большое впечатление напряжённость действия и мощь содержавшегося в ней призыва к неусыпной подозрительности и бдительности, по его словам, зрительный зал в конце разразился бурными аплодисментами» .
Наиболее известным произведением писателя является сборник рассказов «Записки следователя» (первое издание — М., «Советский писатель», 1938), повествующих о различных эпизодах из его карьеры следователя.
Книга неоднократно переиздавалась, состав рассказов менялся.
1-е издание
(1938) |
сборник
«Старый знакомый» (1957) |
сборник
« Записки следователя» (1965) |
Дополнительно | |||
---|---|---|---|---|---|---|
0 | Рассказ о себе (1955) | |||||
1 | Карьера Кирилла Лавриненко (1928) | (перемещен в другой цикл, см ниже) | ||||
2 | Визит полковника Бушмана (1938) |
В сборнике помещено с подзаголовком
«Из первой книги»: |
||||
3 | Человек без маски (1938) | |||||
3 | Новогодняя ночь (1929) | 3 | Новогодняя ночь (1929) | |||
4 | Генеральша Апостолова (1930) | 4 | Генеральша Апостолова (1930) | |||
6 | Ночной пациент (1930) | 6 | Ночной пациент (1930) | |||
4 | Последний из могикан (1936) | 8 | Последний из могикан (1936) | 8 | Последний из могикан (1936) | |
5 | Волчий закон (1938) | |||||
9 | Романтики (1937) | 9 | Романтики (1937) | |||
6 | Пожары в Саранске (1937) | 10 | Пожары в Саранске (1937) | 10 | Пожары в Саранске (1937) | |
7 | Поединок (1938) | |||||
8 | Перед судом (1938) | |||||
9 | Народные следователи (1938) | |||||
10 | Отец Амвросий (1929) | 2 | Отец Амвросий (1929) | 2 | Отец Амвросий (1929) | |
11 | Месть (1928) | 1 | Месть (1928) | 1 | Месть (1928) | |
12 | Чужие в тундре (1931) | 7 | Чужие в тундре (1931) | 7 | Чужие в тундре (1931) | |
13 | Гибель Надежды Спиридоновой (1938) | 5 | Гибель Надежды Спиридоновой (1938) | 5 | Гибель Надежды Спиридоновой (1938) | |
11 | Пара туфель (1939) | 20 | Пара туфель (1939) | |||
12 | Унылое дело (1938) | 15 | Унылое дело (1938) | |||
14 | Явка с повинной (1937) | 13 | Явка с повинной (1937) | 11 | Явка с повинной (1937) | |
15 | Разговор начистоту (1937) | 14 | Разговор начистоту (1937) | 12 | Разговор начистоту (1937) | |
16 | Крепкое рукопожатие (1938) | 15 | Крепкое рукопожатие (1938) | 13 | Крепкое рукопожатие (1938) | |
16 | Убийство М. В. Прониной (1938) | 14 | Убийство М. В. Прониной (1938) | |||
17 | Дело Семенчука | 16 | Дело Семенчука | |||
18 | Полсантиметра (1938) | 17 | Полсантиметра (1938) | |||
19 | Охотничий нож | 18 | Охотничий нож | |||
20 | Поминальник усопших (1939) | 19 | Поминальник усопших (1939) | |||
21 | Лёнька Пантелеев (1939) | 21 | Лёнька Пантелеев (1939) | |||
22 | «Музыкальная» натура (1940) | 22 | «Музыкальная» натура (1940) | |||
23 | «Судебная ошибка» (1941) | |||||
Дети прошлого (1940) | ||||||
Три самоубийства (1940) | ||||||
Из второй книги | ||||||
23 | Динары с дырками (1956) | 24 | Динары с дырками (1956) | |||
24 | Исчезновение (1956) | 25 | Исчезновение (1956) | |||
25 | Волчья стая (1956) | 26 | Волчья стая (1956) | |||
Западня (1956) | ||||||
Словесный портрет (1956) | ||||||
26 | Любовь мистера Гровера (1956) | 27 | Любовь мистера Гровера (1956) | |||
28 | Брегет Эдуарда Эррио (1958) | |||||
Комсомольская путёвка (1958) | ||||||
Ставка на доверие (1958) | ||||||
Сила и вера (1958) | ||||||
Очерк «Начинающему следователю» (1960) | ||||||
29 |
Цепная реакция (1960)
(экранизирован как « Цепная реакция ») |
|||||
Из третьей книги | ||||||
30 | Дебют (1963) | |||||
31 | Приёмный день (1963) | |||||
32 | Тройка по физике (1963) | |||||
Контрастная пленка (1963) | ||||||
Пари (1963) | ||||||
Встреча в Кисловодске (1968) | ||||||
В сборнике помещено с подзаголовком
«Тени прошлого (цикл)» |
||||||
27 | Три провокатора (предисловие) | 33 | Три провокатора (предисловие) | |||
28 | Злой гений «Народной воли» | 34 | Злой гений «Народной воли» | |||
28 | «Дама Туз» | 35 | «Дама Туз» | |||
30 | Карьера Кирилла Лавриненко | 36 | Карьера Кирилла Лавриненко |
Прочие рассказы, очерки, статьи:
Пьесы:
Романы и повести:
Прочее:
Шейнин выведен в романе Ю. О. Домбровского « Факультет ненужных вещей » под именем Романа Львовича Штерна (автор книги также учился на «брюсовских курсах», хотя Шейнин окончил их десятью годами ранее).
Братья Вайнеры в книге «Петля и камень в зелёной траве», говоря об убийстве Михоэлса, выводят Шейнина под настоящим именем: «Дело было знаменитое. А кокнули Михоэлса крутовановские ребята, да грязно сделали, наследили, насрали повсюду, за ними ещё год подбирать пришлось… Туда же выезжал с официальным расследованием Шейнин. Ну, конечно, этот еврей-грамотей, стрикулист паршивый, сразу же почти все разнюхал (…) Шейнина послали тогда в Минск марафет навести, а он всю срань раскопал…».
В телесериале « Чёрная кошка » 2016 года одним из главных героев является следователь по особо важным делам Московского уголовного розыска майор Лев Шеин ( Константина Лавроненко ) Персонаж является тёзкой Шейнина и имеет схожую с ним судьбу (служил в качестве следователя в органах правопорядка , подвергался сталинским репрессиям, но выжил и вернулся на работу в органы ). Тем не менее к разоблачению и задержанию банды Ивана Митина, о которой рассказывается в сериале, Шейнин не имел никакого отношения.
Отзывы современников:
Исследования: