Interested Article - Калустян, Тамара Сергеевна

Тамара Сергеевна Калустян (настоящее имя — Тамара Седраковна Калустянц , арм. Թամարա Սերգեյի Գալուստյան ; род. 1 октября 1925 , Киев ) — украинская камерная певица ( меццо-сопрано ), музыкальный педагог. Внучка математика Дмитрия Граве .

Биография

Родилась в интеллигентной семье (отец Седрак Калустянц — математик, мать Елена Граве — балерина). С детских лет вместе с сестрой Еленой занимались балетом в балетной студии киевского Дома учёных ; в дальнейшем Елена Калустян стала балериной.

В 1941 году Тамара поступила в Киевский университет (факультет филологии, романо-германское отделение), но обучение пришлось прервать из-за оккупации Киева . В годы оккупации приходилось работать в немецкой семенной конторе, кормить семью. Закончила Киевский университет в 1950 году, после окончания преподавала немецкий язык. В 1946 1951 годах одновременно обучалась вокалу в вокально-оперной студии Дома учёных.

В 1951 г. на Республиканском смотре самодеятельности разделила первое место с Евгенией Мирошниченко , что позволило ей поступить в Киевскую консерваторию . Училась в консерватории до 1957 г., став последней ученицей Клары Исааковны Брун ; занималась также под руководством Татьяны Михайловой и в классе камерного пения Зои Лихтман. В 1960-х гг. брала также уроки у Надежды Голубовской и Исайи Браудо в Ленинграде.

В 1959 г. Калустян стала лауреатом Республиканского конкурса вокалистов. В том же году началась её работа в качестве солистки гастрольно-концертного объединения « », продолжавшаяся до 1972 г. Гастролировала с сольными программами по всему Советскому Союзу, вместе с Владимиром Бесфамильновым выступала на целине. С органистом Самуилом Дайчем концертировала в Киеве, Львове, Донецке, Вильнюсе, Риге, Таллине, Ленинграде, Новосибирске, Минске, исполняя произведения И. С. Баха , Г. Ф. Генделя , Дж. Перголези и др.

В 1972— 1988 гг. солистка Киевской филармонии . Впервые в Киеве исполнила ряд вокальных циклов Дмитрия Шостаковича и Сергея Прокофьева , вокальные сочинения Бориса Тищенко , Валерия Гаврилина и других советских композиторов. Репертуар Калустян включал широкий круг романсов русских композиторов, вокальные циклы Рихарда Вагнера , Густава Малера , Роберта Шумана , Хуго Вольфа на стихи немецких поэтов, исполнявшиеся ею на языке оригинала. Сотрудничала со многими украинскими композиторами-современниками, исполняя, в частности, вокальные циклы Бориса Лятошинского , Юлия Мейтуса , , исполняла романсы Николая Лысенко , Георгия и Платона Майбород, Ивана Карабица , Андрея Штогаренко и многих других.

Многолетние творческие контакты связывали Тамару Калустян с Игорем Блажковым ; в его вокально-симфонических программах в Киеве и Ленинграде она участвовала в ряде премьерных исполнений в СССР — в частности, кантаты Йозефа Гайдна «Ариадна на Наксосе», поэмы «Психея» Мануэля де Фальи , мотета «In convertendo» Дмитрия Бортнянского (сохранилась запись). С камерным составом Симфонического оркестра Ленинградской филармонии впервые в СССР исполнила драматическую кантату Бенджамина Бриттена «Федра» (1980, к 100-летию оркестра, есть запись). С ним же участвовала в концертах к 100-летию Игоря Стравинского (1980—1982): концертное исполнение оперы « Царь Эдип », « Requiem canticles » для контральто, баса, хора и оркестра, «Три песни В. Шекспира» для меццо-сопрано, флейты, кларнета и альта; «Кошачьи колыбельные», 2 духовные песни из «Испанской книги песен» Хуго Вольфа (инструментовки Игоря Стравинского).

Выступала также с такими дирижёрами, как , Эдуард Серов , Юрий Никоненко. Участвовала в Гайдновском музыкальном празднике (1985), фестивале «Киевская весна» (1983—1985), празднованию 100-летия Золтана Кодая в Москве (1983, премьера в СССР Трансильванской народной баллады «Ката Кадар» для меццо-сопрано и камерного оркестра). В 1983 исполнила партию мисс Беггот в опере Бриттена «Маленький трубочист» (постановка Ирины Молостовой ).

В 1961—1974 гг. преподаватель вокала в Студии эстрадно-циркового искусства при Укрконцерте (теперь — Киевский государственный колледж эстрадного и циркового искусства). Среди учеников Тамары Калустян солисты Киевской оперетты, Национальной оперы, Детского музыкального театра, эстрадные певцы и студенты консерватории.

С 1989 г. и до настоящего времени — руководитель вокально-оперной студии Киевского дома ученых НАНУ . В 2007 году вокально-оперной студии присвоено звание «народной студии». Солисты студии являются лауреатами городских, всеукраинских и международных вокальных конкурсов.

Интересные факты

В 1968 году Тамара Калустян подписала так называемое « Киевское письмо » в защиту Вячеслава Черновола . Вследствие этого в течение 10 лет её исполнительская карьера подвергалась существенным ограничениям .

На протяжении 37 лет, с 1947 года, дружеские отношения связывали Калустян с Фаиной Раневской .

Примечания

  1. от 7 октября 2013 на Wayback Machine // «Труд», № 190, 9 октября 2008 года.

Литература

  • Александрова А. Письма из городов. Киев // Советская музыка. — 1968 — № 7;
  • Бялик М. Концертное обозрение. Отмечая 70-летие Д. Д. Шостаковича// Советская музыка. — 1977 — № 2;
  • Бялик М. У нас на гастролях «Прекрасные образцы» // Веч. Ленинград.- 1980 −6 мая;
  • Музыченко О. Исполнительское искусство. Концертное обозрение: Киев, сезон 1985/86// Советская музыка. − 1987. — № 3;
  • Дайч Н. Вечори камерної музики // Київ. Правда.- 1968.- 28 лютого;
  • Стельмашенко О. Співає Тамара Калустян // Веч. Київ .- 1974.- 16 лютого;
  • Комарова-Кримська /. І звуки голосу чарівного // Прапор комунізму.- 1985.- 31 грудня.
  • Українська музична енциклопедія. // Киев, 2008.-т.2.

Ссылки

Источник —

Same as Калустян, Тамара Сергеевна