Interested Article - Усадьба Салтыковых — Чертковых

Дом Чертко́ва ( уса́дьба Салтыко́вых — Чертко́вых ) — московская усадьба в стиле рококо XVII XIX веков . Расположена по адресу Мясницкая улица дом 7. Современный вид здание обрело после перестройки по проекту Семёна Карина в 1787 году. В 1831-м здание купил общественный деятель и просветитель Александр Чертков , открывший в помещениях библиотеку на основе своей частной коллекции рукописей и редких книг. С 1930-х годов усадьба принадлежит Всесоюзному обществу «Знание» . Объект культурного наследия федерального значения .

История

В XVI веке на территории современной усадьбы располагались деревянные палаты семьи Волынских , а начиная с 1690-х годов владение принадлежало касимовским царевичам — потомкам наследников хана Золотой Орды . В 1728-м имение выкупил князь Алексей Долгоруков , отец невесты Петра II Екатерины Долгоруковой . Князя сослали в Берёзов из-за конфликта с императрицей Анной Иоанновной , а новыми владельцами стала семья Салтыковых . При них главный корпус усадьбы перестроили в стиле рококо по проекту архитектора Семёна Карина . Также на территории имения были возведены хозяйственные постройки, впоследствии оформленные в боковые корпуса . Здание не пострадало во время пожара 1812 года , уничтожившего большую часть застройки центра Москвы. Согласно городской легенде, Наполеон провёл в здании две ночи и очень полюбил усадьбу .

В 1831 году владение выкупил губернский предводитель дворянства и отставной полковник Александр Чертков. Будучи увлечённым русской историей, нумизматикой , а также коллекционированием славянских рукописей, Чертков вскоре возглавил Московское общество истории и древностей Российских при Московском университете . С того времени заседания стали проходить в доме Черткова. К 1840-му бывшая усадьба Салтыковых стала одним из главных культурных центров Москвы, посетить обширную библиотеку Черткова приезжали Александр Пушкин , Николай Гоголь , Василий Жуковский , Михаил Загоскин , Михаил Щепкин , а также Григорий Данилевский и другие деятели искусства .

Такого радушия… готовности служить советами, библиотекою я никогда более не встречал. Дом его, кабинет, он сам в сюртуке с накидкою по нему халата, разбросанные статуэтки, книжки, книжечки по столам, стульям, — со мною как бы сроднились. Нигде так приятно и полезно не проводил я времени, как в гостеприимном доме Черткова. Историк Николай Мурзакевич

После смерти Черткова в 1858 году усадьба перешла к его сыну Григорию, решившему исполнить желание отца и открыть в одном из флигелей общественный читальный зал. Среди постоянных посетителей зала были Лев Толстой и Константин Циолковский . В 1873-м Григорий Чертков передал библиотеку в дар Москве, на тот момент коллекция состояла из более чем 22 000 книг и рукописей. Впоследствии собрание вошло в библиотеку Румянцевского музея , а в настоящее время составляет основу Российской государственной и Исторической библиотек .

В Чертовской библиотеке много читал книг по точным наукам. Кстати, там я заметил одного служащего с необыкновенно добрым лицом. Никогда я потом не встречал ничего подобного. Видно, правда, что лицо есть зеркало души. Когда усталые и бесприютные люди засыпали в библиотеке, то он не обращал на это никакого внимания. Другой библиотекарь сейчас же сурово будил. Конструктор Константин Циолковский

В 1873 году Чертков продал усадьбу купчихе Наталье Гагариной, которая наняла архитектора Николая Соколова для проведения масштабной перестройки здания. Перед главным домом возвели павильон, спроектированный Юлием Дидериксом — автором проекта Рижского вокзала . Боковые корпуса усадьбы было решено сдавать в аренду, в них разместились магазин семян Иммера Эрнеста, правление Российского общества любителей садоводства и другие учреждения .

В 1879 году из-за финансовых проблем Наталья Гагарина была вынуждена заложить дом Московскому кредитному обществу . Впоследствии она не смогла найти деньги на выкуп усадьбы и Общество выставило имение на торги — здание перешло к московской купчихе Клавдии Обидиной. Новая хозяйка также сдала в аренду боковые пристройки и центральный корпус, в нём с середины 1890-х разместили Московское архитектурное общество и Литературно-артистический клуб с кружком, который посещали основатели Московского художественного театра . Современный вид здание приобрело в 1899 году, когда архитектор Фёдор Шехтель переоформил центральную лестницу особняка .

В 1902 году в доме был открыт ресторан Симона Милля, а в 1906-м по проекту архитектора Адама Дитриха к фасаду особняка пристроили здание магазина. В подвале одного из флигелей разместили Химико-бактериологический институт доктора Филиппа Блюменталя, в котором разрабатывали прививки против холеры и других болезней .

В 1914 году дом был продан предпринимателю Г. А. Кеппену, который решил снести усадьбу и построить на её месте пятиэтажный доходный дом . Однако из-за начала Первой мировой войны в 1918-м план не был осуществлён .

После революции 1917 года здание усадьбы было заброшено . В 1922-м в главном корпусе открыли «Деловой клуб», где помогали новым советским руководителям перенять опыт у дореволюционных специалистов. В 1923 году в помещениях также разместили Клуб красных директоров , при котором были организованы курсы математики, экономики и физики для бывших крестьян и матросов. Главой клуба назначили Феликса Дзержинского , на заседаниях выступали революционеры Вячеслав Менжинский , Валериан Куйбышев , Серго Орджоникидзе . В 1927-м оба клуба были объединены в Клуб работников народного хозяйства имени Дзержинского, впоследствии переименованный в Дом инженеров. В 1991 году Дом инженеров переименовали в Центральный российский дом знаний .

С 1930-х годов усадьба принадлежит Всесоюзному обществу «Знание». В 1959-м в здании открыли редакцию журнала « Наука и жизнь ». В советское время в здании проходили съёмки кинофильмов « Возвращение Максима » и « Семнадцать мгновений весны » . В настоящее время в особняке проводят временные выставки и экскурсии по восстановленным интерьерам .

В августе 2022 года бывший худрук МХАТа Эдуард Бояков объявил об открытии в этом здании театра .

Архитектурные особенности

Здание усадьбы представляет собой центральный корпус с боковыми флигелями, украшенными в стиле рококо. Главный вход акцентирован портиком и балконом с балюстрадой , а на фасаде размещены лепнина , пилястры и фигуры атлантов , подпирающие выступы с карнизами. Крышу здания также обрамляет балюстрада .

Внутренние помещения особняка оформлены в разных стилях. К наиболее ранним относится Готический зал, отделка которого выполнена в середине XIX века, а также курительная комната в « мавританском » стиле. Украшения остальных комнат строятся на сочетании древесных панелей и штукатурной декорации. По состоянию на 2018 год общая площадь усадьбы составляет 7 000 м² .

Примечания

  1. .
  2. Департамент культурного наследия города Москвы . Дата обращения: 19 декабря 2019. 19 декабря 2019 года.
  3. .
  4. . Москва меняется. Дата обращения: 6 января 2019. 23 января 2019 года.
  5. . Прогулки по Москве. Дата обращения: 6 января 2019. 15 января 2019 года.
  6. . Моспрогулка. Дата обращения: 6 января 2019. 23 января 2019 года.
  7. . GoblinNews (17 мая 2018). Дата обращения: 6 января 2019. 24 декабря 2018 года.
  8. Георгий Олтаржевский. . Мослента (29 апреля 2018). Дата обращения: 6 января 2019. 23 января 2019 года.
  9. Олег Фокин. Вечерняя Москва (10 февраля 2014). Дата обращения: 6 января 2019. 23 января 2019 года.
  10. .
  11. Анастасия Соловьева. . Узнай Москву. Дата обращения: 6 января 2019. 23 января 2019 года.
  12. . Музей каминов. Дата обращения: 9 января 2019. 23 января 2019 года.
  13. (рус.) (2 августа 2022). Дата обращения: 7 августа 2022.

Литература

  • Жданов О. Путеводитель по улицам Москвы. Том 5. Кривоколенный и Потаповский переулки. — Проспект, 2018. — 94 с. — ISBN 978-5-392-21655-0 .
  • Митрофанов А. Г. Прогулки по старой Москве. Мясницкая. — Рипол Классик, 2007. — 288 с. — ISBN 978-5-93136-036-2 .
  • Москва (энциклопедия). — Москва: Советская энциклопедия, 1980. — 688 с.
  • Фокин О. Городские легенды. — Рипол Классик, 2016. — 628 с. — ISBN 978-5-386-08511-7 .
Источник —

Same as Усадьба Салтыковых — Чертковых