Лукач, Эрвин
- 1 year ago
- 0
- 0
Джон Адальберт Лукач ( John Lukacs ; венгерский: Lukács János Albert ; 31 января 1924 — 6 мая 2019) — американский историк венгерского происхождения. Доктор философии (1946). Эмерит-профессор (с 1994), где проработал более полувека. Член Американского философского общества (2002) . Лукач был католиком и называл себя реакционером; автор более тридцати книг.
Лукач родился в Будапеште, Венгрия, в семье Магдалены Глюк и Пала Лукача (урожденного Левингера), врача. Его родители, евреи, обращенные в католицизм, развелись перед Второй мировой войной. Лукач посещал классическую гимназию, имел репетитора по английскому языку и провел два лета в частной школе в Англии. Изучал историю в Будапештском университете.
Во время Второй мировой войны, когда в 1944 году немецкие войска оккупировали Венгрию, Лукач был вынужден служить в венгерском трудовом батальоне для евреев. К концу 1944 дезертировал из батальона и до конца войны прятался в подвале, избежав депортации в лагеря смерти и пережив осаду Будапешта. По словам сына, Лукач больше никогда не видел своих родителей.
После войны Лукач работал секретарем Венгерско-американского общества. В 1946 году он получил докторскую степень в Будапештском университете.
22 июля 1946 года, когда стало ясно, что Венгрия станет коммунистическим государством, он бежал в Соединенные Штаты. Он нашел работу в качестве ассистента лектора в Колумбийском университете в Нью-Йорке. Затем он переехал в Филадельфию, где в 1947 году начал работать профессором истории в колледже Честнат-Хилл, в то время женском колледже.
Он был профессором истории в колледже Честнат-Хилл до 1994 года и возглавлял исторический факультет с 1947 по 1974 год. Будапештский университет и Ганноверский колледж.
Он был президентом Американской католической исторической ассоциации и членом Королевского исторического общества и Американского философского общества.
Будучи сторонником либеральной демократии и антикоммунистом, Лукач, тем не менее, написал в начале 1950-х несколько статей в Commonweal , критикующих подход сенатора Джозефа Маккарти, которого он назвал вульгарным демагогом.
Лукач считал популизм главной угрозой современной цивилизации. По его собственному описанию, он считал себя реакционером. Он определил популизм как сущность как нацизма, так и коммунизма, отрицая существование родового фашизма и утверждая, что различия между политическими режимами нацистской Германии и фашистской Италии больше, чем их сходство.
Основной темой в работах Лукача является его согласие с французским историком Алексисом де Токвилем в том, что аристократические элиты были заменены демократическими элитами, которые получают власть, обращаясь к массам. В своей книге 2002 года " В конце эпохи " Лукач утверждал, что современная/буржуазная эпоха, начавшаяся во времена Ренессанса, подходит к концу. Подъем популизма и упадок элитарности — тема его экспериментальной работы «Нить лет». (1998), серия виньеток, действие которых происходит в каждый год 20-го века с 1900 по 1998 год, прослеживая отказ от джентльменского поведения и рост вульгарности в американской культуре. Лукач защищает традиционную западную цивилизацию от того, что он считает нивелирующим и унижающим влияние массовой культуры.
Англофил Лукач придает Уинстону Черчиллю огромное историческое значение . Он считал Черчилля величайшим государственным деятелем 20 века, спасителем не только Великобритании, но и самой западной цивилизации . Постоянная тема в его произведениях — поединок между Черчиллем и Адольфом Гитлером за господство над миром. Их моральная борьба, которую Лукач рассматривает как конфликт между архетипическим реакционером и архетипическим революционером, является главной темой фильмов "Последняя европейская война " (1976), "Дуэль " (1991), « Пять дней в Лондоне» (1999) и " Кровь, тяжелый труд " 2008 года. , слезы и пот , книга, в которой представлена первая крупная речь Черчилля на посту премьер-министра. Лукач утверждает, что Великобритания (и, соответственно, Британская империя) не могла победить Германию сама по себе, и что для победы требовалось вступление Соединенных Штатов и Советского Союза . Он указывает, что, вдохновляя британский народ сопротивляться атакам немецкой авиации и «никогда не сдаваться» во время битвы за Британию в 1940 году, Черчилль заложил основу для последующей победы союзников.
У Лукача были сильные изоляционистские убеждения, и, что необычно для антикоммунистического эмигранта, он также имел «удивительно критические взгляды на холодную войну с уникальной консервативной точки зрения». Лукач утверждал, что Советский Союз был слабой державой на грани краха, и утверждал, что холодная война была ненужной тратой американских сокровищ и жизней. Точно так же Лукач критиковал американское вмешательство за границей, а также осудил вторжение в Ирак в 2003 году .
В своей книге « Джордж Ф. Кеннан и истоки сдерживания, 1944—1946» (1997), сборнике писем, которыми обменивались Лукач и его близкий друг Джордж Ф. Кеннан в 1994—1995 гг., Лукач и Кеннан подвергли критике заявление Новых левых . что холодная война была вызвана Соединенными Штатами. Однако Лукач утверждал, что, хотя Иосиф Сталин был в значительной степени ответственен за начало холодной войны, администрация Дуайта Д. Эйзенхауэра упустила шанс положить конец холодной войне в 1953 году после смерти Сталина, из-за чего она продолжалась еще много десятилетий.
Примерно с 1977 года Лукач стал одним из ведущих критиков британского писателя Дэвида Ирвинга, которого Лукач обвинил в ненаучной практике и симпатиях к неонацистам. В обзоре " Гитлеровской войны " Ирвинга в 1977 году Лукач отметил, что как «правый ревизионист», восхищавшийся некоторыми ранними работами Ирвинга, он изначально возлагал большие надежды на «Гитлеровскую войну» , но нашел книгу «ужасной». Лукач отметил, что Ирвинг некритически использовал личные воспоминания тех, кто знал Гитлера, чтобы представить его в самом выгодном свете. В своем обзоре Лукач утверждал, что хотя одним из итогов Второй мировой войны было то, что Восточная Европа оказалась под советским господством, победа, оставившая только половину Европы Сталину, была намного лучше, чем поражение, которое оставило бы всю Европу Гитлеру.
Книга Лукача « Гитлер в истории» (1997), просопография историков, написавших биографии Гитлера, отчасти является критикой работы Ирвинга. Лукач считал Ирвинга симпатизирующим нацистам. В свою очередь, Ирвинг участвовал в том, что многие считают антисемитскими и расистскими атаками против Лукача. Поскольку мать Лукача была еврейкой, Ирвинг пренебрежительно называет его «еврейским историком». В письмах от 25 октября и 28 октября 1997 года Ирвинг угрожал подать в суд на Лукача за клевету, если он опубликует свою книгу ( «Гитлер в истории» ), не удалив некоторые отрывки, которые резко критиковали работу Ирвинга. Американское издание "Гитлера в истории" было опубликовано в 1997 году с включенными отрывками, но из-за юридических угроз Ирвинга британское издание "Гитлера в истории" не было опубликовано до 2001 года. законы о клевете, когда британское издание было наконец опубликовано, отрывки, содержащие критику исторических методов Ирвинга, были удалены издателем.
В книге "Гитлер в истории ", вдохновленной примером книги Питера Гейла " Наполеон за и против ", Лукач исследует состояние исследований о Гитлере и предлагает свои собственные наблюдения о Гитлере. По мнению Лукача, Гитлер был расистом, националистом, революционером и популистом. Лукач критикует марксистских и либеральных историков, утверждающих, что немецкий рабочий класс был резко настроен против нацистов, и утверждает, что дело обстояло как раз наоборот. Каждая глава истории Гитлера посвящен определенной теме, например, был ли Гитлер реакционером или революционером; националистом или расистом; он также исследует корни идеологии Гитлера. Лукач отрицает, что Гитлер развил веру в расовую чистоту в Вене при монархии Габсбургов. Вместо этого Лукач датирует обращение Гитлера к антисемитизму 1919 годом в Мюнхене, в частности, событиями вокруг Баварской Советской Республики и ее поражением от правого Добровольческого корпуса . Находясь под сильным влиянием работ Райнера Зительмана, Лукач описывает Гитлера как застенчивого революционера-модернизатора. Ссылаясь на критику национал-социализма, разработанную немецкими консервативными историками, такими какГанс Ротфельс и Герхард Риттер , Лукач описывают нацистское движение как кульминацию темных сил, таящихся в современной цивилизации.
По мнению Лукача, операция "Барбаросса " не была вдохновлена антикоммунизмом или каким-либо долгосрочным планом по завоеванию Советского Союза, как предполагали такие историки, как Андреас Хиллгрубер, который утверждает, что у Гитлера был stufenplan (поэтапный план), но это была скорее специальная реакция, навязанная Гитлеру в 1940—1941 годах отказом Великобритании сдаться. Лукач утверждает, что причина, которую Гитлер назвал для вторжения в Россию, была реальной. Он утверждал, что Британия не сдастся, потому что Уинстон Черчилль питал надежду на то, что Советский Союз может вступить в войну на стороне союзников, и поэтому Германии пришлось уничтожить эту надежду. Однако другие историки утверждали, что причина была лишь предлогом. Для Лукача операция «Барбаросса» была настолько же антибританской, насколько и антисоветской. Он утверждает, что заявление Гитлера в августе 1939 года Верховному комиссару Лиги Наций по Данцигу, швейцарскому дипломату Карлу Якобу Буркхардту («Все, что я предпринимаю, направлено против России»), которое Хиллгрубер привел как свидетельство антисоветских намерений Гитлера, было частью попытка запугать Великобританию и Францию и заставить их покинуть Польшу. Лукач не согласен с утверждением Хиллгрубера о том, что война против Великобритании имела для Гитлера «второстепенное» значение по сравнению с войной против Советского Союза. Лукач также был одним из ведущих критиков Виктора Суворова, который утверждал, что Барбаросса была "превентивной войной ", навязанной Германии Сталиным, который, по словам Суворова, планировал напасть на Германию позднее летом 1941 года.
В своей книге «Демократия и популизм: страх и ненависть» (2005) Лукач пишет о нынешнем состоянии американской демократии . Он предупреждает, что популизм, который он считает преобладающим в Соединенных Штатах, делает их уязвимыми для демагогии. Он утверждает, что переход от либеральной демократии к популизму можно увидеть в замене знаний и истории пропагандой и информационно- развлекательными программами . В той же книге Лукач критикует легализованные аборты, порнографию, клонирование и сексуальную вседозволенность как признаки того, что он считает растущим упадком, развратом, коррупцией и аморальностью современного американского общества.
Июнь 1941: Гитлер и Сталин (2006) представляет собой исследование двух лидеров длиной в книгу с акцентом на событиях, приведших к операции «Барбаросса». Джордж Кеннан: Исследование характера (2007) — это биография друга Лукача Джорджа Ф. Кеннана, основанная на привилегированном доступе к личным бумагам Кеннана. «Кровь, тяжелый труд, слезы и пот» (2008) является продолжением его работы над тем, что Лукач считал величием Черчилля. « Последний обряд» (2009 г.) продолжает «автоисторию», опубликованную им в "Исповеди первородного грешника " (1990 г.). Будущее истории было опубликовано 26 апреля 2011 года.
В «Краткой истории двадцатого века» (2013) Лукач пытается оспорить идею (общую как для профессиональных историков, так и для экспертов в области международных отношений) о том, что холодная война представляла собой биполярную систему или крупное стратегическое соперничество или конфликт, вместо этого утверждая, что 20 век был веком американского господства. Ссылаясь на биографический пример Гитлера, а также на левый и правый популизм в Соединенных Штатах, Лукач также утверждает в книге, что популизм был самой разрушительной силой 20-го века, и пытается отделить понятие популизма от его частого (хотя, как утверждает Лукач, неточное) смешение с неотъемлемыми позициями левой политики.
В 1953 году он женился на Хелен Элизабет Шофилд, дочери юриста из Филадельфии; у пары было двое детей. Его жена умерла в 1971 году. Он женился на своей второй жене, Стефани Харви, в 1974 году. От этого брака у Лукача были приемные дети; его вторая жена умерла в 2003 году. Он женился в третий раз, но его брак с Памелой Холл закончился разводом.
После выхода на пенсию в 1994 году Лукач сосредоточился на писательстве. Он проживал в городке Шуйлкилл, округ Честер, штат Пенсильвания, и хранил около 18 000 книг в своей домашней библиотеке.
Лукач умер от застойной сердечной недостаточности 6 мая 2019 года в своем доме в Фениксвилле, штат Пенсильвания.