Страх и ненависть в Лас-Вегасе
- 1 year ago
- 0
- 0
Не́нависть — интенсивное, отрицательно окрашенное деструктивное чувство , отражающее отвращение и враждебность к объекту ненависти (человеку, группе лиц, неодушевлённому предмету, явлению) .
Ненависть по отношению к самому себе — Самоненависть , например еврейская самоненависть .
Ненависть вызывается как какими-либо действиями объекта, так и присущими ему качествами , восприятием объекта ненависти как противоречащего убеждениям и ценностям субъекта , негативно влияющего на его жизнь, препятствующего удовлетворению его важных потребностей .
Ненависть может связываться с испытанием удовольствия от неудач объекта и с желанием зла , с намерением причинить вред объекту эмоции.
Причины ненависти и вражды бывают настолько мелкими, несущественными, что видимая иррациональность таких причин вместе с легкостью, с которой ненависть может быть внушена извне, делает возможным предположение о существовании у людей изначальной потребности в ненависти и враждебности .
Сходным образом, часть конфликтов и связанная с конфликтами ненависть могут рассматриваться не столько как следствие каких-то реальных причин, сколько как высвобождение агрессивного напряжения; ненависть при этом может направляться то на один, то на другой объект .
С другой стороны, ненависть может выступать не как проявляющаяся в конфликте, но существующая помимо него агрессивность, и не как отношение к объекту, являющееся причиной конфликта, а как психический механизм, порождаемый конфликтной ситуацией и усиливающий враждебность («Целесообразно ненавидеть врага») .
Этот подход находит своё выражение в побуждающей к ненависти пропаганде, сопровождающей войны и другие виды конфликтов, стремящейся с помощью ненависти повысить мотивацию общества и таким образом усилить его позицию в конфликте .
Социальная ненависть (ненависть как чувство группы людей ) сопровождает тяжелейшие конфликты в обществе ( беспорядки , войны , геноцид ) и является одной из причин дискриминации [ источник не указан 4493 дня ] .
Ненависть и побуждение к ненависти в разных странах могут в некоторых случаях рассматриваться как отягчающее обстоятельство при преступлении или как самостоятельное преступление.
Ненависть и любовь противоположны друг другу, являются антонимами часто рассматриваются независимо друг от друга и воспринимаются как взаимоисключающие антитезы .
Однако понятия любви и ненависти эмоционально и логически взаимосвязаны в разных культурах ; любовь с ненавистью могут рассматриваться как составляющие некое единство и могут одновременно сочетаться в одном человеке при амбивалентном отношении к другому человеку (и, шире, любому объекту) .
Амбивалентность любви и ненависти в близких отношениях является одной из центральных идей психоанализа; Фрейд связывал одновременность проявления любви и ненависти в близких отношениях с неизбежно порождаемыми отношениями конфликтными ситуациями .
Некоторые этологи указывали на взаимосвязь между любовью и ненавистью через связь между физиологическими и психическими механизмами, обеспечивающими у животных и людей способность к близким личным отношениям и способность к агрессии .
Например, Конрад Лоренц заявлял, что «Нет любви без агрессии, но нет и ненависти без любви» .
Нередко человек ненавидит того, кого любит, и, зачастую, эти чувства невозможно разделить: одно из них не разрушает то, что создает другое, а сосуществует .
Одним из возможных объяснений тесной связи этих чувств является идея о том, что чем больше общего мы имеем с другим человеком, чем сильнее связь между нами, тем сильнее мы оказываемся вовлечены в любые отношения, и, вследствие этого конфликт, если он возник, будет протекать с большей силой и страстью, чем конфликты с посторонними людьми; в последнем случае отсутствие общих интересов и близких черт позволяет воспринимать вторую сторону более объективно .
Более того, объект, с которым связаны сильные чувства, — это всегда объект, который имеет большое значение для человека, и именно любовь не позволяет выражать периодически возникающие негативные эмоции и, тем самым, способствует накоплению и усилению враждебности .
В народном сознании наличие любви может быть связано с наличием ненависти к тому же объекту, что отражается, например, в пословице «От любви до ненависти — один шаг».
Однако народная мудрость может быть оспорена: так, по мнению философа и психолога Эриха Фромма , в ненависть превращается не любовь, а лишь нарциссизм влюбленных, то есть «ненастоящая» любовь .
Парадоксальным образом не только амбивалентные отношения любви-ненависти порождаются близкими отношениями, но и возможность выражать смешанные эмоции любви-ненависти (например, в так называемых ( англ. )) по поводу других людей и групп, способствует установлению более близких отношений и выполняет объединяющие функции .
Психологи [ кто? ] нередко противопоставляют и любви, и ненависти безразличие , характеризующее объект как не имеющий никакого значения для субъекта.
Показано, что для того, чтобы как чувство любви, так и чувство ненависти могли формироваться, необходим детский опыт отношений с объектом любви .
Сила связи между любовью и ненавистью и условия перехода одного в другое могут зависеть от культуры — например, от того, рассматривает ли данная культура ненависть как естественный ответ на отвергнутую любовь или разочарование либо как нечто изначально связанное с любовью иррациональным образом .
Ненависть и любовь, рассматриваемые то как противоположные, то как сопряженные и взаимозависимые чувства, издавна были темой для поэтов и писателей; привлекали внимание философов и психологов; в последнее время ненависть и любовь, как понятия , составляющие бинарную оппозицию , стали предметом внимания когнитивной лингвистики , психолингвистики , и лингвокультурологии .
Социальная ненависть может рассматриваться как чувство ненависти, испытываемое группами людей; объект, на который эта ненависть направлена, может и не рассматриваться .
Другая точка зрения на социальную ненависть концентрируется на ненависти, направленной на группу или человека как представителя определённой группы; при этом рассматриваются группы — объекты ненависти, выделенные по социально-релевантным признакам (пол, национальность, раса, возраст, сексуальная ориентация и т. д.).
В социальных науках для обозначения подобного рода ненависти принят термин «нетерпимость» .
Существует и более узкое, исключающее национальную или религиозную ненависть, понимание социальной ненависти как ненависти «классовой» (разных сословий , классов , страт ) .
Ведущее к социальной ненависти восприятие основывается на противопоставлении групп «мы» и «они», причем различия между ними представляются как непреодолимые и обязательно ведущие к конфликту между группами.
В таком восприятии различия во внешности или культуре «своих» и «чужих» преувеличиваются, а точное отграничение «своих» от «не-своих» приобретает большое значение .
При этом часто отмечается, что вражда и ненависть между группами (народами, религиозными конфессиями, государствами) близкими, родственными, культурно сходными бывает ожесточеннее, чем у чужих друг для друга групп .
В некоторых штатах США, некоторых государствах Западной и Центральной Европы существует особая квалификация «Преступление на почве ненависти» ( англ. hate crime ) — для преступлений против личности, совершаемых преступником под влиянием ненависти к некоторым группам населения (например лицам иной расы, вероисповедания, этнического происхождения, а также группам иного пола, сексуальной ориентации или политических убеждений). Во многих случаях квалификация преступления как «преступления на почве ненависти» ужесточает уголовное наказание, назначаемое виновному.
В России совершения преступления по мотиву национальной, расовой и религиозной ненависти также является отягчающим обстоятельством.
Помимо «преступлений на почве ненависти» ( hate crime ), законодательства многих стран рассматривают «разжигание ненависти» ( англ. hate speech ), включая сюда распространение, провоцирование, стимулирование или оправдание расовой, национальной и другой ненависти . Так, в России ненависть связывается с сферой уголовно-наказуемых действий статьёй 282, говорящей о возбуждении ненависти к социальным группам.