Interested Article - Паш, Борис

Бо́рис Теодор Пэш ( англ. Boris Theodore Pash , также Бори́с Фёдорович Пашковский ; 20 июня 1900 , Сан-Франциско , Калифорния 11 мая 1995 , , Калифорния ) — американский военный контрразведчик русского происхождения. Играл ключевые роли в курировании Манхэттенского проекта , операций « Скрепка » и « Алсос » .

Биография

Его отцом был Фёдор Николаевич Пашковский , русский православный священник 1934 1950 годах митрополит всей Америки и Канады Феофил), который был направлен Церковью в 1894 году в Калифорнию. Мать — Элла Дабович из семьи выходцев из Черногории, родившаяся в Калифорнии, поэтому Борис с детства свободно владел английским и сербохорватским языками , позднее овладев немецким и французским.

Молодость в России

К 1913 году семья вернулась в Россию. Борис обучался в 12-й московской гимназии. В годы Первой мировой войны его отец служил военным священником в 52-й пехотной дивизии. С августа 1916 по май 1917 года Борис служил там же, в 52-й артиллерийской бригаде. Принимал участие в боях. К весне 1918 года он работал в YMCA и обучался в гимназии в Симферополе. Зимой 1920 года поступил в военно-морские части Белой армии , где служил в команде крейсера «Генерал Корнилов» и использовался как переводчик на переговорах с англичанами. Был награждён Георгиевским крестом 4-й степени.

Эмиграция в США

В 1920 году Борис женился на Лидии Ивановой, а когда стало ясно, что власть в стране окончательно перешла в руки большевиков, решил эвакуироваться с Врангелем. В 1921 году он сотрудничал с Христианской ассоциацией молодых людей в Берлине , где 14 июня родился его сын Эдгар Константин Борис Пашковский (также известный как Эдгар К. Б. Пэш).

После возвращения с семьёй в Соединённые Штаты Пашковский поступил в Спрингфилдский колледж (штат Массачусетс ), где получил степень бакалавра в области физического воспитания. В сентябре 1924 года он укоротил фамилию с «Пашковский» на «Пэш». Продолжив образование, он получил степень магистра в Университете Южной Калифорнии . До Второй мировой войны Пэш преподавал физкультуру и тренировал бейсболистов в Высшей школе Голливуда в Лос-Анджелесе , дослужившись до главы атлетического департамента.

Вторая мировая война

Ещё в 1930 году Борис попал в резерв армии США, принёс присягу и получил чин 2-го лейтенанта. Пройдя месячные сборы по призыву в мае 1940 года, он был призван в вооружённые силы сроком на один год. В марте 1941 срок службы продлили ещё на год. В декабре США вступили в мировой конфликт, а Пэша перевели из 9-го корпуса в штаб Западного военного округа и 4-й армии, где капитан Пэш стал одним из восьми помощников заместителя начальника штаба по разведке.

После налёта на Перл-Харбор, Пэш участвовал в совещаниях на тему интернирования американцев японского происхождения. В сентябре 1942 года Пэш повышен до главы контрразведки военного округа. Попутно весной 1943 года, совместно с ФБР, Пэш борется с коммунистическим проникновением в Сан-Франциско и Беркли. В июле 1943 года рассматривал дело классика американской прозы Джона Стейнбека; Борис не доверял знаменитому писателю и считал, что его прошение о службе в вооружённых силах не должно быть удовлетворено.

К весне 1943 занимался вопросами безопасности Манхэттенского проекта в Лос-Аламосе . В августе 1943 года Пэш лично допрашивал Оппенгеймера , руководителя Манхэттенского проекта, по подозрению в том, что тот скрыто состоит в коммунистической партии США. Пэш допускал возможность того, что Оппенгеймер является шпионом, сдающим информацию Советам. В свою очередь, Оппенгеймер, которому делались недвусмысленные предложения сотрудничать с Москвой, «скормил» Пэшу целую теорию о том, что в лаборатории может существовать разведсеть. На почве аналогичных подозрений он расследовал связь учёных с коммунистической партией в лаборатории Эрнеста Лоуренса в Беркли. Коллеги Бориса запомнили его как фанатичного любителя своей работы, искренне ненавидевшего коммунистов.

Миссия «Алсос»

В конце 1943 года Пэш был назначен главой миссии « Алсос ». Целью этой операции было определить, насколько далеко Страны Оси продвинулись в создании ядерного оружия, а также обезвредить ядерное сырьё и захватить учёных, работавших над ядерным проектом нацистской Германии. В рамках миссии «Алсос I» Пэш и небольшая команда специалистов высадились в Италии, собрав первичные данные о немецком ядерном проекте. Более крупномасштабная вторая миссия «Алсос» была осуществлена на территории Франции, Бельгии и Германии. «Атомный спецназ» извлёк десятки тонн урановой руды, а также захватил ценнейшие данные и немецких специалистов, включая Отто Гана , Макса фон Лауэ и Вернера Гейзенберга .

После войны

К середине 1946 года Пэш был направлен в Токио, где служил в штабе под командованием генерала Дугласа Макартура в качестве начальника отдела по связям с иностранцами. Пэш участвовал в приёме, в числе прочих, и советских делегаций. Благодаря усилиям Бориса Пэша, заручившегося поддержкой Макартура, удалось предотвратить переход Японской православной церкви под юрисдикцию Московского патриархата . Вместо этого отец Пэша, глава фактически независимой Американской митрополии митрополит Феофил (Пашковский) , направил в Японию епископа Вениамина (Басалыгу) , в то время как сам Борис убедил японских верующих, что под крылом США им будет комфортнее. В декабре 1946 года посланцев РПЦ МП не допустили в Японию, а 6 января 1947 года Вениамин прибыл в Токио.

Борис вернулся в Европу весной 1949 года, когда его назначили представителем армии США при ЦРУ. Пэш возглавил «программный отдел 7» (ПО-7), который занимался ликвидацией двойных агентов и осуществлял подрывные операции в сфере основного противника. Так, весной 1949 года Пэшу были предложены соображения о том, как начать переворот в Албании, что уже в конце июня приняло форму операции «Изверг». Начинание оказалось дорогостоящим, но неудачным. Помимо этого, Пэш участвовал в подготовке Австрии к партизанской войне на случай советского вторжения (Операция «Гладио»).

К концу 1953 года Пэш вернулся в Сан-Франциско, где занял должность начальника отдела криминальных расследований при разведке 6-й армии. Весной 1954 года Пэш был одним из ключевых свидетелей на процессе по делу Оппенгеймера. Под давлением, «отец ядерной бомбы» признал, что соврал Пэшу в 1943 году на допросе, что привело к лишению Оппенгеймера доступа к секретам.

В отставке

Борис Пэш вышел в отставку в июне 1963 года, награждён медалью «За выдающиеся заслуги» . Доход приносила открытая им переводческая контора. Активно участвовал в жизни православных в Вашингтоне: в 1959 году его избрали президентом церковной корпорации при соборе Святого Николая, проект по перестройке которого Пэш курировал. Автор мемуаров, активно поддерживал контакт с бывшими сослуживцами. В 70-е годы Пэш стал фигурантом Уотергейтского скандала, когда Говард Хант дал против Бориса показания в связи с деятельностью ПО-7. В 1981 году Пэш был допрошен в рамках слушаний по делу об интернировании американцев японского происхождения.

Полковник Пэш был увековечен в Зале славы военной разведки США в 1987 году. После Августовского путча посетил Россию. Скончался в возрасте 94 лет в Гринбрей, штат Калифорния, похоронен на кладбище в Колме (пригород Сан-Франциско).

Труды

Pash, Boris T. (1980). The Alsos Mission. New York: Charter Books. ISBN 978-0-441-01790-4

Воплощения в литературе и кино

В советском художественном кинофильме « Выбор цели » (1974), снятом по одноимённой повести Даниила Гранина, посвящённой истории создания атомной бомбы, в роли Бориса Пэша снялся Олег Басилашвили . Пэш также является одним из персонажей серии комиксов, созданных по вселенной компьютерной игры «Кредо убийцы». В фильме « Оппенгеймер » (2023) режиссера Кристофера Нолана Пэша играет Кейси Аффлек .

Примечания

  1. W. H. Allison 27 февраля 2014 года. (англ.)
  2. . НЛО. Дата обращения: 6 июля 2019. 26 февраля 2021 года.
Источник —

Same as Паш, Борис