Реформация в Италии
- 1 year ago
- 0
- 0
Буало́-Нарсежа́к ( фр. Boileau-Narcejac ) — коллективный псевдоним творческого тандема, который составляли два французских писателя — Пьер Луи Буало́ ( 28 апреля 1906 , Париж , Франция — 16 января 1989 , Больё-сюр-Мер ) и Тома́ Нарсежа́к ( фр. Thomas Narcejac ; при рождении Пьер Робе́р Эро́ , Pierre Robert Ayraud ; 3 июля 1908 , Рошфор-сюр-Мер — 7 июня 1998 , Ницца ).
Пьер Луи Буало родился 28 апреля 1906 года в Париже.
Именно он первым стал известен как писатель. В 1932 году в журнале «Чтение для всех» появились рассказы, герой которых — сыщик Андре Брюнель — затем перекочевал в роман Буало «Дрожащий Пьер» ( 1934 ).
Четвертая книга Буало — «Отдых Вакха» — в 1938 году получила приз французского конкурса приключенческих романов ( фр. Prix du Roman d'Aventures ) как лучший детектив года.
В этом же году начал писать Пьер Робер Эро ( фр. Pierre Robert Ayraud ) — будущий Тома Нарсежак.
Пьер Робер Эро родился 3 июля 1908 в Рошфор-сюр-Мере .
До конца 40-х годов XX века преподавал философию (был профессором университета), написал ряд философских работ. В 1947 году выпустил книгу «Эстетика детективного жанра», куда вошла, в частности, критика творчества уже известного на тот момент писателя Пьера Буало. После того, как сам Буало прочитал эту книгу, между ним и Эро завязалась переписка.
В 1948 году , на церемонии вручения Нарсежаку приза за лучший приключенческий роман (за «Смерть в отъезде») писатели познакомились, а через некоторое время стали писать детективы вместе, образовав знаменитый творческий тандем «Буало-Нарсежак».
Что касается псевдонима Пьера Эро, то существует версия, что псевдоним был взят «в память о мальчике и его рыбалках на речке Нарсежак близ деревни Тома» .
Датой начала совместной творческой деятельности «Буало-Нарсежака» является 1951 год — год выхода романа «Призрачная охота».
Всего же Буало-Нарсежак создали почти за сорок лет свыше пятидесяти детективных романов и повестей. Помимо детективов, ими написаны 37 «обычных» романов, 5 романов серии об Арсене Люпене , продолжающих повествование о похождениях «джентльмена-грабителя», героя произведений Мориса Леблана , 6 романов «для юношества», два сборника рассказов, а также сборник «Узурпация личностей» ( 1959 ). Сборник состоит из пастишей (жанр, к которому больше тяготел Нарсежак) на Артура Конан Дойла , Агату Кристи , Эллери Куина , Дороти Сэйерс , Гилберта Честертона , Рекса Стаута , Лесли Чартериса и др.
Буало-Нарсежак выступали и как теоретики детективного жанра — так, ими созданы сообща литературно-критические эссе под одинаковым названием «Полицейский роман» ( 1964 и 1975 ). Правда, последнее из них имеет подзаголовок «Машина, созданная в угоду читателям».
В 1966 году эссе вышло книгой. Целью исследования писателей было не только проследить историю полицейского романа , но и поставить вопрос о его проблематике, тенденциях развития, обосновать принципы «психологического детектива».
По произведениям Буало-Нарсежака снято немало фильмов, в числе режиссёров, экранизировавших их сюжеты в 50-е годы — Анри-Жорж Клузо (« Дьяволицы ») и Альфред Хичкок (« Головокружение »).
В 1986 Буало-Нарсежак выпустили книгу о своём творчестве, которую назвали «Тандем, или Тридцать пять лет „тревожной напряженности“».
После того, как умер Буало ( 16 января 1989 ), Нарсежак написал ещё несколько книг. Умер он 7 июня 1998 года в Ницце незадолго до 90-го дня рождения. Ещё до его смерти, в 1995 году , в России начало выходить полное собрание сочинений «Буало-Нарсежака».
Год | Оригинальное название | Название | Тип | Экранизация |
---|---|---|---|---|
1951 | L’ombre et la proie | Призрачная охота | ||
1952 | Celle qui n'était plus | Та, которой не стало |
Дьяволицы
(1954)
Круг обречённых
(1991)
|
|
1953 | Les Visages de l’ombre | Лица в тени | (1960) | |
1954 | D’entre les morts | Из мира мёртвых | Головокружение | |
1955 | Les Louves | Волчицы |
Les Louves
(1986, т/ф)
Волчицы (1992) |
|
1956 | Le Mauvais Œil | Дурной глаз | ||
1957 | Au bois dormant | Замок спящей красавицы | Au bois dormant (1975, т/ф) | |
1957 | Les magiciennes | Фокусницы | (1960) | |
1958 | L’ingénieur aimait trop les chiffres | Инженер слишком любил цифры | L’ingénieur aimait trop les chiffres (1989, т/ф) | |
1959 | A coeur perdu | С сердцем не в ладу |
(1960)
Meurtre en musique (1994) |
|
1959 | Usurpation d’identité | Узурпация личностей | сб. | |
1961 | Malefices | Заклятие | (1962) | |
1962 | Maldonne | Недоразумение | (1969) | |
1964 | Les victimes | Жертвы | (1996) | |
1964 |
Le Roman policier
(essai théorique sur le genre policier) |
Полицейский роман | эссе | |
1965 | Et mon tout est l’homme | Человек-шарада | (1991) | |
1967 | La mort a dit: peut-etre | Смерть сказала: может быть | ||
1968 | Telecrime | Убийство на расстоянии | ||
1969 | Delirium | Белая горячка | ||
1969 | La porte du large | Морские ворота | ||
1970 | L’ile | Остров | ||
1970 | Les veufs | Вдовцы | (1993) | |
1972 | La vie en miettes | Жизнь вдребезги | (2011, т/ф) | |
1973 | Operation Primevere | Операция Примула | ||
1974 | Frere Judas | Брат Иуда | ||
1975 | La tenaille | В тисках | ||
1976 | La lepre | Проказа | ||
1979 | Carte vermeille | На склоне лет | ||
1980 | L’age bete | Шалый возраст | (2012) | |
1980 | Les intouchables | Неприкасаемые | ||
1981 | Terminus | Конечная остановка | ||
1981 | Box-office | Любимец зрителей | ||
1982 | Mamie | Тётя | ||
1984 | Les eaux dormantes | Спящие воды | (1992) | |
1984 | La derniere cascade | Последний трюк каскадера | ||
1985 | Schuss | Старт | ||
1987 | Mister Hyde | Мистер Хайд | ||
1988 | Champs clos | Замкнутое пространство | ||
1989 | J’ai été un fantôme | Я была привидением | ||
1990 | Le soleie dans la main | Солнце в руке | ||
1988 | Le contract | Контракт | ||
1990 | Bonsai | Бонсаи | ||
1991 | La Main Passe | Ловкость рук | (2012, т/ф) | |
1991 | Les Nocturnes | Ноктюрны |