Interested Article - Штейн, Владимир Михайлович

Влади́мир Миха́йлович Штейн ( 3 февраля 1940 , Москва 14 октября 2000 , там же) — советский театральный режиссёр - кукольник , театральный деятель и преподаватель режиссёрского искусства , (1977).

Штейн был учеником С. В. Образцова и работал режиссёром в его Центральном театре кукол (1970—1975). Свои главные спектакли, заслужившие ему международное признание, он поставил, будучи главным режиссёром Башкирского театра кукол в Уфе (1975—1983). Вернувшись в Москву, Штейн основал (1989—2000) и занимал в нём пост главного режиссёра. При театре он создал благотворительный центр творческой реабилитации детей-инвалидов (1996). За театр «Волшебная лампа» Штейн был посмертно удостоен Государственной премии Российской Федерации 2002 г. в области литературы и искусства.

Биография

Владимир Штейн родился 3 февраля 1940 года в Москве. С детства мечтал о сцене, играл в спектаклях в Московском Доме пионеров — так называемом « гордоме на Стопани » (по месту расположения в переулке Стопани — такое название носил в 1933—1994 гг. переулок Огородная Слобода ). После школы подал заявления в театральные институты, но принят на актёра не был. «Понимаете, юноша, вы слишком умны для актёра, — заметил Штейну на вступительном прослушивании Б. Захава . — Актёр должен быть простодушен. Вам лучше стать режиссёром…» Тот же «диагноз» поставил и кинорежиссёр С. Герасимов : «Смотрю я, Владимир Михайлович, на ваши кинопробы и думаю: ну, кого вы, дорогой мой, будете играть в пятьдесят лет? Вредителей, шпионов и немецких офицеров? Идите в режиссуру…»

Чтобы наработать двухлетний трудовой стаж , необходимый для поступления на режиссёрский факультет, Штейн поступил на работу в Дом пионеров на Стопани. Там ему поручили создать кукольную студию. Вскоре Штейн выпустил первый кукольный спектакль — «Кошкин дом» С. Маршака . Спектакль получился, о Штейне заговорили .

В 1962 году, в стенах нового здания Дворца пионеров на Ленинских горах, юный режиссёр Володя Штейн встретился со своей будущей женой и партнёром по театру Мариной Грибановой (она пришла школьницей в кукольную студию «Глобус») и не расставался с нею до конца жизни . За Дворцом пионеров последовал Клуб кожевенного завода, куда в 1965 году со своими подросшими и вышедшими из пионерского возраста студийцами ушёл Владимир Штейн . Именно там были созданы спектакли, определившие последующее творчество этих двух людей, и впервые были проговорены мысли и идеи, которые развивали эти художники в дальнейшем . На спектакли Штейна обратили внимание основатели Центрального театра кукол , Евгений Сперанский и Сергей Образцов и взяли его к себе в ученики .

У Образцова

В 1968 году Штейн окончил Высшие режиссёрские курсы при ГИТИСе (рук. С. В. Образцов ) . Его дипломным спектаклем был «Солдат и ведьма» — первый спектакль на малой сцене нового здания театра Образцова . После этого спектакля Образцов пригласил Штейна на постоянную работу .

С 1970 года Штейн работал режиссёром‑ассистентом, затем режиссёром в театре Образцова и одновременно был преподавателем ГИТИСа . У Образцова молодой режиссёр создал много заметных спектаклей: «Таинственный гиппопотам», «Наша Чукоккала» , «Три толстяка». В какой-то момент Штейн понял: пора уходить; чтобы осуществить свои замыслы, ему нужен был свой театр .

В Уфе

Из нескольких театров, в которые Штейна приглашали на должность главного режиссёра, Штейн выбрал Уфу, где в начале 1970-х он уже поставил несколько «разовых» спектаклей: «Чинчрака» (1972), «Дюймовочка» (1973), «Орлёнок учится летать» . Там была перспектива — для Башкирского государственного театра кукол строилось новое современное здание . В 1976 году Штейн вместе со своим постоянным художником (и женой) Мариной Грибановой уехал в Уфу и принял должность главного режиссёра. Под руководством Штейна в конце 1970-х — начале 1980-х годов этот театр стал одним из самых ярких и известных на советском кукольном небосклоне . Период работы в этом театре остался самым плодотворным и в творчестве Штейна, и в биографии театра (« Белый пароход » Ч. Айтматова (1977), «Не бросай огонь, Прометей!» М. Карима , «Божественная комедия» И. Штока , «Орлёнок учится летать» А. Фаткуллина и Д. Рашкина , «Урал-батыр» Г. Шафикова , «Приключения Буратино» (1983), «Галима» М. Гафури (1980) и др.) . Штейн создал в Уфе «спектакли-размышления о человеке в бесчеловечной системе, о свободе среди рабов, о любви в океане ненависти» . В то же время Штейн преподавал искусство театра кукол в Уфимском институте искусств .

В 1977 году Штейн был удостоен звания . Театр был удостоен премии комсомола Башкирии им. Г. Саляма 1978 года за репертуар 1976— 1978 годов . На вечерние взрослые спектакли были аншлаги . «Постепенно театр завоевал невероятную популярность. Даже был период, когда все студенты актёрского отделения Уфимского института искусств хотели перейти на кукольников», — говорит ученик Штейна, народный артист России Айрат Ахметшин . — «А планы у Штейна были большие: дальше он хотел ставить „Капитанскую дочку“, „Мёртвые души“, „ В ночь лунного затмения “… Театр шёл в гору, его выдвинули на Государственную премию, но всё оборвалось в один момент. В 1983 году произошла ссора директора театра и главного режиссёра, принципиальный Штейн на компромисс не пошёл и уехал в Москву» .

Возвращение в Москву. Волшебная лампа

Марина Грибанова вспоминает, что когда они вернулись из Уфы в Москву в 1983 году, работы в московских театрах для них со Штейном не было . Они продавали книги из своей библиотеки и ставили спектакли в разных городах: «Маугли» (1984) в Удмуртском театре кукол в Ижевске , «Сеньор рыцарь» (1985) в Московском городском театре кукол и другие постановки в Смоленске , Вологде , Владимире , Элисте .

Целых четыре года они бились, пытаясь создать свой театр. Помощь пришла неожиданно от Олега Ташаева , и в 1989 году Штейн создал-таки в Москве свой театр: на Сретенке . Театр был открыт премьерой спектакля «Приключения Буратино» . Вокруг «Лампы» собрались детские писатели и драматурги Г. Сапгир , А. Усачёв , Р. Сеф , В. Берестов , Г. Остер и другие. Со временем здесь появились спектакли «Сказки доктора Сьюза», «Буратино», «Винни-Пух и все, все, все…», «Как дожить до субботы», «Кошкин дом», «Капитанская дочка», «Принцесса на горошине» и многие другие .

Штейн работал в «Волшебной лампе», преодолевая большие трудности: последние десять лет своей жизни он был прикован к инвалидной коляске. В театр его привозила жена, Марина Грибанова. «А каждый вечер, когда мы возвращались домой, нас ожидало испытание: восемь ступенек до лифта», — с горечью вспоминает она .

Собственный недуг подвигнул Штейна обратить пристальное внимание на детей-инвалидов. Он задался целью им помогать, «будить в них творческий гений, который живёт в каждом ребёнке» . Штейн нашёл единомышленников в международном движении «Добро — без границ», и в 1996 году при театре «Волшебная лампа» был открыт благотворительный центр творческой реабилитации детей с ограниченными возможностями. Занятия с детьми проходили в форме театральных уроков литературы, к которым Штейн привлекал музыкантов, художников, писателей .

В 2000 году Владимир Штейн умер. За создание Московского театра детской книги «Волшебная лампа» ему была посмертно присуждена Государственная премия Российской Федерации 2002 года в области литературы и искусства . Также он был удостоен медали ордена «За заслуги перед Отечеством» 2‑й степени (2001) , Почётный диплом Московской Городской Думы (2000) и премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства (2000) .

Главные работы

«Божественная комедия» (1976)

Первой работой Штейна в новом здании Башкирского театра кукол (и первым в истории театра спектаклем для взрослых) стала «Божественная комедия» Исидора Штока . Это был не повтор образцовского спектакля , а оригинальная постановка. Исидор Шток написал по заказу Штейна новый сценарий: поменялось время, и он осовременил пьесу . Как писала Р. Самигуллина , «Штейн сделал акцент на становлении Адама и Евы и превращении их в настоящих людей, не только выстраивая внутреннюю логику персонажей, заданную автором пьесы, но содержательно используя и различную технику кукол. В раю Адам и Ева — куклы-марионетки, по заданию Бога управляемые Ангелами. Зависимость первых людей была подчёркнутой и буквальной. Мужчина и женщина мирились, ссорились и не подозревали, что зависимы. Однако в сцене изгнания из рая люди совершали первый самостоятельный поступок — они рвали нити. … По земле Адам и Ева ходили сами (они были тростевыми куклами, которые, как известно, предполагают „чувство пола“). Появление же в финале живых актёров-исполнителей со словами: „Вот так мы и стали людьми“ — было естественным и понятным. Начавшись с бутафорского яблока, действие заканчивалось тем, что на сцену выходили красивые, свободные люди и… грызли настоящие яблоки. Так завершался спектакль, в котором сам режиссёрский приём становился развёрнутой содержательной метафорой» .

Для финала была написана новая песня — «Гимн Человеку», которую записал специально для этой постановки Зиновий Гердт .

«Белый пароход» (1977)

Повесть Чингиза Айтматова « Белый пароход » Штейн предлагал к постановке ещё Сергею Образцову, когда работал в его театре, однако Образцов отказался . В Уфе за разрешением главного режиссёра дело не стояло, однако возникла другая проблема: Чингиз Айтматов категорически отказался, объясняя свою позицию тем, что театр кукол — это всегда смешно, а «Белый пароход» — трагедия. В дело вступился тесть Штейна — писатель , который поручился Айтматову, что это не будет смешно, что это будет трагедия, и Айтматов, наконец, разрешил .

В спектакле «Белый пароход», где были задействованы люди, куклы, Штейн применил полузабытый режиссёрский приём — «моновидение». Штейн показал зрителям повесть Айтматова глазами её главного героя — семилетнего мальчика. Борис Голдовский приводит следующие слова Н. Смирновой о спектакле: «Всё, что изображалось на сцене, стало не более чем овеществлением самосознания героя. Мальчик видел „людей кордона“ всех вместе: сложением из начальственного кителя, намертво застёгнутых кофт, навсегда навёрнутых на головы платков, больших цепких рук, прочно стоящих на земле ног. Они нерасторжимой группой плотно сидели на больших белых кубах — будто рождённые с гримасами величия» .

Спектакль был синтезом театра кукол и театра драмы. Актёры в какой-то момент отстранялись от своих персонажей-кукол, как бы становясь их судьями. Голдовский приводит слова Н. Ф. Райтаровской : «В бытовых сценах <…> зрители актёров не видели: они скрывались за большими, почти в рост человека, куклами, и его обитатели представали как одно целое — громадной шевелящейся массой. В те же моменты, когда авторы спектакля хотели сказать зрителю что-то важное, актёры выходили „из-за кукол“. Таких выходов было много, и особо действенными они были тогда, когда актёрам становилось словно невмоготу разыгрывать эту страшную историю дальше. Например, в эпизоде со стариком Момуном, когда тот после того, как застрелил Мать-олениху, напивался с горя, игравший его актёр относил куклу на авансцену и брезгливо отходил в сторону, но когда гас свет, возвращался и в полумраке, словно стыдясь своей жалости, со слезами на глазах уносил Момуна на вытянутых, одеревеневших руках» .

«Театр рассказывал грустную сказку тревожно, неторопливо», — говорила о спектакле Н. Смирнова . — «Режиссёру важно было, чтобы зрители поняли всё до конца: кто убил мальчика и почему он, маленький умел жить чисто и беречь свои идеалы, мечту свою, и почему сварливые и глупые его родственники не смогли сохранить ни своего человеческого достоинства, ни верности доброй славе своего народа» .

«Белый пароход» представлял Российскую Федерацию на Международном фестивале театров кукол Азии в Ташкенте , где получил высшую награду. Председателем жюри на том фестивале был Сергей Владимирович Образцов, и, по словам очевидцев, во время просмотра он даже тайком смахивал слезу. «Глядя на ваш спектакль — я учился. Оказывается, средствами театра кукол можно ставить и трагедии!» — сказал он своему бывшему ученику Владимиру Штейну .

«Галима» (1980)

Спектакль по повести « Черноликие » башкирского писателя Мажита Гафури был заказан Штейну Башкирским обкомом партии . По предложению Грибановой, Александр Баранов написал сценарий белым стихом , и «получилась совершенно потрясающая история о мусульманских Ромео и Джульетте. Опять трагедия. И, конечно же, совершенно фантастическая!», — как вспоминает Грибанова .

«Галиму» Штейн сделал в « чёрном кабинете ». Для актёров была использована напоминающая стадионную трибуну «чешская лестница», каждая из пяти ступеней которой освещалась своим собственным световым коридором. Переключение световых коридоров позволило существовать в жанре «фантастического реализма» (термин Натальи Ильиничны Смирновой): если влюблённые парят в воздухе, то они совершенно спокойно превращаются в двух лебедей; а когда на молодого человека нападают злобные старухи, то они, естественно, оборачиваются каркающими воронами. Штейн превратил соцреализм в фантасмагорию .

На фестивале в Венгрии спектакль «Галима» получил награду Гран-при .

Ученики

  • Юрий Богатырёв — актёр театра и кино, народный артист РСФСР . С 1965 года занимался в студии детского кукольного театра «Глобус» Московского Дворца пионеров под руководством Владимира Штейна. Именно в тот период у Богатырёва произошла переориентация интересов с живописного творчества на творчество театрально-художественное. В результате в 1966 году он ушёл из Художественно-промышленного училища имени М. И. Калинина и поступил в Театральное училище имени Щукина .
  • Айрат Ахметшин — актёр и режиссёр театра кукол, народный артист России . Молодым актёром работал в Башкирском театре кукол под руководством Владимира Штейна. В 1991—1994 годах обучался в Российском институте переподготовки деятелей искусства и культуры на курсе В. М. Штейна .

Память

Театральный критик Наталия Райтаровская написала о Штейне книгу «Владимир Штейн. История одного театра и судьбы» . Режиссёр Александр Павлов снял о нём документальный фильм «Лопнувшая струна» . Спектакли, которые он поставил, до сих пор идут в театре кукол имени Образцова и в театре «Волшебная лампа» .

Примечания

  1. .
  2. .
  3. , с. 59.
  4. .
  5. , с. 77.
  6. , с. 94: «После просмотра спектакля „Этюды“ Шпет предложила ему заняться театром кукол профессионально и поступить на Высшие режиссёрские курсы при театре Образцова, пообещав своё содействие. Так оно и случилось. В 1967 году Володя Штейн пошёл на курсы, а Марина Грибанова отправилась в роддом рожать дочку Асю. На этом опыты в клубе кожевенного завода закончились».
  7. .
  8. .
  9. , с. 105: «[Образцов] сделал неожиданное предложение — поставить дипломный спектакль из расчёта на открытие Малой сцены нового театра. Неожиданным оно было потому, что, во-первых, за все годы существования высших режиссёрских курсов Образцов никому из слушателей таких предложений не делал, а во-вторых, потому что премьерой на Малой сцене, как и премьерой в Большом зале, должно было открываться новое здание театра».
  10. .
  11. .
  12. , с. 123.
  13. , с. 131.
  14. // Ватандаш : журнал. — 2013. — № 2 (197) . — С. 165—173 . — ISSN .
  15. Истомина Светлана. : [ 19.02.2020 ] // u7a.ru: Медиахолдинг «Уфа-пресс». — 2014. — 24 сентября.
  16. , с. 140—141.
  17. , с. 141.
  18. , с. 205: «Штейн пошёл к Образцову с просьбой взять его к себе в театр. Сергей Владимирович его внимательно выслушал, искренне посочувствовал, но отказал, с откровенной прямотой заявив, что двух лидеров ему в театре не нужно».
  19. , с. 147.
  20. , с. 206.
  21. , с. 207: «У этой постановки есть своя история. Началась она с того, что Владимир Штейн предложил Московскому Дому учёных создать любительский театр кукол... Просуществовал театр, правда, недолго и выпустил один единственный спектакль. Но какой! Любительский театр «Гистрион» решил не размениваться на мелочи и сразу взяться за «Дон Кихота». ... [П]осле его выпуска дирекция Московского городского театра кукол предложила Штейну перенести «Сеньора рыцаря» на малую сцену театра, и в январе 1985 года состоялась его премьера».
  22. , цит. по: : [ 11.05.2021 ] // Театр кукол Образцова . — Дата обращения: 21.06.2022. .
  23. , с. 151.
  24. , с. 228—229: «Помимо театра, у Владимира Штейна появился ещё один объект пристального внимания — дети-инвалиды. Пройдя через страдания и тяжкую борьбу с физическими недугами, он не мог не задаваться вопросом: „А каково же им, маленьким?“. И решил, что его театр просто обязан им помогать. „Мы не можем помочь материально, — говорил он, — но можем сделать другое. Можем разбудить в них творческий гений, как говорили во времена Пушкина, который живёт в каждом ребёнке“».
  25. : [ 17.08.2021 ] // . — Дата обращения: 16.06.2022.
  26. : [ 26.02.2020 ].
  27. : [ 03.01.2022 ].
  28. . Дата обращения: 3 января 2023. 28 января 2022 года.
  29. Мэр Москвы. (недоступная ссылка с 14-06-2022 [592 дня]) : [ 21.09.2017 ]. — 2000. — 15 августа.
  30. , с. 132.
  31. , 40:44—41:40: «У нас когда готовился спектакль «Божественная комедия»...».
  32. , с. 82—83.
  33. , 41:40—44:12: «...«Гимн Человеку», это финальная песня...».
  34. , с. 142.
  35. , цит. по: Ахметшин А. А . : [ 18.06.2022 ]. .
  36. : [ 17.12.2019 ].
  37. , с. 148.
  38. , с. 150.
  39. Наталья Боброва. . — М. : Litres , 2017. — 250 с. — ISBN 978-5-227-06575-9 .
  40. .
  41. .
  42. : Афиша спектакля : [ 21.06.2021 ] // Театр кукол имени С. В. Образцова . — Дата обращения: 19.06.2022.
  43. : Афиша спектакля : [ 07.05.2021 ] // . — Дата обращения: 19.06.2022.
  44. : Афиша спектакля : [ 07.05.2021 ] // . — Дата обращения: 19.06.2022.
  45. : Афиша спектакля : [ 15.02.2019 ] // . — Дата обращения: 19.06.2022.
  46. : Афиша спектакля : [ 07.05.2021 ] // . — Дата обращения: 19.06.2022.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Штейн, Владимир Михайлович