Interested Article - Башкирская поэзия

Башкирская поэзия — совокупность стихотворных произведений башкирского народа.

История

Памятник Салавату Юлаеву в Уфе

Башкирская поэзия зародилась и развивалась в рамках восточной поэзии. Истоками башкирской поэзии были памятники орхоно-енисейской письменности 8 века: «Кутадгу Билик» Юсуфа Баласагуни , «Дивану лугат ат-тюрк» Махмуда Кашгари, поэмы и дастаны Кул Гали, Кутби,Хорезми, Сайфа Сараи, Хусема Катиба, созданные в 13-14 веках. Философская система взглядов на жизнь, на окружающий мир в целом, отразилась в башкирских эпических поэмах « Урал-батыр », « Акбузат », « Акхак-кола ». Поэты-философы Т.Ялсыгул, А.Каргалы, X.Салихов, Ш.Заки, Г.Сокрый были крупными представителями башкирского суфизма . В башкирских народных песнях также отразилась склонность башкир к философским взглядам.

Особенностью башкирской поэзии является её связь с традициями фольклора. Большой вклад в устной башкирской поэзии 17-18 веков оставили сэсэны Кубагуш, Карас, Баик, Буранбай, Ишмухамет . Творчество сэсэнов относится к особой школы поэтического мастерства, способствовавшей воспитанию личности, борющейся со злом и защищающей своё отечество.

Как поэт-импровизатор был известен в Башкортостане Салават Юлаев . Идеалом башкирского народа в то время был воин-певец. Салават пел о родных уральских просторах, о народе и его древних обычаях. В стихах поэта-воина слов о любви постепенно становилось все меньше и все сильнее звучали мотивы подвига и мужества. Стихи Салавата Юлаева в подлинниках не сохранились. После Салавата движение за свободу было остановлено, дух защитников отечества был сильно подорван. В застое оказалась и сама поэзия. На это время пришлось творчество поэта Манди Кутуш Кипчаки, писавшего сатирические стихи.

Постепенно в Башкортостане появилась письменная поэзия. В 1789 году Уфа стала официальном центром мусульман России. Следствием этого было то, что поэзия Башкортостана испытала сильное влияние ислама, в частности суфизма. В 19 веке в поэзии поэтов суфиев Т.Ялсыгула аль-Башкорди , А.Каргалы, Х.Салихова, Ш.Заки , Г.Сокроя преобладали религиозно-мистические настроения.

В конце 19 века в башкирской поэзии происходят изменения. Под влиянием башкирского фольклора, русской и восточной классической поэзии развиваются идеи просветительства. В это время работают поэты М.Акмулла, М.Уметбаев. Борьба против колониального гнета царизма, мужество и патриотизм башкирского народа отразился в поэзии конца 19 — начала 20 веков.

Достоверность отображения жизни стала главным принципом башкирских поэтов начала XX века М.Гафури, Ш.Бабича , С.Якшигулова, Д.Юлтыя, Я.Юмаева, Ш.Аминева-Тамьяни, Х.Габитова и др.

В годы Октябрьской революции и гражданской войны писал стихи Бабич, первым создавший образ Башкортостана. Мажит Гафури приветствовал революцию стихотворением «Пускай развевается красное знамя!». Шайхзад Бабич написал стихотворения «Подарок свободы», «Да здравствуют рабочие!».

В 20-30-е годы в башкирской поэзии развитие таких традиционные жанры поэзии, как ода, баллада, цикл стихов, песенный жанр, жанр сонета. Эти жанры отразились в творчестве поэтов М. Гафури , Даут Юлтый , С.Кудаша , Т.Янаби , Б.Ишемгула , Г.Амантая , Г.Саляма , Р.Нигмати , Б.Бикбая , М.Хая , М.Тажи , С.Кулибая , Б.Валида , Х.Карима , К.Даяна , М.Карима .

С двадцатых годов в поэзии начинается время безбожия и атеизма. Религиозно-мифологические образы опускались до уровня карикатуры.

Уникальным явлением республики в это время стал приход в поэзию большого числа молодых поэтов: Галимов Салям , Рашит Нигмати , Баязит Бикбай , Мухамедьяров Хай , Салях Кулибай , Кадыр Даян , Ханиф Карим , Максуд Сюндюкле , Гайнан Амири , Мухутдин Тажи, Хусаин Кунакбай , Акрам Вали , Харис Малих , Мустай Карим .

В тридцатые годы в СССР изменилось отношение к башкирскому фольклору. На 1 съезде писателей СССР М.Горький заявил, что «литература начинается с устного творчества народа». Было принято историческое решение учредить в СССР и национальных республиках Союзы писателей. В то же время в поэзии тридцатых годов была сильна вера в коммунистические идеалы. Часто эта вера перерождалось в преклонение перед вождями. М. Хай в 1936 году издал целую книгу од «Песни о Сталине».

Во время войны многие башкирские поэты ушли на фронт, получили ранения. Поэты М. Хай, Харис Малих , Хусаин Кунакбай , Гали Ахмати погибли. Самыми значительными произведениями башкирской поэзии военных лет стали поэмы Рашита Нигмати «Не жалей, мой сын, фашиста!» (1942), «Письма твоей невесты» (1943), поэмы М. Карима «Декабрьская песня» и «Ульмесбай». К башкирской народному эпосу XX века относятся кубаиры «Отечественная война», «Юлай и Салават», «Карасакал» написанные М.Бурангуловым во время Великой Отечественной войны.

После войны были приняты решения Центрального Комитета ВКП (б) "О журналах «Звезда» и «Ленинград» , «О репертуарах драматических театров и мерах по их улучшению» , "О кинофильме «Большая жизнь». Решения принимались для того, чтобы предостеречь деятелей культуры от политических заблуждений. В Башкирии были подвергнуты критике произведения Мухаметши Бурангулова и Баязита Бикбая. Башкирский обком партии 22 октября 1946 года принял решение «О работе Союза писателей Башкирии», в котором поставил задачу коренным образом перестроить его деятельность. Это привело к тому, что основными темами в творчестве поэтов стали темы восстановления страны, о великих стройках, о важности сохранения мира, о дружбе народов.

В послевоенные годы многих башкирских литераторов и поэтов, таких, как Кадыр Даян, Рашит Нигмати, Джалиль Киекбаев за воспевание родной земли обвинили в национальной ограниченности. В это же время Мустай Карим написал цикл стихов «Европа-Азия», Рашит Нигмати написал стихотворение «Я — башкир!».

После «оттепели», начавшейся в стране после XX съезда КПСС, появился простор для творческого мышления. Молодые поэты Рами Гарипов , Рафаэль Сафин , Марат Каримов , Ангам Атнабаев , Игебаев , начавшие печататься в пятидесятых годы, стали основной опорой поэзии.

В середине шестидесятых годов в башкирскую поэзию влились Рашит Назаров , Тимер Юсупов , Хасан Назар , Ирек Киньябулатов , Сафуан Алибай , Асхаль Ахмет-Хужа , Мухамет Ильбаев, Муса Сиражи, Махмут Хибат, Рашит Шакур, Самат Габидуллин, Барый Нугуманов, Равиль Шаммас, Аниса Тагирова, Вафа Ахмадиев, Зигат Султанов, Сулпан Имангулов; в семидесятые — восьмидесятые — поэты Риф Мифтахов , Маулит Ямалетдинов , Асылгужа, Риф Туйгун, Равиль Нигматуллин , Ринат Хайри , Гульфия Юнусова , продолжал писать сатирические стихи поэт Арсланов, Тимер Гареевич .

Начавшая с стран перестройка, переход на капиталистический путь развития в 90-е годы XX века способствовали росту национального самосознания, свободомыслию, стремлению к самостоятельности Башкортостана. В это время в поэзию пришли молодые поэты Рамиль Кул-Давлет , Хисмат Юлдашев, Ахмер Утябай, Раис Туляков, Танзиля Давлетбердина, Буранбай Искужин , Искандария, Габидулла, Юмабика Ильясова, Рафига Усманова, Марат Кабиров, Инсур Ягудин, Финат Шакирьянов, Мухамет Закиров, а позже Зульфия Ханнанова , Салават Абузаров , Айсылу Гарифуллина, Гульназ Кутуева.

Значительное место в башкирской поэзии восьмидесятых-девяностых годов заняла женская поэзия. Первой башкирской писательницей, писавшей в 30-е годы была Хадия Давлетшина. Зайнаб Биишева работала в литературе в 40-90-е годы. Она внесла значительный вклад в башкирскую прозу, драматургию и поэзию. Позже в поэзию пришли Катиба Кинзябулатова, Фаузия Рахимгулова , Альфинур Вахитова, Анисы Тагировой , Зубаржат Янбердина, Гульнур Якупова , Гузель Галиева, Гульшат Ахметкужина, Гузаль Ситдыкова , Фания Чанышева, Айсылу Ягафарова , , Расима Ураксина , , , Каусария Шафикова , , , .

Характеристика

Памятник Акмулле Мифтахетдину в Уфе

Передающаяся испокон веков система жизненные ценностей башкирского народа, особенности восприятия мира, гармонии нашли своё отражение и в литературе. Уникальность национальной поэзии отразилась в построении стихотворного произведения, в его строфике.

Литературные взаимосвязи башкир способствовали развитию строфической системы башкирской поэзии. Строфы, основанные на народных традициях, определяют уникальность башкирской поэзии. Особенность тюркского стиха объяснятся агглютинативным строем языка, в котором главенствует корневая смыслоразличительная морфема, подчиняющая себе звуковую окраску следующих за ней аффиксов.

В современной башкирской поэзии наиболее употребляемой строфической формой является четверостишие. Встречается заимствованное с Востока беит (двустишие) («Газазил» Ш. Бабича, «Урал» Ш. Аминева-Тамъяни , «Утро свободы», «Поиск счастья» М. Гафури, «Тайна», «Улыбка» М. Карима).

Заимствованием из восточной поэтики является группа строф мусаммат, основанной на смежной системе рифмовки первой строфы, созвучной с последним стихом следующих, первую часть которых составляют срифмованные между собой стихи. В башкирской поэзии наиболее употребляемой из строф мусаммата является мурабба (четверостишие с системой рифмовки аааа ббба). Мурабба встречается в «Диване лугат-ат-турк» М.Kашгари, в трактате «Кутадгу билиг» Ю.Баласагунского, в поэме «Киссаи Юсуф» К.Гали и др.

В современной башкирской поэзии встречаются признаки западных строфических форм — четверостишие с перекрестной рифмовкой (абаб). Эта форма встречается в сонетах. В башкирской поэзии существуют 3 вида сонета (сонеты М.Хая, Я. Кулмуя, А.Тагировой): шекспировский, или английский (3 абаб + 1вв); итальянский (2 абаб или абба + вгв гвг или вгд вгд); французский (2 абба + ввг ддг или ввг дгд). Большого поэтического мастерства требует сложная поэтическая структура венка сонетов (объединение 14 сонетов логическими, образными и формальными связями и пятнадцатого сонета-магистрала). Эта форма есть в произведениях А.Тагировой «Материнская тропа», «Бытырый», «Перекаты Сиказе».

Важным строфообразующим компонентом строфы является рифма. В башкирской поэзии существует 4 типа рифм: смежная (аа)(«Тяжело подниматься на гору» Р. Назарова), межстрочная (абвб), перекрестная (абаб), охватная (абба).

Акцентный стих , как форма тонического стихосложения, основанная на примерном равенстве ударных слогов в строке при произвольном числе безударных слогов между ними, использовалась Р. Нигмати в переводах на башкирский язык стихотворений и поэм В. В. Маяковского, поэтами Ш . Бабичем в произведении “Халҡым өсөн" (“Присяга народу"), Г. Салямом в “Йөрәк түрендә" (“В глубине сердца"), А. Утябаем в “Урланған Урал" (“Украденный Урал"), “Азатлыҡ" (“Свобода"), “Хәнйәр" (“Кинжал").

Звания

Бикбаев, Равиль Тухватович

В 1939 году в Башкирской ССР было введено звание «Народный поэт Башкирской АССР», в 1996 году в РБ — звание «Народный поэт Республики Башкортостан». Почётное звание присваивается «выдающимся поэтам, имеющим особые заслуги в развитии башкирской литературы, создавшим пользующиеся большой популярностью в народе глубоко идейные и высокохудожественные произведения, ведущим активную общественно-политическую деятельность».

Звания «Народного поэта Башкирской АССР» удостоились поэты Мажит Гафури , Рашит Нигмати , Мустай Карим , Сайфи Кудаш .

Звания «Народного поэта Республики Башкортостан» удостоились Рами Гарипов , Назар Наджми , Бикбаев, Равиль Тухватович (автор Гимна Башкортостана), Атнабаев, Ангам Касимович , Каримов, Марат Набиевич , Юсупов, Тимербай Юсупович , Филиппов, Александр Павлович , Игебаев, Абдулхак Хажмухаметович , Кадим Аралбай .

В 1943 году в БАССР введено звание Народный сэсэн БАССР ( Народный сэсэн Башкортостана ). Звания были удостоены: М. А. Бурангулов, Ф. Д. Давлетшин , С. А. Исмагилов .

Наука

Проблемами башкирской поэзии, её историей занимаются учёные филологических факультетов Стерлитамакской государственной педагогическойя академии имени Зайнаб Биишевой , Башкирского государственного университета , Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы .

Изучаются вопросы построения стиха в башкирской поэзии, строфика, рифма в башкирской поэзии, жанровые формы, композиционные приемы стихотворения, связь поэзии с философией башкир .

Значительный вклад в теорию башкирского стихосложения внесли литературоведы Ахмедьянов, Ким Абузарович , Бикбаев, Равиль Тухватович , Кунафин Г. Ф. , Хусаинов Г. Б. , Стеблева И. В.

В 2019 вышла обобщающая монография о башкирском стихосложении "Башкирский стих XX века", в которой к этому материалу автор подходит, вооруженный методами современной статистики и анализа данных. Центральной формой для башкирской поэзии оказывается фольклорная песенная форма "узун-кюй" ("протяжный напев"), представляющая собой чередование 9-ти и 10-тисложных строк. Функционирование этих и других форм в монографии рассмотрено на всех уровнях, от фоники до лексики и грамматики .

Интересные факты

Башкирские поэты печатают свои произведения в журналах РБ: «Литературный Башкортостан» , « Бельские просторы », «Агидель» и др.

Башкирские поэты объединены в Союзе писателей Республики Башкортостан . Они принимают участие в Международных фестивалях «Шиир акшамлари» («Поэтические вечера») в г. Тарсус (Турция), Поэтических вечерах в Уфе, выступают в городских библиотеках, выезжают в отдалённые районы республики.

Литература

«Антология башкирской поэзии. Голоса веков» / под ред. С. Шарипова.— Уфа: Китап, 2001.-816 с.

Ахмедьянов К. А. «Теория литературы». — Уфа: Башкирское книжное издательство, 1971. — С.263.

Хусаинов Г. Б. "Башкирское стихосложение". — Уфа: Гилем, 2002. — С.130. (на баш.яз.)

Бикбаев, Р. "Эволюция современной башкирской поэзии". М., 1991.

Орехов Б. В. Башкирский стих XX века. СПб.: Алетейя, 2019. 344 с. ISBN 978-5-907189-29-4

Башкирская энциклопедия. Гл. ред. М. А. Ильгамов т. 1. А-Б. 2005. — 624 с.; ISBN 5-88185-053-X . т. 2. В-Ж. 2006. −624 с. ISBN 5-88185-062-9 .; т. 3. З-К. 2007. −672 с. ISBN 978-5-88185-064-7 .; т. 4. Л-О. 2008. −672 с. ISBN 978-5-88185-068-5 .; т. 5. П-С. 2009. −576 с. ISBN 978-5-88185-072-2 .; т. 6. Советы нар. хозяйства. -У. 2010. −544 с. ISBN 978-5-88185-071-5 ; т. 7. Ф-Я. 2011. −624 с.. науч.. изд. Башкирская энциклопедия, г. Уфа.

Ссылки

от 4 марта 2016 на Wayback Machine

Примечания

  1. . Дата обращения: 21 апреля 2014. 4 марта 2016 года.
  2. . Дата обращения: 21 апреля 2014. 22 апреля 2014 года.
  3. . Дата обращения: 22 апреля 2014. 13 февраля 2009 года.
  4. . Дата обращения: 22 апреля 2014. 20 ноября 2012 года.
  5. . Дата обращения: 21 апреля 2014. Архивировано из 23 ноября 2013 года.
  6. 22 апреля 2014 года.
  7. . Дата обращения: 9 июля 2019. 9 июля 2019 года.
  8. . ling.hse.ru. Дата обращения: 9 июля 2019. 9 июля 2019 года.
  9. . Дата обращения: 21 апреля 2014. 23 апреля 2014 года.
  10. . Дата обращения: 21 апреля 2014. 11 февраля 2013 года.
Источник —

Same as Башкирская поэзия