Interested Article - Уилсон, Джеральд
- 2020-07-29
- 1
Джеральд Стэнли Уилсон ( англ. Gerald Stanley Wilson ) (4 сентября 1918 – 8 сентября 2014) – американский джазовый музыкант, композитор и преподаватель. Работал с музыкантами: Дюк Эллингтон , Сара Воан , Рэй Чарльз , Джули Лондон , Диззи Гиллеспи , Элла Фицджеральд , Бенни Картер , Лайонел Хэмптон , Билли Холидей , Дайна Вашингтон , и .
Ранние годы
Родился в городке Шелби, штат Миссисипи. В 16 лет переехал в Детройт, где окончил Caravan » Эллингтона , а вторая повлияла на « » Стэна Кентона .
, одним из его одноклассников был . В 1939 году присоединился к оркестру , заменяя трубача и аранжировщика Си Оливера. Будучи членом оркестра, Уилсон внёс свой вклад в репертуар, в том числе « Hi Spook » и « Yard-dog Mazurka », причём первая была написана под влиянием песни «Во время Второй мировой войны Уилсон некоторое время путешествовал с военным флотом США в числе прочих музыкантов, среди которых были Кларк Терри , Уилли Смит и . Позднее, в 2005 году, некоторые из них воссоединятся в проекте "The Great Lakes Experience Big Band", где Уилсон выступит дирижёром. Также Уилсон приглашался как музыкант и аранжировщик в ансамбли Бенни Картера , Дюка Эллингтона , Бэйси Каунта и Диззи Гиллеспи .
Карьера
Джеральд Уилсон собрал собственный бэнд , который пользовался некоторой известностью в середине 1940-х годов.
В 1960 г. им был собран новый оркестр в Лос-Анджелесе, с которым был сделан ряд записей для лейбла Pacific Jazz. Заглавный трек для альбома California Soul был написан дуэтом Ashford & Simpson , также альбом включал кавер-версию песни группы The Doors . В состав оркестра в разное время входили Снуки Янг и (труба), саксофонисты , , , и . Ритм-секцию составляли Джо Пасс (гитара), (орган), и ( вибрафон ), а также Мел Левис и Мел Ли (ударные).
В более позднее время Уилсон также продолжал руководить оркестром и записываться для лейблов Discovery и MAMA. В один из последних составов входили , , , сыновья Уилсона Шагги Отиса и Энтони Уилсона (оба гитаристы), и внук Эрик Отис. В репертуаре прослеживалось влияние испанской музыки, например, это заметно в бравурном соло в композиции «Carlos» (названной так в честь мексиканского матадора ), записанной трижды при участии , , и , а также композиции "Lomelin" (также посвящённой матадору — ), записанной дважды, с участием
и .Национальный фонд искусств присвоил Уилсону титул Мастера джаза (NEA Jazz Master) в 1990 году. В 1998 г. музыкант получил вознаграждение от фестиваля джаза в Монтерее за композицию «Theme for Monterey» .
Приглашался в качестве специального гостя, дирижёра, в том числе в Carnegie Hall Jazz Band (сейчас называющийся Jon Faddis Jazz Orchestra of New York), Lincoln Center Jazz Orchestra, the Chicago Jazz Ensemble, европейские джазовые радио-оркестры, в том числе BBC Big Band в 2005 г.
В 1970-х совместно с организовал ТВ-шоу на канале KBCA (Лос-Анджелес), называвшееся " . . . music of the past, the present, and the future ". С 1970-х годов преподавал в разное время в трёх различных университетах Лос-Анджелеса, где внёс вклад в популяризацию истории джаза. Преподавал также в частном Калифорнийском институте искусств.
В феврале 2006 г. дирижировал оркестром Lincoln Center Jazz Orchestra.
В июне 2007 г. вместе с продюсером Al Pryor начал записывать специальный альбом, который был представлен на 50-м фестивале джаза в Монтерее и вышел в сентябре на лейбле Mack Avenue Records. В своё время Уилсон принимал участие в праздновании 20-й и 40-й годовщины фестиваля. Пластинка Theme for Monterey была номинирована на «Грэмми» (1998).
В сентябре 2009 г. на Detroit Jazz Festival музыкант представил сюиту « Detroit ».
В 2011 г. альбом « Legasy » был номинирован на «Грэмми».
Личная жизнь
Более 50 лет Уилсон был женат на Жозефине Вилласенор Уилсон, происходившей из мексикано-американцев. В ряде сочинений музыканта есть влияние мексиканской и испанской народной музыки (например, "Viva Tirado" , которую позднее использовал коллектив
). В браке родились три дочери: Джери, Лилиан (Тери) и Нэнси Джо, сын Энтони (гитарист, работал с Дианой Крэлл).Смерть
Джеральд Уилсон умер в своём доме в Лос-Анджелесе 8 сентября 2014 г. после скоротечной пневмонии.
Дискография
В качестве руководителя
- Gerald Wilson and His Orchestra 1945–1946 (Classics #976) CD note: recordings made for the , and labels.
- Gerald Wilson and His Orchestra 1946–1954 (Classics #1444) CDnote: recordings made for the Black & White, U-A-R, Excelsior, and Federal labels.
- Gerald Wilson and His Orchestra On Jubilee 1946–1947 (Sounds of Yesteryear #966)
- Big Band Modern (The Jazz Factory #22880) CD note: live material recorded 1950 and 1954
- ( , 1961)
- (Pacific Jazz, 1962)
- (Pacific Jazz, 1964)
- (Pacific Jazz, 1965)
- - and the Gerald Wilson Orchestra (Pacific Jazz, 1965)
- (Pacific Jazz, 1966)
- : Torero Impressions in Jazz (Pacific Jazz, 1966)
- : The Gerald Wilson Orchestra Plays Standards and Blues (Pacific Jazz, 1967)
- (Pacific Jazz, 1968)
- (Pacific Jazz, 1968)
- (Pacific Jazz, 1969)
- ( , 1981)
- ( , 1982)
- (Trend, 1984)
- (Discovery, 1989)
- (MAMA Foundation/ , 1994)
- Suite Memories: Reflections on a Jazz Journey...A Spoken-Word Double Album & Scrapbook (MAMA/Summi, 1996)
- (MAMA/Summit, 1997)
- ( , 2003)
- (Mack Avenue, 2005)
- (Mack Avenue, 2007)
- (Mack Avenue, 2009)
- (Mack Avenue, 2011)
Ссылки
Примечания
- Don Heckman, от 9 марта 2019 на Wayback Machine , Los Angeles Times , September 8, 2014.
- ↑ Peter Vacher, от 22 февраля 2017 на Wayback Machine , The Guardian , 15 September 2014.
- ↑ William Yardley, от 22 ноября 2018 на Wayback Machine , The New York Times , September 9, 2014.
- 2020-07-29
- 1