Мышь Гульда
- 1 year ago
- 0
- 0
Фридрих Гульда ( нем. Friedrich Gulda ; 16 мая 1930 , Вена — 27 января 2000 , Штайнбах-ам-Аттерзее ) — австрийский пианист , композитор и музыкальный педагог.
Родился в Вене в семье учителя. Уроки фортепиано начал брать в 7 лет. Окончил Венскую академию музыки ( 1947 ), ученик Бруно Зайдльхофера и Йозефа Маркса . В 1946 году (в возрасте 16 лет) завоевал первую премию Международного конкурса в Женеве , вызвав скандал в жюри (входившая в него обвинила своих коллег в том, что они подкуплены покровителями Гульды) . После этой конкурсной победы сразу начал концертировать по всему миру. В 1950 г. дал около 70 концертов в разных странах и дебютировал в Карнеги-холле . В 1953 г. исполнил в Вене все 32 фортепианные сонаты Людвига ван Бетховена и записал их для Австрийского радио (пятью годами позже записал заново для лейбла Decca Records ); в том же году провёл цикл концертов с Паулем Хиндемитом как дирижёром. Группу из трёх блестящих австрийских пианистов одного поколения — Гульды, Йорга Демуса и Пауля Бадуры-Шкоды — критики называли «венской тройкой».
Хотя в наибольшей степени Гульда прославился своим исполнением Бетховена и Моцарта , в его репертуаре значительно представлены произведения Иоганна Себастьяна Баха , Шуберта , Шопена , Шумана , Дебюсси и Равеля .
Клавирную музыку эпохи барокко (особенно И.С.Баха) охотно исполнял на клавикорде , который считал более выразительным, чем клавесин (пользовался частотным и амплитудным вибрато ). Из академических композиций Гульды выделяется концерт для виолончели с оркестром, написанный в стилистике неоклассицизма (в нём наиболее известна ч.IV, менуэт ).
С другой стороны, Гульда многие годы интересовался джазом и рок-музыкой. Уже в 1955 г. он открыл в Вене джаз-клуб «Fatty´s Saloon». Сочинённая им Прелюдия и фуга в джазовой манере записана Китом Эмерсоном (альбом ), Гульде также принадлежат Вариации на тему The Doors « Light My Fire » ( нем. Variationen über Light My Fire ; 1970 ), два Концерта для фортепиано и джаз-банда и многие другие произведения, сочетающие несколько традиций. В 1972 г. Гульда гастролировал по Южной Америке вместе с группой « Weather Report », в 1982 г. записал совместный альбом дуэтов-импровизаций «Встреча» ( англ. The Meeting ) с джазовым пианистом Чиком Кориа . Кроме того, начиная с 1980-х гг., Гульда часто исполнял классический репертуар (особенно Моцарта и Баха) в поп-манере, с электронным усилением.
Гульда находился в неприязненных отношениях с Венской академией музыки, особенно после того, как в 1969 г. он был награждён и заявил на торжественной церемонии его вручения, что такое консервативное учреждение не имеет права использовать имя Бетховена, величайшего революционера и новатора в истории музыки , а пять дней спустя вернул награду. В то же время он проводил мастер-классы — в частности, в Зальцбурге , где у него занимались, например, Марта Аргерих и Клаудио Аббадо (посвятившие памяти Гульды свой совместный концерт 16 февраля 2000 г.) .
В 1999 году Гульда спровоцировал слухи о собственной смерти. В действительности он умер от инфаркта годом позже, причём это произошло в день рождения Моцарта — о своей мечте умереть именно в этот день Гульда неоднократно заявлял (кроме того, в этот же день в 1956 г. родился его старший сын).
Двое сыновей Гульды, Пауль и Рико — пианисты.