Interested Article - Кентон, Стэн

Стэнли Ньюкомб «Стэн» Кентон ( англ. Stanley Newcomb «Stan» Kenton ; 19 февраля 1912 , Уичито 25 августа 1979 , Лос-Анджелес ) — американский джаз -пианист, композитор , дирижёр , руководитель джазового оркестра.

Жизнь и творчество

Стэн Кентон вырос в Лос-Анджелесе, игру на фортепиано освоил уже в 10 лет. Первым преподавателем музыки была его мать. В 1930 году Кентон выступил на сцене в Сан-Диего , начиная с 1934 года играл в различных джазовых группах. В 1941 году он организовал собственный биг-бэнд и выступал с созданными им самим музыкальными композициями в стиле свинг . В 1946 году Кентон пригласил молодого талантливого аранжировщика — ученика Д. Мийо , — благодаря которому в оркестре появляются экспериментальные композиции для 5 труб , 4 тромбонов и 5 саксофонов , объявленные новым направлением под названием « ». Кроме того, Кентон и Руголо обратились к музыке Карибского бассейна, латиноамериканским ритмам. В 1947 году Кентон распустил свой первый биг-бэнд.

В последующий период, до 1951 года , Кентон работал в направлении «симфонического джаза», уделяя внимание и «латиноамериканскому направлению» ( Afro Cuban Jazz ). В его новом оркестре играли , , Шелли Мэнн , , Стэн Гетц , , , , Ли Кониц , Арт Пеппер , , выступала певица Джун Кристи . Особое внимание слушателей привлекала необычная аранжировка исполняемых его музыкальных произведений.

В 1952 году Кентон выпустил альбом New Concepts of Artistry in Rhythm ; его слава достигла Европы . В 1953 году музыкант вместе со своей группой предпринял большое европейское турне. В конце 50-х , в связи с финансовыми трудностями, Кентон всё чаще выступал на американском телевидении, аккомпанируя выступлениям великого джазового певца Нэта Кинга Коула . В 1973 году биг-бэнд Кентона выступал c концертами в ФРГ .

Значение

Стэн Кентон — одна из противоречивых фигур в истории оркестрового джаза. С одной стороны, он принадлежал числу наиболее ищущих бэндлидеров 40-х — 50-х годов, наряду с Арти Шоу , Клодом Торнхиллом , Гилом Эвансом и некоторыми другими, активно экспериментировал путём введения в джазовый биг-бэнд дополнительных инструментов, расширяя состав (порой у Кентона играло одновременно не менее 40 музыкантов), применяя новаторские аранжировки, перенося выступления из танцевальных в концертные залы, сближая джаз с современной академической музыкой. С другой стороны, его эксперименты зачастую носили весьма спорный характер.

Примечания

  1. Stan Kenton // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  2. Stan Kenton // (хорв.) — 2009.
  3. Deutsche Nationalbibliothek Record #118721879 // (нем.) — 2012—2016.

Литература

  • Lillian Arganian . Stan Kenton — the man and his music. — Artistry Press, 1989.

Ссылки

Источник —

Same as Кентон, Стэн