Interested Article - Джексон, Милт

Милт Джексон (полное имя Милтон Джексон, англ. Milton Jackson , 1 января 1923 , Детройт , США 9 октября 1999 Нью-Йорк , США ) — американский джазовый музыкант, вибрафонист , работавший в основном в стилях би-боп , хард-боп , афро-кубинский джаз. Создатель Modern Jazz Quartet .

Биография

Милтон Джексон уже в подростковом возрасте стал профессионально состоявшимся музыкантом. Обладая абсолютным слухом с семи лет он самостоятельно осваивал гитару , с 11 лет начал брать уроки фортепиано и к окончанию средней школы играл на пяти инструментах: барабаны , литавры , скрипка , гитара и ксилофон . Кроме того, он пел ( тенор ) в популярном госпел -квартете Evangelist Singers . После окончания школы поступил в музыкальный колледж Мичигана и в 16 лет, по инициативе своего преподавателя, начал осваивать вибрафон, который стал его основным инструментом. Играя на вибрафоне, он начал джазовую карьеру, играя с местными группами Кларенса Ринго и Джорджа Ли.

В 1942 году он чуть было не присоединился к биг-бэнду Ёрла Хайнса, однако получил повестку, отправился в армию и в течение двух лет служил за пределами Соединённых Штатов. Вернувшись в 1944 году, он создал квартет Four Sharps , а также получил своё прозвище «Бэгз» (с англ. «Мешки»), за мешки под глазами, которые, как признавался сам музыкант, возникли у него после попоек в честь демобилизации. В 1944 году Диззи Гиллеспи , гастролируя по Среднему Западу, увидел выступление Милта Джексона в одном из баров и в 1945 году пригласил присоединиться к его ансамблям, а в 1946 году - к биг-бэнду. Милт Джексон переехал в Нью-Йорк и, став первым вибрафонистом, играющим би-боп, стал и гордостью оркестра Диззи Гиллеспи. Рэй Браун вспоминал, что в оркестре Гиллеспи было много партий духовых и губы музыкантов уставали, так что Гиллеспи поручил Милту Джексону «что-то играть, пока остальные музыканты отдыхают» . Таким образом, в оркестре Гиллеспи образовалось так называемое «малое комбо», оркестр в оркестре из ритм-секции, в которое первоначально входили наряду с Джексоном пианист Джон Льюис , басист Рэй Браун и барабанщик Кенни Кларк .

Наряду со своей основной деятельностью в оркестре Гиллеспи, к концу 1940-х, они начали выступления отдельно от оркестра, под названием Milt Jackson Quartet, а в 1951 году стали самостоятельной группой (Рэя Брауна к тому времени заменил Перси Хит ), и в 1952 году стали называться Modern Jazz Quartet .

Милт Джексон оставался в группе до 1974 года, и затем покинул коллектив, отчасти из-за музыкальных разногласий с Джоном Льюисом, который с 1955 года являлся директором группы, отчасти из-за желания заработать. Как, собственно, и до распада Modern Jazz Quartet, Милт Джексон записывался и выступал с различными музыкантами, выступая и как бэнд-лидер, и как сайдмен. До середины 1980-х он в основном записывался для Pablo Records .

В 1981 году участники Modern Jazz Quartet приняли решение объединиться вновь, на условиях полугодичной занятости в проекте ежегодно и в такой форме квартет работал до 1993 года. Затем Милт Джексон работал один, присоединяясь к различным небольшим группам и исполнителям, и выступая в периодически собирающемся Modern Jazz Quartet.

В последние годы жизни постоянно проживал в Тинеке , штат Нью-Джерси . Умер от рака печени 9 октября 1999 года в госпитале Святого Луки — Рузвельта на Манхэттене

В течение своей карьеры записывался и выступал едва ли не со всеми джазовыми звёздами, приглашался в качестве гостя на записи блюз и соул исполнителей, такими как Би Би Кинг и Рэй Чарльз . С 1957 года являлся доцентом Школы джаза в Леноксе (штат Массачусетс ). Писал музыку для кинофильмов (например для фильма 1959 года Ставки на завтра ) .

Музыка

На тот момент, когда Милт Джексон стал осваивать вибрафон, звездой вибрафона был Лайонел Хэмптон . Милт Джексон настроил осциллятор своего вибрафона на 3,3 оборота в секунду, в отличие от Хэмптона, который настраивал осциллятор на 10 оборотов в секунду. Это позволило достичь нового — мягкого, глубокого, приближающегося к тембру человеческого голоса звука инструмента, выразительного вибрато в любимых музыкантом медленных 12-тактовых блюзах . Кроме того Милт Джексон сосредоточился на игре двумя молоточками (в отличие от остальных музыкантов, в основном использовавших четыре), и это повлекло за собой использование в большей степени мелодической , а не гармонической функции инструмента

Музыкально Милт Джексон гораздо ближе не к его предшественникам-виброфонистам, а к музыкантам, играющим на духовых инструментах, в частности к Чарли Паркеру . Милт Джексон начал играть длинные соло, с продолжительными, новаторски альтерированными мелодическими линиями. Музыкант смог соединить в своём творчестве утончённый, рафинированный камерно-концертный стиль, основанный на традициях европейской академической музыки вместе с блюзом и негритянской духовной музыкой. В его произведениях органично сочетаются специфически джазовые качества и приемы блюзового интонирования с европеизированными принципами и средствами выражения. Принято считать, что Милт Джексон первым сделал вибрафон равноправным участником в создании мелодии, тем самым исключив вибрафон из семьи чисто перкуссивных инструментов (так в академических симфонических оркестрах вибрафон является всего лишь одним из ударных инструментов с ограниченным использованием)

Творчество Милта Джексона не только имеет много последователей (например Гэри Бертон, Том ван дер Гельд, Уолт Диккерсон), но и оказало влияние на последующее творчество его предшественников.

Наиболее заметными сочинениями Милта Джексона являются джазовый стандарт Bags' Groove и композиции The Late, Late Blues , Bluesology и Bags & Trane .

Он подошёл ближе чем кто-либо ещё, играющий на этом инструменте, к тому, чтобы сделать его звук похожим на человеческий голос. Эта конструкция состоит из металлических частей и мы не имеем возможности тянуть ноты и делать вокальные переливы, как саксофон . Но Милт играл на инструменте настолько натурально, насколько это вообще возможно - с тёплым, богатым звучанием. Он создал прецедент, когда этот инструмент стал способен говорить прекрасные вещи, и что вибрафон - это не просто барабан.

Дискография

С Modern Jazz Quartet

Как сайдмен

С

  • Things Are Getting Better (1958)

С Майлсом Дэвисом

  • Bags' Groove (1954)
  • Quintet / Sextet (1955)

С Диззи Гиллеспи

  • Dee Gee Days: The Savoy Sessions (1976)
  • The Dizzy Gillespie Big 7 (1975)
  • Dizzy Gillespie Jam (1977)
  • Musician, Composer, Raconteur (1981)

С Хэнком Мобли

  • Hank Mobley and His All Stars (1957)

С Оскаром Питерсоном

  • Reunion Blues (1971)
  • The Oscar Peterson Big 6 At The Montreux Jazz Festival 1975 (1975)

С Доном Себески

  • Giant Box (1973)

С Стэнли Тёррентайном

  • Cherry (1972)

Примечания

  1. . Дата обращения: 29 сентября 2017. 15 сентября 2017 года.
  2. . Дата обращения: 26 сентября 2013. 27 сентября 2013 года.
  3. от 28 сентября 2013 на Wayback Machine
  4. от 27 сентября 2013 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 [2787 дней])
Источник —

Same as Джексон, Милт