Похороны Сталина
- 1 year ago
- 0
- 0
«Похороны Фирдоуси» ( азерб. Firdovsinin dəfni ) — картина азербайджанского советского художника Газанфара Халыкова , написанная в 1934 году . Хранится в Национальном музее искусств Азербайджана в Баку .
Картины была написана для выставки, посвящённой 1000-летию со дня рождения классика персидской поэзии Фирдоуси . Эта картина, написанная в манере миниатюры , соответствовала остальным полотнам выставки как по своей художественной форме, так и по стремлению к .
На картине изображена трагическая сцена. Показано, как из одних городских ворот выносят тело Фирдоуси, а в это время в другие ворота входит караван с запоздалыми царскими дарами, что говорит о слишком позднем признании при дворе творений поэта . Так, согласно преданию, незадолго до смерти Фирдоуси султан Махмуд случайно услышал от одного придворного выразительный стих из « Шахнаме », осведомился об авторе и узнал, что стих — из посвященной Махмуду же «Книги царей» знаменитого Фирдоуси, который теперь проживает в бедности в Тусе . Махмуд немедленно распорядился послать в Тус для Фирдоуси богатый дар. А Фирдоуси незадолго до этого скончался. В то самое время, когда через одни городские ворота выносили для похорон его труп, в другие городские ворота вступали верблюды с дарами от Махмуда .
Тема решена Халыковым в декоративном плане. Пропорции людей и предметов в изображении нарушены. По сочетанию нежных серовато-голубых и бледно-сиреневых тонов картина является гармоничной, тогда как по рисунку и композиции она условно .
Не менее выразительна его работа «Похороны Фирдоуси» (1934), написанная в манере миниатюры.
Оригинальный текст (рус.)Картина «Похороны Фирдоуси», созданная Г. Халыковым в 1934 г., по своей художественной форме, стремлению к стилизации соответствовала остальным живописным полотнам выставки, посвященной Фирдоуси. На картине запечатлен трагический эпизод: из одних городских ворот выносят тело поэта, а в другие в это время входит караван с запоздалыми царскими дарами — безмолвным свидетелем слишком позднего признания при дворе гениальных творений Фирдоуси. Избранную тему Г. Халыков решает в декоративном плане, с нарушением пропорции в изображении людей и предметов. Полотно условно по рисунку и композиции, но гармонично по сочетанию нежных серовато-голубых и бледно-сиреневых тонов.