Туркменская диаспора
- 1 year ago
- 0
- 0
Туркменская степь (также Туркменсахра ; дословно — « туркменское пространство » : перс. ترکمنصحرا — сэхра-и торкман ; туркм. Türkmensähra ) — историко-географическая область в северо-восточной части Исламской Республики Иран , на границе с Туркменией . Среднегодовое количество осадков — 150 мм .
Численность населения региона по состоянию на 2015 год составляет 1, 6 — 3 млн человек
.Представляет собой низменную равнину со сравнительно незначительным уклоном в сторону Каспийского моря . Простирается от его восточного побережья на западе до Эльбурсских гор на востоке и от реки Атрек на севере до села Шахмерз на юге . Среднегодовое количество осадков — 150 мм .
В Туркменсахре проживает хорасанский стеллион , представляющий собой, по мнению доктора наук, профессора Стивена Андерсона, единственного иранского эндемика региона . Степь входит в состав ареала распространения персидского леопарда , степной лисицы , азиатского шакала , волка и онагра . Копытные представлены , закаспийским уриалом , благородным оленем . В число домашних животных входят овца , верблюд , корова , туркменская лошадь , азиатский буйвол . Преобладают птицы следующих видов: фазан , серая куропатка , чёрный аист , беркут и балобан .
Леса в основном гирканские и можжевёловые , незначительно — фисташковые , преимущественно в восточной части .
Крупнейший город региона — Горган , преимущественно населённый иранцами, несмотря на значительный приток в последнее время туркменов и белуджи . Также на территории Туркменсахры расположены города Гомбеде-Кавус , , , , Гюмюшан и Бендер-Торкемен .
Бо́льшую часть жителей составляют этнические туркмены . По состоянию на 2015 год численность населения в Туркменсахре составляет 1,6—3 млн человек , подавляющее большинство которых исповедует ислам шиитского толка . Количество последователей суннизма , принадлежащих к суфийскому братству Кадирия и часто подвергающихся гонениям , незначительно и составляет более 0,5 млн человек . Туркменсахра — область наибольшего распространения рака пищевода в мире .
Во второй половине XX века туркмены, проживавшие в степи, занимались разведением верблюдов и мелкого рогатого скота , в южной части — буйволов с целью извлечения из них молока. Они возделывали пшеницу и ячмень и лишь на юге Туркменсахры — дыню и табак . Обработка земли происходила посредством омача , малы , кетменя и лопаты. Применялся способ самосева пшеницы, перестаивавшей на корню, первобытного характера — хирова , характеризовавшийся запахиванием после сбора пшеницы опавших зёрен омачом. Таким образом, техника земледелия носила довольно отсталый характер. Отсутствие модернизации и системы орошения почвы привело к применению крестьянами ручного способа полива посевов .
Местное население проживает в каменных или помещённых на сваи деревянных домах; возведение же жилищ из глины невозможно в силу засоленности почвы . В этническом отношении оно достаточно длительный промежуток времени вело полукочевой образ жизни , лишь в 1950-е годы перейдя к оседлому образу жизни . В настоящее время происходит активная ассимиляция туркменов в иранском обществе .
Для населения Туркменсахры свадебная церемония имеет огромное социально-экономическое значение. С его точки зрения, свадьба и деторождение придаёт семьям и племенам силы .
Первоначально территория Туркменской степи входила в состав различных персидских государств , однако в результате завоевательных походов, осуществлённых Арабским халифатом в начале VIII века н. э., Туркменсахра оказалась под его контролем. В IX — X веках в степи поселились огузы . В 1219 — 1221 годах местные поселения опустошили монголы, однако крупнейшим кочевым племенам туркмен удалось выжить. В начале XV века нагорье Туркменсахры заселило большое количество тюркских племён .
В период нахождения у власти династии Каджаров степь заселили племена — йомудов , гекленов, текинцев , салыров и эрсари . В XVIII — XIX веках туркмены, несмотря на наличие в области осевших земледельцев и кочующих со своими стадами пастухов, оказывали успешное сопротивление персидскому, русскому и британскому колониализму . В период русского завоевания Средней Азии Туркменсахра представляла собой огромный интерес для колонизаторов в силу убеждённости последних в безусловных правах на южный Прикаспий . В 1881 году Российская империя завершила завоевание северной Туркмении. Согласно договору об установлении русско-персидской границы, подписанному 9 декабря 1881 года , изначально российская территория Туркменсахра вошла в состав Персии . Остальные регионы расселения этнических туркмен отошли Афганистану . В конце XIX века по территории степи проходило огромное количество караванных путей из Хивы и Бухары к побережью Каспийского моря, в Персию и в Афганистан .
В 1909 году, в результате интервенции в Персию , Российская империя приступила к освоению земель Туркменсахры. Это привело к тому, что к 1912 году в степи появились первые посёлки русских переселенцев . Так, к 1914 году их количество достигло 13; также был возведён ряд хуторов . Летом 1917 года положение населения степи значительно ухудшилось: среди кочевых племён распространялись тиф и голод . В этих условиях Временное правительство , стремясь установить южную границу государства по реке Горган , выдвинуло инициативу о необходимости провозглашения Туркменской автономной области, вошедшей бы в зону влияния Российской республики , однако в результате прихода к власти большевиков её проект так и остался нереализованным .
После смерти 4 августа 1922 года в бою против Красной Армии одного из руководителей басмаческого движения в Средней Азии Энвера-паши ряд лояльных ему офицеров нашёл пристанище в Туркменсахре . Начавшееся в 1924 году в СССР национально-территориальное размежевание привело к росту националистических настроений среди туркмен, проживавших в Туркменской степи и ощущавших себя угнетаемым иранским меньшинством. В мае того же года Каджары приняли решение подчинить своему влиянию местные племена, на что последние ответили восстанием и провозглашением независимой Туркменской республики. Пост президента занял почитаемый местными жителями Осман-ахун из джафарбаевского рода кор, окончивший Бухарское медресе . Однако Советский Союз не поддержал восстание, запретив туркменским социалистам оказывать помощь восставшим, опасаясь провокации со стороны британской разведки. В результате данных мер к концу 1925 года Персии удалось подавить восстание. Три тысячи бунтовщиков, в том числе Осман-ахун, бежали в среднеазиатские владения СССР, представители властей которых осуществили интернирование последних .
В начале 1930-х годов в степи были обнаружены огромные запасы нефти, однако в результате соответствующей договорённости с Советским Союзом персидские власти отказались приступать к их разработке когда бы то ни было .
К моменту начала англо-советского вторжения в Иран в Туркменсахре при содействии Третьего рейха были укомплектованы склады с оружием и веществами взрывчатого характера и осуществлена топографическая съёмка пограничных объектов .
В 1950-х годах в Туркменсахре начался процесс оттока населения в города в результате промышленной революции. Так, согласно переписи населения, произведённой в 1956 году, 38 % населения степи уже работало по найму .
К моменту начала исламской революции в 1979 году уровень благосостояния населения Туркменской степи был на порядок выше, нежели большинства иранцев : сельское хозяйство региона было абсолютно механизированным . Однако Туркменсахра, плодородные земли которой были скуплены персидским правительством через управление шахскими имениями , в ходе « белой революции » , находилась в личной собственности шаха Мохаммеда Резы Пехлеви . Также в степи находились крупные владения высокопоставленных чиновников и армейских офицеров . После начала революции туркменские рабочие и крестьяне, проживавшие более, чем в 40 населённых пунктах и пользовавшиеся поддержкой Демократической партии Курдистана , конфисковали земли, принадлежавшие отсутствовавших землевладельцам, учредили крестьянские профсоюзы и приступили к совместной обработке земли . Крестьянские советы сформировали Центральную организацию крестьянских советов в Гомбеде-Кавусе, о поддержке которой заявили местные фидаи , впоследствии отказавшиеся от насильственной защиты прав крестьянских советов и принявших активное участие в прекращении боевых действий в Гомбеде-Кавусе . Однако на деятельность ревкома Гомбеде-Кавуса огромнейшее влияние оказывали землевладельцы и муллы . Таким образом, в комитете развернулся конфликт между, с одной стороны, комитетом, гвардией и армией и Центральной организацией крестьянских советов и туркменами Гомбеде-Кавуса, с другой стороны . Туркмены требовали возможности быть представленными в персидских комитетах и ограниченную автономию. После революции землевладельцы вернулись в степь с целью возвращения своих земель . Они направляли ходатайства Временному правительству Ирана и оказывали содействие вооружённым силам, однако к тому моменту крестьянское движение набрало обороты и приобрело организованный характер и деятельность правительства оказалась в степи парализована . Окончательно подавить туркменскую автономию вооружённым силам Ирана удалось лишь в 1982 году .
После провозглашения Туркменией независимости 27 октября 1991 года среди жителей степи наблюдалась активизация деятельности националистического характера. Так, возникли требования к правительству предоставить региону культурную и языковую автономию, сошедшие на нет уже к концу десятилетия .
В настоящее время шиитская внутренняя политика правительства Исламской Республики Иран способствует нарастанию требований населения Туркменсахры в предоставлении автономии или независимости, вылившихся в 2014—2015 годах в весьма незначительную народную поддержку объединения с Туркменией на севере .
В целом в качестве флага Туркменской степи применяется горизонтальный триколор, состоящий из золотого, красного и зелёного цветов, со светло-голубым трапецоидом наверху, зелёным полумесяцем в центре и красной пятиконечной звездой . В регионе действуют две политические организации, отстаивающие права местного населения — Организация освобождения Туркменсахры и Национально-демократическое движение Туркмении. Флаг первого представляет собой иранский триколор с красными полумесяцем и пятью звёздами на белом фоне; флаг второго — тёмно-зелёное полотно с двумя узкими красными полосами у кромки, белым полумесяцем и пятиконечной звездой .
В Туркменской степи расположены более сотни почитаемых кладбищ, в отношении которых местные жители употребляют термины зияратгах , имамзаде , бок’е , мазар и Сакка кхане . Поклонение им носит всеобщий характер и не зависит от принадлежности к определённой национальности .
В целом они почитаются тремя категориями населения: 1) мусульманами шиитского толка; 2) туркменами, исповедующими ислам суннитского толка; 3) лицами различных национальностей .
В первую категорию входит 71 кладбище ( имамзаде ), на которых погребены потомки трёх шиитских имамов : Саджада , Садика и Казима . Они находятся в основном в сельской местности: имамзаде расположено практически на территории каждого кишлака . Расположены в центральной части Туркменской степи, заселённой шиитами. Кладбища носят относительно схожие наименования .
20 кладбищ, почитаемых суннитами, находятся в туркменских населённых пунктах в северо-восточной части остана Голестана. Их эндонимы тюркского происхождения. В целом они принадлежат учителю суфизма ( ’Ариф ), мистическому поэту, а также легендарным личностям, поминаемым местным туркменским населением терминами авлия или священным — авлад : вероятно, сподвижникам, семье пророка Мухаммеда и его последователям — праведным халифам . Кладбища находятся в северной и северо-восточной частях Туркменсахры .
На кладбищах, почитаемых лицами различных национальностей, погребены потомки двенадцати имамов, легендарные личности доисламской эпохи , учителя суфизма и святые. Ряд усыпальниц носит двойное наименование: тюркское, употребляемое туркменами, и арабско - персидское , применяемое иными верующими. Существует 16 таких кладбищ, в числе которых .