Interested Article - Жордания, Вахтанг Георгиевич

Вахтанг Георгиевич Жордания ( груз. ვახტანგ გიორგის ძე ჟორდანია ; 9 декабря 1942 , Тбилиси 4 октября 2005 , Бродуэй, штат Виргиния ) — грузинско - американский дирижёр .

Как сообщается в некрологе « Вашингтон пост », мечта стать дирижёром посетила Жорданию в возрасте девяти лет, когда он побывал на гастрольном концерте в СССР Вилли Ферреро . Он, однако, окончил Тбилисскую консерваторию по классу фортепиано и лишь затем получил в Ленинградской консерватории специальность дирижёра, окончив в 1969 году класс Эдуарда Грикурова . В 1970 1973 годах был ассистентом Евгения Мравинского в Симфоническом оркестре Ленинградской филармонии , в 1971 году был удостоен первой премии на .

Биография

В 1973 1974 годах главный дирижёр Симфонического оркестра Ленинградского радио и телевидения . Записал музыку к ряду известных советских кинофильмов, в том числе «Соломенная шляпка» , «Звезда пленительного счастья» , « Дерсу Узала » . В 1974 1977 годах главный дирижёр и доцент Саратовской консерватории . В 1977 1983 годах — главный дирижёр и художественный руководитель и профессор Харьковского института искусств . Дирижировал праздничными концертами в честь 30-летия Харьковской филармонии в Большом зале Московской консерватории ( 1978 ), концертами лауреатов Международного конкурса имени П. И. Чайковского ( 1978 и 1982 ). Заслуженный деятель искусств УССР , народный артист УССР ( 1983 ). В харьковский период деятельности проводил около 100 концертов в год.

Побег из СССР

В 1983 году вместе со своей тогдашней возлюбленной скрипачкой Викторией Мулловой отправился на гастроли в Финляндию (выступая в качестве её аккомпаниатора), откуда они нелегально перебрались в Швецию и попросили политического убежища . По словам современного журналиста, «когда Вахтанг Жордания бежал за границу, музыкальный Харьков рыдал от горя» .

В ноябре того же года Жордания дебютировал в Карнеги-холле с , и, по отзыву критика « Нью-Йорк Таймс », «вся аудитория была у его ног» . В дальнейшем Жордания жил и работал преимущественно в США. В 1985 1992 годах он возглавлял симфонический оркестр и оперный театр в городе Чаттануга , значительно подняв их профессиональный уровень и оживив дух приглашением в качестве солистов таких звёзд мировой музыкальной сцены, как Ицхак Перлман и Жан Пьер Рампаль , в 1991 1993 годах руководил оркестром города Спокан . Кроме того, Жордания работал с оркестрами Южной Кореи , будучи приглашённым дирижёром Симфонического оркестра Корейского радио (с которым, в частности, осуществил премьерные записи ряда произведений американского композитора Алана Хованесса ), а с 2002 года главным дирижёром и художественным руководителем Городского симфонического оркестра Тэгу .

С 1995 года Жордания возглавлял также Русский федеральный симфонический оркестр, некоторые выступления которого получили сочувственную прессу: так, по мнению критика Елены Антоновой,

при благоприятных условиях мы вправе рассчитывать на появление интересного музыкального коллектива, способного талантливо и нетривиально исполнять симфоническую музыку. Жордания показал себя самобытным, ищущим дирижером, который умеет своим пониманием музыки убедить и увлечь и исполнителей, и слушателей. В результате оркестр, управляемый им, становится одушевленным существом с едиными и неповторимыми волей, разумом, чувством .

В то же время другие критики выражали озабоченность и недоумение тем, что

Русский федеральный оркестр как стабильный коллектив не существует. Есть «товарный знак», официально оформленный, зарегистрированный. Принято и заверено документами и печатями название — «Русский федеральный». <…> есть художественный руководитель и главный дирижёр, Вахтанг Жордания. Время от времени он наезжает из Штатов в Москву, собирает очередную бригаду из разных оркестров, одна-две репетиции — и миссия главного вроде бы выполнена <…> Но то, что вы называете оркестром, да ещё федеральным, предполагает другой подход к работе. Имею в виду: оркестр — это коллектив единомышленников, музыканты должны иметь возможность «сыграться» и т. д. Мне могут возразить: настоящим профессионалам и одной репетиции хватит. Отвечу: очень может быть, но в данном случае явно не хватило. Божественное адажио из «Щелкунчика» Чайковского прозвучало громко, крикливо, мягкий, нежный романтик Мендельсон (Фортепианный концерт) превратился в «сухаря»; совершенно сгладились гениальные контрасты — от лёгких, игриво-ироничных до глубоко трагических образов — в 5-й симфонии Шостаковича . Всё было снивелировано сногсшибательными темпами и оглушающей громкостью звучания .

В 2001 году Жордания учредил в Харькове международный конкурс дирижёров «Вахтанг Жордания — Третье тысячелетие», проведение которого в значительной степени финансировал из личных средств . Первые два года Жордания лично возглавлял жюри.

Старший из четырёх детей Жордании — — также стал известным дирижёром. Внук Жордании — Вахтанг Жордания — стал пианистом.

Примечания

  1. от 3 декабря 2019 на Wayback Machine // The Washington Post, October 6, 2005.
  2. Штефан. Е. от 3 декабря 2019 на Wayback Machine // «Сеульский вестник», 16 января 2002.
  3. Колесова Наталия от 22 января 2005 на Wayback Machine // Ведомости , № 150 (950), 22.08.2003.
  4. от 3 сентября 2005 на Wayback Machine : Интервью с Вахтангом Жордания. // «Бизнес» (Украина), № 38 (557), 22 сентября 2003.
  5. (недоступная ссылка) : [Некролог] // The Independent , 31 October 2005.
  6. Антонова Е. от 4 октября 2009 на Wayback Machine // «Завтра» , № 8 (169), 25 февраля 1997.
  7. Игнатьева. М. . 3 августа 2012 года. // «Культура», № 14 (7125), 16 — 22 апреля 1998.
  8. (недоступная ссылка) // ИА «Медиа-Порт», 1.09.2006.

Ссылки

  • (укр.)
Источник —

Same as Жордания, Вахтанг Георгиевич