Работа над «Страстями по Луке» велась четыре года.
Пендерецкий
стал первым композитором, обратившимся через 200 лет после
Баха
к жанру
пассионов
. Отталкиваясь от баховской формы, автор насытил её театральными современными эффектами. В музыкальной эволюции композитора это был кардинальный отход от авангардистского направления.
В произведении скрестились музыкальные традиции баховского
барокко
,
додекафонии
,
соноризма
в трактовке хоровых и инструментальных партий. Присутствуют
кластеры
, элементы
серийной техники
, лейтмотив
BACH
и др. Помимо пения хор говорит, шепчет, кричит, смеётся, свистит и т. п.
Состав хора и оркестра
Произведение включает большой состав вокалистов: чтец (выступающий в роли
евангелиста
), солисты (
сопрано
,
бас
и
баритон
) — исполнители разных ролей, три смешанных хора, хор мальчиков.
Stefania Woytowicz (сопрано), Andrzej Hiolski (баритон), Bernard Ladysz (бас), Rudolf Jürgen Bartsch (чтец), Детский хор Бад-Тёльца, Хор Кёльнского радио, Симфонический оркестр Кёльнского радио, дирижёр Хенрик Чиж; Harmonia Mundi, 1967 (запись 1-2 апреля 1966).
Stefania Woytowicz (сопрано), Andrzej Hiolski (баритон), Bernard Ladysz (бас), хор, детский хор и оркестр Краковской филармонии, дирижёр Генрик Чиж; Philips, 1967.
Хор Варшавской филармонии, Симфонический оркестр Польского радио, дирижёр К. Пендерецкий; Argo, 1989
Хоры WDR и NDR, Бетховенский оркестр (Бонн), дирижёр Marc Soustrot; MDG, 1999.
Izabella Klosinska (сопрано), Adam Kruszewski (баритон), Romuald Tesarowicz (бас), Krzysztof Kolberger (чтец), Хор Варшавской филармонии, Национальный филармонический оркестр Варшавы, Варшавский хор мальчиков, дирижёр Антони Вит; Naxos, 2003 (запись 2002).