Пасторальная симфония (фильм)
- 1 year ago
- 0
- 0
Симфония №3 «Мюнхенская» — сочинение Кшиштофа Пендерецкого .
Симфония была написана по заказу в связи с юбилеем оркестра Мюнхенской филармонии , однако, первоначально готовилась для фестивального оркестра в Люцерне . К 1988 году были написаны только две части - Пассакалья и Рондо, существовавшие долгое время как самостоятельное произведение. Премьера этого сочинения состоялась 20 августа 1988 года в Люцерне под управлением автора .
Композитор вернулся к Третьей симфонии после написания и (т.е. хронологически она является пятой по счету), на этот раз импульсом к завершению стал заказ Мюнхенской филармонии. Премьера полной версии симфонии состоялась 8 декабря 1995 года в Мюнхене под управлением автора .
За время перерыва в работе над симфонией изменилась её концепция, что, в большей степени, коснулось последовательности частей: Рондо стало второй частью, а Пассакалья - четвёртой, уступив третье место Адажио.
Симфония состоит из пяти частей:
Сумрачная, неторопливая, однако таящая в себе намёки на тревогу и беспокойство музыка первой части сменяется драматическим, безудержно несущимся скерцо Рондо, второй части. Некоторые его эпизоды представляют монологи солистов оркестра, в том числе и группы ударных (трубы, басовой трубы, английского рожка, альта, маримбы, том-тома, рототома, бонг) и усиливают ощущение зловещего давления, которое заключает в себе это скерцо. Музыка Adagio, третьей части, воспринимается парадоксом после звуковой "лавины" Рондо: здесь она носит характер ностальгических воспоминаний, выполнена мягкими тембровыми красками. Четвертая часть, Пассакалья, имеет форму динамического и фактурного crescendo. Упрямая «репетиция» звука d через паузы, расширение диапазона с захватом новых октав, включение диссонансов - все это оставляет впечатление неописуемой неразберихи, звукового давления. Жанр этой части выдержан в традициях конца XIX века, прежде всего, Малера. Пятая часть, Скерцо - непрерывное движение, близкое токатте, носящее агрессивный характер, возведенный до экспрессионистской выразительности. Временами движение приостанавливается, уступая место немногочисленным эпизодам.
Фрагменты симфонии использованы как музыкальное сопровождение к фильмам Мартина Скорсезе «Остров проклятых» и Анджея Вайды «Катынь» .