Шмуэль Ной Эйзенштадт
или
Айзенштадт
(
англ.
Shmuel Noah Eisenstadt
,
10 сентября
1923
,
Варшава
—
2 сентября
2010
Тель-Авив
) — американский
и израильский социолог, специалист в области сравнительных исследований цивилизаций и общетеоретических проблем развития,
революции
и модернизации.
Биография
Родился в семье Михаила Айзенштадта и Розы Борухин. В начале 1930-х с овдовевшей матерью переселился в
Иерусалим
. В
1940 году
поступил в
Еврейский университет
, окончил факультет социологии.
В
1959
—
1990
— профессор социологии Еврейского университета. Преподавал также в
Чикаго
,
Гарварде
,
Стэнфорде
,
Цюрихе
,
Берне
,
Вене
,
Гейдельберге
.
Научные интересы
Основная область занятий — сравнительное исследование цивилизаций Запада и Востока в контексте перехода от
традиционных обществ
к
модерным
. В этом смысле его интересуют проблемы инициативных групп и протестных движений, вносящих идеи социальных перемен, механизмы институционализации и воспроизводства изменений, в том числе — от поколения к поколению.
Эйзенштадт как социолог сложился под воздействием
структурного функционализма
, одним из его преподавателей был
Эдвард Шилз
. Он развивал идеи
Макса Вебера
о
харизме
и её роли в становлении социальных институтов, представления
Карла Ясперса
об осевом времени.
Вклад в политическую теорию
Работы Эйзенштадта по проблематике модернизации способствовали тому, что другие представители социальных наук отказались от прямого противопоставления современного и традиционного обществ, а также заинтересовались изучением традиционных и переходных обществ, кризисных явлений в ходе модернизационных процессов.
Эйзенштадт дал новую жизнь теории модернизации, зародившейся в середине XX в., связывая модернизацию с культурно-историческими особенностями и с последствиями революций в государствах.
Шмуэль Эйзенштадт выдвинул концепцию множественной модернизации, в основе которой лежит идея, что модернизация и вестернизация — это не одно и то же, западный образец является лишь одним из вариантов, и модернизации в разных странах и культурах может идти различными путями.
Современная цивилизация — это отличный тип цивилизации. Представление о современности как об отличной цивилизации подразумевает, с точки зрения Эйзенштадта, что ядро современности — это кристаллизация и развитие способа или способов интерпретации мира, иных культурных программ, развитие набора или наборов новых институциональных формирований.
Эйзенштадт утверждал, что для того, чтобы понять современный мир и объяснить его историю, необходимо понять множественность культурных программ и культурных образцов модернизации
.
Модернизация проходила мирным путём, но чаще через путь выливающихся конфликтов и конфронтаций.
Важным элементом модернизации стали революции.
«Великие („классические“) революции: Английская, Американская и Французская революции, позднее — Китайская, Русская и Вьетнамская революции, возможно, также другие, такие как, Турецкая революция, изменили мир. Они были тесно связаны с развитием современного мира, современной цивилизации».
Первые революции имели место в христианской цивилизации: европейские в его протестантских и католических проявлениях; Русская — в зоне Восточного христианства. Китайская и Вьетнамская революции произошли в странах конфуцианской цивилизации. Эйзенштадт приходит к выводу, что все эти революции произошли в так называемых «
осевых цивилизациях
». При этом под осевыми цивилизациями Эйзенштадт подразумевает «те цивилизации, которые кристаллизовались в течение тысячи лет от 500 г. до н. э. до первого века Нашей эры»
.
Признание
Избранные труды
-
From generation to generation; age groups and social structure
(
1956
)
-
The Political System of Empires
(
1963
)
-
Essays on comparative institutions
(
1965
)
-
Modernization, Protest, and Change
(
1966
)
-
Protestant ethic and modernization; a comparative view
(
1968
)
-
Post-Traditional society
(
1972
)
-
Traditional patrimonialism and modern neopatrimonialism
(
1973
)
-
Revolution and the Transformation of Societies
(
1978
)
-
Patrons, Clients and Friends: Interpersonal Relations and the Structure of Trust in Society
(
1984
, with Luis Roniger)
-
European Civilization in a Comparative Perspective
(
1987
)
-
Japanese Civilization — A Comparative View
(
1996
)
-
Paradoxes of democracy: fragility, continuity, and change
(
1999
)
-
Fundamentalism, Sectarianism, and Revolution: The Jacobin Dimension of Modernity
(
2004
)
-
Multiple Modernities: Der Streit um die Gegenwart
(
2007
)
Публикации на русском языке
-
Эйзенштадт, Ш.
«Осевая эпоха»: возникновение трансцендентных видений и подъём духовных сословий// Ориентация — поиск: Восток в теориях и гипотезах. — М.:
Наука
, 1992
-
Эйзенштадт, Ш.
Конструктивные элементы великих революций: Культура, социальная структура, история и человеческая деятельность // THESIS: Теория и история экономических и социальных институтов и систем. 1993. — Т. 1. Вып. 2. — С. 190—212
-
Эйзенштадт, Ш.
Культура, религия и развитие в североамериканской и латиноамериканской цивилизациях //
. — 1993. — № 1
-
Эйзенштадт, Ш.
Прорывы «осевого времени»: их особенности и происхождение// Современные теории цивилизаций. Вып. 3. — М.:
Наука
, 1995
-
Эйзенштадт, Ш.
Новая парадигма модернизации // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов. / Сост., ред. и вступ. ст. Б. С. Ерасов. — М.: Аспект Пресс, 1998. — С. 470—479. — 556 с.
ISBN 5-7567-0217-2
.
-
Эйзенштадт, Ш.
Революция и преобразование обществ: Сравнительное изучение цивилизаций. — М.: Аспект-Пресс, 1999. — 415, [1] с. —
ISBN 5-7567-0231-8
-
Эйзенштадт, Ш.
// «
Неприкосновенный запас
». — 2010. — № 6 (74)
Примечания
-
↑
— статья из
Электронной еврейской энциклопедии
-
(неопр.)
. Дата обращения: 2 сентября 2010.
23 января 2021 года.
-
Эйзенштадт, Ш.
от 2 ноября 2013 на
Wayback Machine
// «
Неприкосновенный запас
». — 2010. — № 6.(74)
-
Шульц Э. Э.
(русск) // Вопросы управления. — 2015. —
№ 6
. —
С. 19
.
13 августа 2016 года.
-
Eisenstadt S.N.
Some Observations on Multiple Modernities
(англ.)
// Reflections on Multiple Modernities: European, Chinese and Other Interpretations / Dominic Sachsenmaier, Shmuel Noah Eisenstadt, Jens Riedel. — BRILL, 2002. —
С. 27
.
-
Eisenstadt S.N.
The Civilizational Dimension of Modernity
(англ.)
// Rethinking Civilizational Analysis / S.A. Arjomand, E.A. Tiryakian. — Sage Publication Ltd., 2004. —
С. 48
.
-
Eisenstadt S.N.
Some Observations on Multiple Modernities
(англ.)
// Reflections on Multiple Modernities: European, Chinese and Other Interpretations / Dominic Sachsenmaier, Shmuel Noah Eisenstadt, Jens Riedel. — BRILL, 2002. —
С. 27
.
-
Eisenstadt S.N.
The Civilizational Dimension of Modernity
(англ.)
// Rethinking Civilizational Analysis / S.A. Arjomand, E.A. Tiryakian. — Sage Publication Ltd., 2004. —
С. 59
.
-
Eisenstadt S.N.
The Great Revolutions and the Civilizations of Modernity. — Brill, 2006. — С. 3. — 227 с.
-
Eisenstadt S.N.
The Great Revolutions and the Civilizations of Modernity. — Brill, 2006. — С. 44. — 227 с.
-
от 19 октября 2019 на
Wayback Machine
(англ.)
Литература
-
на русском языке
-
на других языках
-
Comparative social dynamics: essays in honor of S.N. Eisenstadt/ Erik Cohen, Moshe Lissak, Uri Almagor, eds. Boulder: Westwiew Press, 1985
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
Словари и энциклопедии
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|