Ле-Ренси (округ)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Колонна-бита» ( англ. Batcolumn либо Bat Column ) — гигантская уличная стальная скульптура американского скульптора Класа Олденбурга (род. 1929). Представляет собой решётчатую конструкцию в форме бейсбольной биты , стоящей на своей ручке; высота скульптуры — 31 м (101 фут ), материал — сталь, окрашенная в серый цвет. Скульптуру можно отнести к такому направлению современного искусства , как искусство места , характерной особенностью которого является учёт «специфики места» при создании художественной работы .
Олденбург начинал как художник, занимаясь граффити и оформлением витрин, позже в большей степени стал интересоваться скульптурой. С начала 1960-х годов начал создавать скульптурные увеличенные изображения обыденные предметы (продуктов питания, пишущей машинки, пылесоса и пр.) из ткани, набитой бумагой, поролона, позже из винила и других материалов. Первым реализованным проектом в области создания гигантских скульптур в городском пространстве стала работа «Помада» в Йельском университете (1969). В 1976 году в Филадельфии была установлена гигантская скульптура «Прищепка» , в 1977 году в парижском Центре Помпиду — «Колоссальная пепельница с окурками» .
Заказчиком «Колонны-биты» выступило Управления служб общего назначения США в рамках программы «Искусство в архитектуре». В том же году скульптура была установлена в центральной части Чикаго около здания Центра социального обеспечения имени Гарольда Вашингтона на 600-й Западной Мэдисон-стрит. В некоторых источниках в качестве соавтора Олденбурга называют его супругу, (1942—2009) .
Открытая решётчатая конструкция была использована из функциональных соображений — для уменьшения на скульптуру нагрузки, создаваемой ветром. Форма скульптуры и материал, из которого она сделана, связаны с местными особенностями: это напоминание о местной сталелитейной промышленности и о любви города к бейсболу , а также проявление уважения к знаменитой чикагской архитектурной школой , ориентировавшейся на высотные дома и вертикальность линий; кроме того, поскольку бейсбольная бита похожа на полицейскую дубинку , скульптура является напоминанием об исторически сложившейся негативной репутации города, известного своим высоким уровнем преступности . Сам Олденбург относительного своей работы говорил, что если перевернуть с ног на голову любое здание, в результате получится нечто, похожее на «биту, балансирующую на рукоятке» .
Как и другие гигантские объекты Олденбурга, установленные в 1960—1970-х годах, «Колонна-бита» рассматривается архитектурными критиками как вполне удачная альтернатива традиционным городским памятникам .