Искандер, Марьяна
- 1 year ago
- 0
- 0
Кандер и Эбб ( англ. Kander and Ebb ) — творческий союз авторов музыкальных спектаклей — композитора Джона Кандера и поэта Фреда Эбба , продолжавшийся более 40 лет с 1962 по 2004 год и прерванный смертью последнего. Отмечены многочисленными наградами, в том числе премиями «Тони» , «Грэмми» , «Драма Деск» . Их авторству принадлежат, среди прочих, мюзиклы «Кабаре» и «Чикаго» . В театральных кругах Бродвея и у поклонников дуэта нередко используется шутливая объединительная форма Кандерэбб .
Авторы познакомились в 1962 году. Написав нескольких пробных песен, они создают свой первый мюзикл «Золотые ворота» ( англ. Golden Gate ), который на Бродвее поставлен не был.
В 1965 году состоялась премьера мюзикла Кандера и Эбба « Флора — красная угроза » ( англ. Flora the Red Menace ). Действие происходит в период Великой депрессии в США. Спектакль рассказывает об истории молодой художницы и модельера Флоры Мезарос , которая ищет не только работу, но и своё место в жизни. Она получает должность руководителя отдела крупного универмага. Здесь Флора влюбляется в Гарри , другого дизайнера, который старается привить девушке свои коммунистические взгляды. Интригу развивают несколько ярких персонажей: соратница Гарри по партийной борьбе — товарищ Шарлотта , тоже влюблённая в него, и дуэт джазовых танцоров Кенни и Мэгги , богемная пара, имеющая совершенно противоположные идеалы в жизни. Роль Флоры стала первой для девятнадцатилетней Лайзы Миннелли и принесла ей премию «Тони» . Несмотря на такую поддержку со стороны учредителей престижной награды, мюзикл в целом успеха у зрителей не имел и был закрыт после 87 представлений . Различные театральные коллективы восстанавливали спектакль в 1987 году в Нью-Йорке , в 2003 году в Данди , Великобритания , в 2008 году в Лос-Анджелесе , США .
Следующая совместная работа авторов — мюзикл «Кабаре» (1966), была принята очень успешно. ( См. основную статью Кабаре (мюзикл) ). Сюжет основан на пьесе Джона ван Друтена «I Am a Camera» , которая является сценической адаптацией романа Кристофера Ишервуда . Шоу получило 8 из 11 номинаций на премию Тони . Спектакль демонстрировался три года, в 1987 году был поставлен вновь. Очередная Бродвейская редакция 1998 года была показана более 2300 раз . На основе музыкального спектакля в 1972 году снят одноимённый фильм , режиссёром и хореографом которого стал Боб Фосс .
Несколько последующих мюзиклов Кандера и Эбба успеха «Кабаре» не повторили. В 1968 году они выпускают музыкальную адаптацию фильма 1952 года «Счастливое время» ( англ. The Happy Time ). В основе сюжета весёлая история взаимоотношений во франкоканадской семье и романтических похождений её младшего члена — Биби Бонарда . Спектакль был закрыт через девять месяцев . В том же году соавторы готовят к постановке мюзикл «Зорба» ( англ. Zorba ) на основе романа Никоса Казандзакиса «Грек Зорба» о приключениях молодого американца, получившего в наследство старую шахту на острове Крит . Представление было выдвинуто на премию «Тони», как лучший мюзикл 1968 года и соревновалось с такими постановками, как «Волосы» ( англ. Hair ), «Обещанья, обещанья» ( англ. Promises, Promises ) и «1776» (победу одержал последний, рассказывающий о подписании Декларации независимости США ) . Спектакль был показан 305 раз. Его следующая редакция 1983 года с Энтони Куинном в главной роли выдержала 362 представления . Мюзикл «70, Girls, 70» (1971 год), рассказывающий о группе пожилых американцев, совершающих кражи в меховых салонах Нью-Йорка, чтобы финансово поддержать свой дом престарелых, выдержал всего 35 представлений .
В начале 1970-х годов на волне популярности Лайзы Миннелли и её Салли Боулз , Кандер и Эбб работают над концертными сольными выступлениями актрисы на Бродвее и телевизионным шоу «Лайза, через „З“» ( англ. Liza with a Z ). Оно было подготовлено всего за восемь недель в Lyceum Theatre (Нью-Йорк) и содержало как музыкальные номера из «Кабаре», так и оригинальные песни. Представление получило четыре премии Эмми , но было показано по телевидению не более трёх раз. После 1973 года плёнка с записью шоу считалась утерянной. В 2000 году были обнаружены негативы, по которым был восстановлен весь музыкальный спектакль .
В 1975 году выходит мюзикл « Чикаго » с Читой Ривера ( Вельма Келли ), Джерри Орбахом ( Билли Флинн ) и Гвен Вердон ( Рокси Хат ). Сюжет мюзикла основан на одноимённой пьесе журналистки Морин Даллас Уоткинс , которая была написана на основе её собственной статьи для Chicago Tribune и рассказывала историю Бойлы Аннан и Белвы Гартнер, подозревавшихся в жестоких убийствах, но судом оправданных. Спектакль демонстрировался более 2 лет. В 2002 году вышла экранизация этого мюзикла, которая получила более 10 высших кинематографических наград. Режиссёр фильма Роб Маршалл основной акцент сделал на образе Рокси Харт, хотя в оригинальной бродвейской постановке персонажи Рокси и Вельмы равнозначны, последняя имеет даже большее количество музыкальных номеров. Но как самим Маршаллом, так и критиками отмечено, что фильм в каждом номере отдаёт дань уважения стилю Боба Фосса .
В 1977 году Кандер и Эбб работают совместно с Мартином Скорсезе и Лайзой Минелли над музыкальным фильмом « Нью-Йорк, Нью-Йорк » , где звучит их наиболее известная музыкальная тема с тем же названием. Самый первый вариант не устроил Де Ниро , который посчитал его откровенно слабым . Но даже после серьёзных изменений песня не сразу стала популярной. Подлинный успех пришёл только после её исполнения Фрэнком Синатрой в 1979 году. Певец изменил в тексте несколько фраз, что не понравилось Эббу. Однако публично он выражал благодарность Синатре, сделавшему его произведение столь популярным .
1984 год отмечен выходом десятого крупного совместного произведения Кандера и Эбба — мюзикла «Каток» ( англ. The Rink ). Анна (Чита Ривера) — хозяйка старого катка для катания на роликах в маленьком стареющем курортном городке, терпит убытки. Решению продать бизнес противодействует «непутёвая» дочь Анны Энджел (Лайза Миннелли), неожиданно возвратившаяся в город. Сквозь череду общих воспоминаний и признаний женщины приходят к примирению. Критик « The New York Times » Фрэнк Рич, высказавшийся наиболее типично для общего фона отзывов, назвал шоу «высокопарным» и «скисшим», наполненным «странным, порой низким содержанием». Он писал: «МакНалли это сильный и остроумный драматург, чего вы никогда не узнаете из этих искусственных потуг. Его диалоги банальны, а персонажи зашифрованы» .
Дуэт Кандера и Эбба «замолкает» практически на 9 лет. В 1993 году выходит музыкальный спектакль «Поцелуй Женщины-паука» ( англ. Kiss of the Spider Woman ), который принёс авторам третью премию «Тони». Последней работой творческого тандема на Бродвее стал мюзикл «Steel Pier» (1997 год). После ещё двух проектов вне Нью-Йорка ( «Over & Over» в Арлингтоне , 1999 год, и «The Visit» в Чикаго , 2001 год), которые не имели коммерческого успеха, Кандер и Эбб значительно снижают творческую активность. В 2004 году в возрасте 76 лет от сердечного приступа умирает Фред Эбб. Незадолго до этого Кандер и Эбб начали работу над новым произведением «Кто убил Дэвида Меррика?» ( англ. Who Killed David Merrick? ), переименованное позже в «Занавес!» ( англ. Curtains ), которое преследовали беды. В 2003 году умер автор сценария Питер Стоун, чуть позже — аранжировщик Майкл Гибсон. В 2004 году умирает Фред Эбб. По злой иронии мюзикл имел второе название «A Backstage Murder Mystery Musical Comedy» . Работа над мюзиклом была благополучно завершена Кандером в 2006 году, но мистические совпадения, сопровождавшие работу над ним, отмечались журналистами .
Творческий союз композитора и поэта продолжался 42 года.
В 2010 году на сцены Бродвея и Миннеаполиса выходит мюзикл «The Scottsboro Boys» (Буквально — Парни из Скоттсборо , американский термин, относящийся к череде реальных исторических событий начала 1930-х годов в США и последовавшим судебным процессом, ставшим началом пересмотра межрасовых отношений в американском обществе). В качестве авторов указаны Кандер и Эбб. Время фактического создания произведения не указано. По ряду источников это — 2003 год, непосредственно перед смертью Эбба .