Барсуков, Александр Платонович
- 1 year ago
- 0
- 0
Андре́й Плато́нович Плато́нов (настоящая фамилия Климе́нтов ; 16 [28] августа 1899 , Воронеж , Российская империя — 5 января 1951 , Москва , СССР ) — русский советский писатель , поэт , публицист , драматург , сценарист , журналист , военный корреспондент и инженер . Участник Великой Отечественной войны .
Автор романов « Чевенгур », « », множества повестей и рассказов, среди которых «Сокровенный человек», « », « Епифанские шлюзы », « Котлован », «В прекрасном и яростном мире», « », « Возвращение ». Платонов — создатель уникального, хорошо узнаваемого художественного стиля.
Андрей Платонович Климентов родился 16 [28] августа 1899 года (считал днём своего рождения 1 сентября ) в версте от Воронежа , в Ямской слободе . Отец — Платон Фирсович Климентов (1870—1952) работал машинистом паровоза и слесарем в Воронежских железнодорожных мастерских . Дважды Герой труда (1920, 1922), в 1928 году вступил в ВКП(б) . Мать — Лобочихина Мария Васильевна (1874/1875—1928/1929) — дочь часового мастера, домохозяйка, мать одиннадцати (десяти) детей. Как старший сын, Андрей помогал воспитывать и кормить многочисленных братьев и сестёр. Оба родителя похоронены на Чугуновском кладбище Воронежа.
В 1906 году Андрей поступил в церковно-приходскую школу . В 1909—1913 годах учился в городской четырёхклассной школе. Сочинять стихи начал с 12 лет.
Работал с 1913 года. Занимался мелкой бумажной работой в губернском отделении страхового общества « Россия ». Трудился помощником машиниста на локомобиле в имении Устье полковника Я. Г. Бек-Мармарчева. С 1915 года в жизнь Платонова входит тяжёлый физический труд. Он работает литейщиком на трубном заводе. Изготавливает мельничные жернова в воронежских мастерских.
С 1918 года сотрудничает с воронежскими газетами «Известия укрепрайона», «Красная деревня». Публикует стихи, очерки, заметки, рецензии. В журнале «Железный путь» публикуется первый рассказ Платонова — «Очередной».
В 1918 году Платонов решает продолжить обучение и поступает в Воронежский университет на физико-математическое отделение, но вскоре переводится на историко-филологическое.
Через год начинающий писатель снова кардинально меняет планы и становится студентом электротехнического отделения Воронежского рабочего железнодорожного политехникума . Планы смешала Гражданская война. Окончить техникум писатель смог лишь в 1921 году по завершении военных действий.
Добровольно стал участником Гражданской войны , где служил фронтовым корреспондентом. Служил в главном революционном комитете Юго-Восточных железных дорог , в редакции журнала «Железный путь».
С 1919 года публиковал произведения, сотрудничая с несколькими газетами как поэт , публицист и критик . Летом 1919 года побывал в Новохопёрске как корреспондент газеты «Известия Совета Обороны Воронежского укреплённого района».
Вскоре его мобилизовали в РККА . Он служит помощником машиниста на паровозе для военных перевозок, затем — рядовым стрелком железнодорожного отряда в Части особого назначения (ЧОН) . Он даже участвует в боях с казаками.
В 1920 году подал заявление о вступлении в РКП(б) . Рекомендовал его издатель и член президиума Губкомпарта Ю. Литвин-Молотов: «Рекомендую т. Климентова. Платонов искренен в своих писаниях — искренен он и в данном случае, вступая в нашу партийную организацию, ибо он действительный пролетарий, рабочий, сознательно воспринимающий все явления» .
Сам Платонов в заявлении о вступлении в РКП(б) писал: « В коммунистическую партию меня ведёт наш прямой естественный рабочий путь. Я сознал себя нераздельным и единым со всем растущим из буржуазного хаоса молодым трудовым человечеством. И за всех — за жизнь человечества, за его срастание в одно существо, в одно дыхание я и хочу бороться и жить. Я люблю партию — она прообраз будущего общества людей, их слитности, дисциплины, мощи и трудовой коллективной совести; она — организующее сердце воскресающего человечества. Андрей Климентов (Платонов) » .
Его приняли в партию. Об этом известила «Воронежская коммуна» от 7 августа в рубрике «Партийная жизнь». Фамилия Климентов (Платонов) значилась первой в списке «для утверждения в кандидаты РКП(б)». Его зачислили курсантом губернской советско-партийной школы. Тем не менее вскоре из-за ссоры с секретарём ячейки юношу исключили. К тому же он потерял покровителя: Литвина-Молотова перевели из Воронежа в Краснодар, это лишило Платонова дружеской поддержки. Ему оказалось сложно соблюдать партдисциплину — он пропускал собрания. И 30 октября 1921 года его исключили. Потом он несколько раз подавал заявления с просьбой восстановить его в рядах партии .
В это время он знакомится с будущей супругой Марией Кашинцевой. Он был известен в литературно-журналистской среде, она недавно поступила на филфак. Роман развивался стремительно: уже в апреле следующего года они начинают жить вместе, а в сентябре рождается сын Платон. С самого начала писатель настаивал на официальном браке, но поженились они спустя двадцать с лишним лет после знакомства, в мае 1943 года. Андрей и Мария Платоновы прожили вместе вплоть до его смерти. Его жена выполняла роль литературного секретаря и способствовала возвращению имени Платонова в русскую литературу.
Платонов много пишет. В 1921 году вышла его первая брошюра — «Электрификация» . И по окончании техникума Платонов называет электротехнику своей основной специальностью. Опубликованы его стихотворения в коллективном сборнике «Стихи». В Краснодаре выходит книга его стихов «Голубая глубина». О ней положительно отозвался поэт Брюсов .
Будущий писатель работает на земле. Воронежская земля — чернозёмная, на неё большие надежды: она должна прокормить молодое советское государство.
Потрясённый новостями о массовом голоде в Поволжье, в 1922 году Платонов поступает на службу в Воронежское губернское земельное управление и возглавляет губернскую Комиссию по гидрофикации. Через несколько лет в губернии появится 763 пруда, 315 шахтных колодцев, 16 трубчатых колодцев и три сельские электрические силовые установки. Платонов искал средства на покупку необходимого оборудования, поощрял энтузиастов, самоотверженно трудившихся «по пояс в болоте».
В 1923—1926 годах он и инженер-мелиоратор, и специалист по электрификации сельского хозяйства, заведовал отделом электрификации и руководил строительством трёх электростанций, одну из них в селе Рогачёвка потом сожгли кулаки.
Платонов выдвинул рационализаторские предложения: проекты гидрофикации края, планы страхования урожаев от засухи. Предложения озвучил весной 1924 года на Первом Всероссийском гидрологическом съезде. Тогда же он снова просит принять его в ряды РКП(б): «Я был в партии большевиков, прошёл чистку и вышел по своему заявлению, не поладив с ячейкой. В заявлении я указывал, что не считаю себя выбывшим из партии и не перестаю быть марксистом и коммунистом. Только не считаю нужным исполнять обязанности посещения собраний, где плохо комментируются статьи „Правды“. Считаю более нужной работу по действительному строительству элементов социализма, в виде электрификации, по организации новых форм общежития. Собрания же нужно превратить в искреннее, постоянное, рабочее и человеческое общение людей, исповедующих один и тот же взгляд на жизнь, борьбу и работу. Я считаю, что такой поступок мой был отрицательным, я личное счёл обязательным для всех, я теперь раскаиваюсь в этом ребяческом шаге и не хочу его ни преуменьшать, ни замалчивать. Я ошибся, но больше ошибаться не буду » . Однако в восстановлении ему отказали — и в этот раз, и в последующие.
В июне 1925 года Платонов впервые встречается с писателем Виктором Шкловским — тот прилетел в Воронеж для пропаганды достижений советской авиации с лозунгом «Лицом к деревне».
На Первом Всероссийском мелиоративном совещании в Москве (1926 год) Платонова включили в ЦК профсоюза работников леса и земли.
В июне 1926 года 26-летний Платонов с женой и сыном переехал в Москву, семья получила комнату в Центральном доме специалистов, Большой Златоустинский переулок , дом 6.
Четыре месяца (декабрь 1926 — март 1927) Платонов без семьи работает в Тамбове . Там он создаёт «Епифанские шлюзы», «Эфирный тракт», «Город Градов». Он так пишет о работе жене Марии: « Живу плохо. Сократил более 50 % своего штата. Идёт вой. Меня ненавидят все, даже старшие инженеры (старые бюрократы, давно отвыкшие строить). Остатки техников разбрасываю по деревенской глуши. Ожидаю или доноса на себя, или кирпича на улице. Я многих оставил без работы и, вероятно, без куска хлеба. Но я действовал разумно и как чистый строитель. А была грязь, безобразие, лодырничество, нашёптыванье. Я сильно оздоровил воздух. Меня здесь долго будут помнить как зверя и жестокого человека. А где ко мне относятся лучше? Кто заслужил иного от меня отношения? У меня есть одно облегчение — я действовал совершенно беспристрастно, исключительно с точки зрения пользы строительства. Я никого здесь не знаю и ни с кем не связан знакомством ». ( Из письма жене Марии . Тамбов, 28 января 1927 г.)
Лето 1927 года — время надежд для писателя. В июньском номере журнала «Молодая гвардия» печатается повесть «Епифанские шлюзы». Следом отдельной книгой выходит одноимённый сборник повестей и рассказов. Платонов рассчитывает устроиться на работу в «СовКино». Проект сценария фильма по рассказу «Песчаная учительница» получает положительные отзывы. Однако реальность разойдётся с ожиданиями. Работу в «Совкино» Платонов не получит, постановка фильма затянется на годы. Книги, подготовленные писателем к печати, не будут опубликованы. А осенью 1927 года семью Платонова выселят из Центрального дома специалистов сельского и лесного хозяйства. Они переезжают к отцу Марии в Ленинград. Несмотря на всё это, Платонов увлечённо работает над романом «Чевенгур».
В 1927—1930 годы Платонов создаёт знаменитые [ источник не указан 550 дней ] повести « Котлован » и роман « Чевенгур », которые будут напечатаны в 1985—1987 годах в журналах эпохи Перестройки . Новаторские по языку и содержанию произведения в фантастическом духе изображают строительство нового коммунистического общества. Ни одно из них не опубликовали при жизни писателя.
Максим Горький тепло относился к Платонову, не раз поддерживал его. В 1929 году советский классик читал в рукописи «Чевенгур», показавшийся ему «чрезвычайно интересным» (правда, он сомневался, что его решатся издать). Осенью 1929 года Максим Горький в ответ на письмо от 21 сентября пишет Платонову: « В психике вашей, — как я воспринимаю её, — есть сродство с Гоголем. Поэтому: попробуйте себя на комедии, а не на драме. Не сердитесь. Не горюйте… Всё — минется, одна правда останется » .
Платонов ведёт активную научную и литературную работу. Несмотря на это, бытовые условия остаются тяжёлыми, «нет комнаты, нет денег, износилась одежда».
Литературные работники из РАПП или близко стоящие к пролетсектору от него отшатнулись после рассказа « Усомнившийся Макар » (в журнале «Октябрь»). Этим пользуются «попутчики», группирующиеся вокруг издательства «Федерация». Играя на его негодовании против писателей, которые слабее его творчески, но в бытовом плане живущих лучше Платонова, «попутчики» стараются закрепить писателя за своим лагерем .
Находясь в глубокой депрессии, Платонов в 1931 году пишет повесть «Впрок», которую опубликовал Александр Фадеев , редактор журнала «Красная новь». Затронув болезненные вопросы первой пятилетки в жанре сатиры, писатель не дал на них однозначных ответов.
Повесть резко критикует сам Сталин . Вождь отметил «тарабарский» язык и «балагурство» повести, а также сатирическое изображение лидеров колхозного движения. В редакцию « Красной нови » Сталин отправил письмо, где охарактеризовал произведение как « рассказ агента наших врагов, написанный с целью развенчания колхозного движения ». Сталин требует наказать автора и издателя в постскриптуме: «Надо бы наказать и автора и головотяпов [напечатавших повесть] так, чтобы наказание пошло им „впрок“» .
Фадеев, чтобы исправить ошибку, пишет в «Известиях» разгромную статью «Об одной кулацкой хронике». В «Литературной газете», «Правде» и других изданиях публикуют разоблачительные статьи, в которых писателя называют «классовым врагом» и «литературным подкулачником». В следующие годы Платонова, фактически оказавшегося в литературной изоляции, почти не печатают, издательства расторгают договоры с ним.
Платонов прибегает к крайним мерам — он пишет покаянные письма в редакции «Литературной газеты» и «Правды» и самому Сталину. 8 июня 1931 года Платонов пишет Сталину письмо с пояснением своей позиции и заверением, что ошибку он осознал: « …Перечитав свою повесть, я многое передумал; я заметил в ней то, что было в период работы незаметно для меня самого и явно для всякого пролетарского человека — дух иронии, двусмысленности, ложной стилистики… Зная, что вы стоите во главе этой политики, что в ней, в политике партии, заключена забота о миллионах, я оставляю в стороне всякую заботу о своей личности и стараюсь найти способ, каким можно уменьшить вред от опубликования повести „Впрок“ ».
Сталин поручил «перевоспитание» Платонова Горькому . 24 июля Платонов пишет Горькому: « Я классовым врагом стать не могу, и довести меня до этого состояния нельзя, потому что рабочий класс — это моя родина, и моё будущее связано с пролетариатом. Я говорю это не ради самозащиты, не ради маскировки — дело действительно обстоит так ».
Отклоняя обвинения в хитрости и лукавстве, писатель признавал, что в художественном отношении повесть «Впрок» — текст «второстепенный». Личная встреча с Горьким тогда так и не состоялась: литературная среда равнодушным молчанием или агрессивными нападками (которые вновь повторятся в конце тридцатых и конце сороковых ) давала однозначный ответ на вопрос, может ли Платонов «быть советским писателем».
Позже, с помощью Фадеева, стремившегося загладить вину, Платонов с семьёй поселяется во флигеле « Дома Герцена », где они и проживут в двух комнатах оставшиеся ему двадцать лет жизни . Здесь написаны пьесы «Объявление о смерти» («Высокое напряжение», 1932, опубликована в 1984), «14 красных избушек» (1932, опубликована в 1988), «Ученик лицея» (1948, опубликована в 1974) и «Ноев ковчег» (1950, опубликована в 1993), повести «Ювенильное море» (1932, опубликована в 1986) и «Джан» (1935, опубликована в 1966), романы «Счастливая Москва» (1936, опубликован в 1991) и «Путешествие из Ленинграда в Москву в 1937 году» (1937, рукопись утеряна), рассказы «Неодушевленный враг» (1943, опубликован в 1965) и «Афродита» (1946, опубликован в 1962) .
Вскоре критиковавшая Платонова РАПП сама была раскритикована за перегибы и распущена. Сталин в 1932 году показал свою заинтересованность Платоновым. 26 октября вождь пришёл на квартиру Горького, дабы встретиться с ведущими литературными авторами. Именно там он назвал советских писателей «инженерами человеческих душ». И первым делом Сталин поинтересовался: «А Платонов здесь есть?»
В 1934 году Платонова благодаря поддержке Горького включили в коллективную писательскую поездку по Средней Азии: это был знак доверия. Из Туркмении писатель привёз рассказ «Такыр», повесть «Джан» и другие произведения. В 1936 году публикуются рассказы «Фро», «Бессмертие», «Глиняный дом в уездном саду», «Третий сын», «Семён», в 1937 году — повесть «Река Потудань».
В это время Платонов сотрудничал с известным философом Дьёрдем Лукачем и также с критиком Михаилом Лифшицем . Это период их совместной работы в журнале «Литературный критик» и связи Платонова с кружком или, как сами участники его называли, течением Лукача—Лифшица . Платонов был включён в философские дискуссии по поводу отчуждения и свободы, ведущиеся в течении.
В январе 1937 года, во время судебного процесса над так называемым « параллельным троцкистским центром », ещё до вынесения приговора, А. П. Платонов опубликовал в « Литературной газете » статью «Преодоление злодейства», в которой обосновывал необходимость смертного приговора для подсудимых :
Разве в «душе» Радека , Пятакова или прочих преступников есть какое-либо органическое, теплотворное начало, — разве они могут называться людьми хотя бы в элементарном смысле? Нет, это уже нечто неорганическое, хотя и смертельно-ядовитое, как трупный яд из чудовища. Как они выносят себя? Один, правда, не вынес, — Томский . Уничтожение этих особых злодеев является естественным, жизненным делом. Жизнь рабочего человека в Советском Союзе священна, и кто её умерщвляет, тому больше не придётся дышать. 〈…〉 Могли ли мы, литераторы, в наших книгах предугадать появление или просто разглядеть столь «запакованных» злодеев, как троцкисты? Да, могли, потому что уже довольно давно И. В. Сталин определил их, как передовой отряд контрреволюционной буржуазии. 〈…〉 Короче говоря, нам нужна большая антифашистская литература, как оборонное вооружение.
В тридцатые годы были арестованы близкие знакомые писателя — С. Буданцев, А. Новиков, Б. Пильняк , Г. Литвин-Молотов. В мае 1938 года арестован пятнадцатилетний сын Платон. Поводом для ареста, по одной из версий, стало юношеское баловство. Платон вместе с приятелем написал письмо немецкому журналисту, жившему по соседству в одном доме, с предложением купить важную «информацию». По другой версии, его арестовали по доносу соученика по классу (они оба были влюблены в одну девушку) . Органы НКВД среагировали быстро, воспользовавшись неожиданным компроматом на Андрея Платонова. В сентябре 1938 года Платон Платонов был осуждён и приговорён к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. Сын писателя был отправлен для отбывания наказания в Норильлаг . Чтобы вызволить сына из тюрьмы, Платонов писал письма Сталину, наркому внутренних дел Николаю Ежову и его заместителю Михаилу Фриновскому, прокурору СССР Михаилу Панкратьеву и председателю Верховного суда СССР Ивану Голякову.
В октябре 1940 года сын вернулся из заключения после хлопот друзей Платонова и благодаря содействию Михаила Шолохова , но был неизлечимо болен туберкулезом. Летом 1942 года удалось устроить сына в санаторий, но лечение не помогло. В январе 1943 года Платон Платонов умер.
Во время Великой Отечественной войны уже в августе 1941 года писатель добровольцем уходит на фронт рядовым. Но вскоре становится военным журналистом, в звании капитана в 1942 году служит корреспондентом газеты « Красная звезда ». Платонов — участник оборонительного периода битвы за Москву; в декабре был представлен к награде «За оборону Москвы» [ источник не указан 550 дней ] . Рассказы Платонова появляются в печати. Его первый военный рассказ «Броня» напечатали в сентябре 1942 года. Он рассказывал о моряке, который изобретал состав сверхпрочной брони. После его гибели становится ясно: броня, «новый металл», «твёрдый и вязкий, упругий и жёсткий» — характер народа.
Темы военных произведений Платонова: ратный труд и подвиг русского солдата, изображение античеловеческой сущности фашизма. Главный редактор «Красной звезды» Давид Ортенберг вспоминал: « Его увлекали не столько оперативные дела армии и флота, сколько люди. Он впитывал всё, что видел и слышал, глазами художника » .
В эти годы выходит четыре его книги. Большую известность получают военные рассказы «Одухотворённые люди», «Взыскание погибших», «Смерти нет!», «В сторону заката солнца», а также рассказ «Афродита» — глубокое размышление о собственной судьбе и эпохе [ источник не указан 550 дней ] .
На фронте Платонов скромен в быту, много времени проводит на передовой среди солдат, участвует в боях . Помимо Битвы за Москву, Платонов сражался в Ржевской битве, в составе Воронежского фронта на южном фланге Курской дуги в танковой бригаде, проявил героизм на Прохоровском поле 12 июля 1943 года, служил на Украине и партизанил в Белорусских лесах неподалёку от Гомеля. Он добросовестно выполнял обязанности военкора, не раз рисковал жизнью. Цитата из письма жене: « Я под Курском. Наблюдаю и переживаю сильнейшие воздушные бои. Однажды попал в приключение. На одну станцию немцы совершили налёт. Все вышли из эшелона, я тоже. Почти все легли, я не успел и смотрел стоя на осветительные ракеты. Потом я лечь не успел, меня ударило головой о дерево, но голова уцелела. Дело окончилось тем, что два дня болела голова, которая у меня никогда не болит, и шла кровь из носа. Теперь всё это прошло; взрывная волна была слаба для моей гибели. Меня убьёт только прямое попадание по башке ». 6 июня 1943 года.
По окончании войны его наградили второй медалью — медалью «За победу над Германией» . В годы войны Платонову присвоили звание майора.
К концу войны у Платонова резко ухудшается здоровье. После бомбёжки подо Львовом летом 1944 года в лёгких образовалась каверна и начался туберкулёз. Он не обратил внимания на кашель, лихорадку, повышенную температуру, продолжал выезжать на фронты. Осенью 1944 года в «Красной звезде» получили телеграмму: «Платонов заболел. Последние дни лежит. Работать не может. Как поступить?». Однако писатель нашел в себе силы вернуться к написанию рассказов, создал целый ряд блестящих портретов советских офицеров. В это же время у него родилась дочь Мария — «дорогая Кхы» и «маленькая Мума», как он её ласково называл в письмах 1945 года на Южном берегу Крыма, где тогда лечился. В феврале 1946 писателя демобилизовали по болезни.
Прикованный к постели прогрессирующей болезнью, Платонов не оставлял работы: после войны в его пересказе вышли русские и башкирские народные сказки. Он написал пьесы «Пушкин в лицее», «Ноев ковчег», семь киносценариев, несколько рассказов о детях и оригинальных сказок, печатавшихся в детских издательствах. В архиве писателя остался незаконченный ещё с 1930-х годов роман « ».
В 1946 вышел его рассказ « Возвращение » (авторское название «Семья Иванова»). Критик Ермилов обвинил автора в « пошлости » и « гнуснейшей клевете на советских людей, на советскую семью, на воинов-победителей, возвращавшихся домой ». К критике присоединился Александр Фадеев, который в «Правде» назвал «Семью Иванова» « лживым и грязноватым рассказцем » и « выползающей на страницы печати обывательской сплетней ». Напротив, напечатавший рассказ Константин Симонов писал: « Что касается рассказа „Семья Иванова“, он очень нравился нам с Кривицким . Мы хотели напечатать Платонова, товарища по „Красной звезде“, в первом выпускаемом нами номере » . Константин Симонов осудил критика Ермилова за травлю фронтовика Платонова: « Ермилова я уже до этого устойчиво, прочно не любил и не уважал. Статья была беспощадная, удар наносился человеку беззащитному и только-только ставшему на ноги » . Ермилов в 1964 году, отвечая на вопрос критика В. Левина: « Были ли у вас такие работы, которые вы считаете ошибочными и хотели бы перечеркнуть? », ответил: « Я не сумел войти в своеобразие художественного мира Платонова, услышать его особенный поэтический язык, его грусть и его радость за людей. Я подошёл к рассказу с мерками, далёкими от реальной сложности жизни и искусства » .
В дальнейшем Платонову удалось опубликовать несколько рецензий, пару рассказов в журнале «Огонек», несколько сборников народных сказок в литературной обработке. Последним его прижизненным изданием стала книга русских сказок «Волшебное кольцо» (под общей редакцией Михаила Шолохова, помогавшего Платонову в это время), которая вышла за несколько месяцев до смерти писателя.
Андрей Платонов умер 5 января 1951 года в Москве от туберкулёза. Похоронен на Армянском кладбище , за Краснопресненской заставой, рядом с сыном .
В «Литературной газете» после его смерти был опубликован некролог, завершающийся словами прощания: «Андрей Платонов был кровно связан с советским народом. Ему посвятил он силы своего сердца, ему отдал свой талант» . Текст подписали все основные писатели того времени: А. Фадеев , М. Шолохов , А. Твардовский , Н. Тихонов , К. Федин , П. Павленко , И. Эренбург , В. Гроссман , К. Симонов , А. Сурков , К. Паустовский , М. Пришвин , Б. Пастернак , А. Кривицкий и многие другие.
Платонов был не только писателем и инженером, но и изобретателем. Первое официально признанное изобретение Платонова — «Устройство для поддержания напряжения в сети постоянным при переменном числе оборотов генератора» (1924). В 1926 году он подал заявку на изобретение «О принципах конструирования первого опытного газового тепловоза», получил патенты на изобретения «Прибор для нанесения плана по данным тахиметрической съёмки» и «Дальномер». В 1933 году вместе с братом Петром получил авторские свидетельства на «Приспособление для подвода электрического тока к электрическому нагревательному элементу» и «Компенсационное устройство к весам, у которых вес тела уравновешивается электромагнитной силой».
В 1936 году Платонов в соавторстве с братом подал заявку на изобретение «Шестерня» . Последнее из известных изобретений Платонова — «Электрический сверхъёмкий аккумулятор на принципе сверхпроводимости» — сделано в 1947 году. Оно было направлено на отзыв академику А. Ф. Иоффе .
Инженерное творчество Платонова повлияло на его художественные произведения. Он часто описывал людей как механизмы, а машины — как живые существа.
По предложению Платонова в Воронеже приняли решение об учреждении Губернского земельного чрезвычайного органа для экстренной организации обороны наступающей засухе (Земчека). Начальником Земчека назначили самого Андрея Платонова . В марте 1922 года Земчека, переименованная в Губкомгидро (Губернскую комиссию по гидрофикации), была приписана к подотделу мелиорации Воронежского губземуправления. Губкомгидро занималось строительством оросительных машин, организацией электроагрономической лаборатории и устройством экспериментальной оросительной станции. В 1922 году деятельности Губкомгидро посвящены практически все газетные статьи Платонова .
В октябре 1923 года Платонов официально занял должность губернского мелиоратора. Всего в Воронежской губернии под непосредственным административно-техническим руководством А. Платонова было построено 763 пруда, 315 шахтных колодцев, 16 трубчатых колодцев, осушено 7600 десятин заболоченной земли. Для осушения болот в пойме реки Тихая Сосна Платонов спроектировал плавучий понтонный экскаватор .
Дочь Мария Платонова (1944—2005) готовила книги отца к печати. Её усилиями впервые в России увидели свет «Чевенгур» и «Котлован», «Ювенильное море» и «14 Красных избушек». Благодаря её заботам в Институте мировой литературы имени Горького, где она работала с 1992 года, была образована группа Собрания сочинений Андрея Платонова, изданы уникальные «Записные книжки» писателя, подготовлены и вышли в свет тома научного Собрания сочинений .
Одна из наиболее ярких отличительных черт платоновского творчества — оригинальный, не имеющий аналогов в мировой литературе язык. Его часто называют «первобытным», «нескладным», «самодельным».
Платонов активно использует приём остранения , его проза изобилует лексическими и грамматическими «ошибками», характерными для детской речи.
Юрий Левин выделяет характерные для Платонова приёмы:
По мысли исследователя, с помощью этих оборотов Платонов формирует «пантелеологическое» пространство текста, где «всё связано со всем», а все события разворачиваются среди единой «природы» .
В творчестве Андрея Платонова форма и содержание составляют единое, неразрывное целое, то есть сам язык платоновских произведений является их содержанием.
Среди ключевых мотивов творчества Платонова — тема смерти и её преодоления. Анатолий Рясин пишет о платоновской «метафизике смерти» .
Попавший в молодости под влияние идей Николая Фёдорова ( Н. П. Гагарин ) , Платонов неоднократно обращается к идее воскрешения мёртвых. В сознании его героев она связывается с грядущим приходом коммунизма . «Прушевский! Сумеют или нет успехи высшей науки воскресить назад сопревших людей? — Нет… — Врёшь! (…) Марксизм всё сумеет. Отчего ж тогда Ленин в Москве целым лежит?».
Один из повторяющихся мотивов в его творчестве — смерть ребёнка. В «Котловане» соответствующая сцена становится ключевой: после смерти своей воспитанницы Насти работники, копающие котлован, теряют веру во всесилие коммунизма и надежду на победу над смертью: «Я теперь ни во что не верю!»
Левин называет Платонова экзистенциалистом .
Иосиф Бродский в своём эссе «Катастрофы в воздухе» упоминает Андрея Платонова в одном ряду с Джеймсом Джойсом , Робертом Музилем и Францем Кафкой . Также Бродский сравнивает Платонова с Достоевским . Михаил Волохов сравнивал Платонова с Ионеско и Беккетом .
( Выборочно )
14 мая 1987 года на сцене Саратовского академического театра вышел спектакль по одноимённой пьесе Платонова «14 красных избушек», режиссёр — Александр Дзекун .
В 1999 году в Малом драматическом театре Львом Додиным был поставлен спектакль «Чевенгур».
В 2003 году в Московском драматическом театре имени Пушкина вышел спектакль «Джан», режиссёр Алла Сигалова .
В сентябре 2007 года на сцене московского театра « Школа драматического искусства » состоялась премьера спектакля по рассказу Андрея Платонова «Корова» .
В 2009 году в театре « Студия театрального искусства » поставлен спектакль «Река Потудань».
9 марта 2011 года в Московском драматическом театре имени Гоголя состоялась премьера спектакля «Дураки на периферии» по пьесе Андрея Платонова, впервые опубликованной в сборнике драматургии «Ноев ковчег» в 2006 году.
24 сентября 2011 года в Воронежском Камерном театре состоялась премьера спектакля «Дураки на периферии», режиссёр — Михаил Бычков .
В 2011 году московский театр «Собеседник» представил спектакль Николая Сутармина и Игоря Попкова по рассказу Андрея Платонова «Возвращение». В спектакле также звучат песни Булата Окуджавы .
В 2012 году Харьковский государственный академический театр кукол имени Афанасьева представил премьеру спектакля «Чевенгур» в постановке Оксаны Дмитриевой, художник Наталья Денисова. Премьера состоялась 16 октября 2012 года .
В 2013 году в Воронежском Камерном театре состоялась премьера спектакля «14 красных избушек», режиссёр — Михаил Бычков . Также в 2013 году под предводительством хореографа В. В. Васильева в Воронежском театре оперы и балета были представлены семь балетных миниатюр на произведения А. П. Платонова в ходе третьего Платоновского фестиваля . Свои постановки представили Р. В. Поклитару , Ю. А. Смекалов и другие хореографы разных стран .
21 июня 2014 года в Рижском русском театре имени Михаила Чехова состоялась премьера спектакля «Фро», режиссёр — Руслан Кудашов .
18 ноября 2014 года состоялась премьера в Свердловском государственном академическом театре драмы спектакля «Платонов. Две истории» на основе рассказов «Фро» и «Третий сын». Режиссёр-постановщик — Дмитрий Зимин.
6 декабря 2015 года в Московском театре под руководством Табакова состоялась премьера спектакля «Епифанские шлюзы» по одноимённой повести Платонова.
27 марта 2015 года состоялась премьера в воронежском « Театре равных » спектакля «Пустодушие», поставленного по трём рассказам автора: «Юшка», «Фро» и «Пустодушие». Режиссёр-постановщик — .
24 апреля 2021 года состоялась премьера в Усть-Илимском театре драмы и комедии спектакля «Корова» [ источник не указан 674 дня ] . Режиссёр-постановщик Елена Журавлёва.
{{
cite episode
}}
:
|series=
пропущен или пуст (
справка
)
;
Внешняя ссылка в
|credits=
(
справка
)
{{
cite episode
}}
:
|series=
пропущен или пуст (
справка
)