Нарбут, Георгий Иванович
- 1 year ago
- 0
- 0
Гео́ргий Ива́нович Ре́рберг ( 28 сентября 1937 , Москва , СССР — 25 июля 1999 , Москва , Россия ) — советский и российский кинооператор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1980), народный артист РСФСР (1988).
Родился в Москве в семье художника.
В 1960 году окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская Бориса Волчека ) и около года работал на Ленинградской студии кинохроники . С 1961 года — оператор на киностудии « Мосфильм » .
Как постановщик дебютировал чёрно-белой картиной « Первый учитель » (1965). Уже в этой работе выявились его творческие особенности: строгость изобразительного решения, композиционная чёткость, документальность стиля .
Снятый в 1967 году фильм « История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж » в прокат не вышел, это произошло только 20 лет спустя. В 1989 году за эту работу Г. Рерберг номинировался на премию «Ника» как лучшую операторскую работу, а в 1990 году в числе создателей фильма был награждён Государственной премией РСФСР имени братьев Васильевых .
В фильме « Дядя Ваня » сопоставление чёрно-белых и цветных кадров приобретает драматический характер. Этот приём получил развитие в « Зеркале », где ирреальность и конкретность снов передаётся в чёрно-белых сценах, а в цветных — красота и одухотворённость мира детства, драматизм его утраты. Различные операторские приёмы (репортажная съёмка, рапид, внутрикадровое движение камеры , высококонтрастное освещение) реализуют замысел, создают образную структуру фильма [ источник не указан 452 дня ] .
Во время съёмок « Сталкера » между Рербергом и режиссёром А. Тарковским сложилась конфликтная ситуация из-за бракованой партии плёнки «Кодак», на которую снимали фильм . По требованию режиссёра Рерберг был отстранён от съёмок, практически весь фильм был переснят заново оператором А. Княжинским . Об истории конфликта Игорем Майбородой снята документальная лента « Рерберг и Тарковский. Обратная сторона „Сталкера“ » (2008) .
В 1977—1984 годах читал курс лекций по операторскому мастерству на Высших курсах сценаристов и режиссёров .
В 1990-е годы всё меньше работал в кино, сосредоточившись на съёмке рекламы для телевидения (большинство роликов цикла « Всемирная история, Банк Империал ») .
Член Союза кинематографистов СССР (Москва) .
Скончался 25 июля 1999 года в Москве . Похоронен на Введенском кладбище рядом с отцом и матерью (участок № 19) .
«Его дебютный фильм „ Первый учитель “ — совершеннейшее откровение по форме, по стилистике (…) Бесспорное по художественным достоинствам, совершенное по цвету, композиции произведение „Дворянское гнездо“. Это чудо световых ситуаций, мастерского использования рисующего и рефлексного света». — Вадим Юсов
«О фильме „ Зеркало “ написано много, но восхищение от этого не становится меньше. Восхищает всё: драматургически точное световое решение пространства в интерьерах и декорациях, природа в состоянии солнечного, пасмурного, грозового дня и ночи, переданная на экране с предельной выразительностью, портреты героев в различных световых состояниях». — Вадим Юсов