Головина, Вера Леонидовна
- 1 year ago
- 0
- 0
Юре́нева Ве́ра Леони́довна ( 10 июня [ 22 июня ] 1876 , Москва — 19 января 1962 , там же) — русская и советская драматическая актриса , артистка театра Соловцова в Киеве и МХАТа 2-го , Заслуженная артистка РСФСР (1935).
Родилась в Москве, дочь военного юриста Леонида Шадурского (её старшая сестра Зоя Шадурская — участница революционного движения, близкая подруга Александры Коллонтай ). С юных лет увлекалась театром, в 1902 году успешно окончила Петербургское театральное училище , была ученицей В. Н. Давыдова . В течение нескольких сезонов (1906—1919, с перерывами) — ведущая актриса театра «Соловцов» в Киеве (ныне Национальный академический театр русской драмы имени Леси Украинки ). Участвовала в кинопостановках начиная с 1913 года (фильм «Обрыв»). Выступала на сцене под фамилией первого мужа, дворянина Ивана Юренева. Вторым мужем артистки был поэт, переводчик и драматург А. С. Вознесенский (Бродский) .
В 1918 году , находясь в Киеве, Вера Леонидовна увлеклась молодым журналистом и сотрудником дипломатической миссии Советской России Михаилом Кольцовым . В том же году они поженились. На первомай 1919-го В. Л. Юренева блеснула на сцене театра имени Ленина (бывшего «Соловцов») в революционной премьере — спектакле «Фуэнте Овехуна (Овечий источник)» по пьесе Лопе де Веги (постановка К. А. Марджанова ), где сыграла главную роль Лауренсии. Вместе с Кольцовым Юренева уехала в Москву, но в 1922 году они расстались.
В 1919—1955 годах В. Л. Юренева служила в различных театрах Москвы и Ленинграда, в том числе — в театре Корша (1919—1920), МХАТе 2-м (1930—1936), Александринском театре (1922—1924 и 1936—1939), Литературно-драматическом театре ВТО (1947—1955). Заслуженная артистка РСФСР (1935).
В последние годы жизни, проживая в коммунальной квартире, общалась с Э. Радзинским , в то время студентом, который в своих произведениях приводит услышанные от неё истории.
Автор книги «Записки актрисы», Москва-Ленинград, 1946.
Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.
Личный архив хранится в РГАЛИ , фонд № 2371.
Какую бы роль ни играла актриса, на сцене она всегда была Женщина с большой буквы и целостная личность, скрывающая в себе бездны страстей. По воспоминаниям самой Веры Леонидовны: «моей основной темой была тема любви» . Эмоциональность и выразительная пластичность позволяла Вере Юреневой создавать запоминающиеся образы даже тогда, когда драматургический материал роли не был значителен.