Interested Article - Брассай

Брассай , Брассаи́ ( фр. Brassaï , настоящее имя Дью́ла Ха́лас , венг. Gyula Halász , 9 сентября 1899 , Брассо , юго-восточная Трансильвания , Австро-Венгрия 8 июля 1984 , Эз, деп. Приморские Альпы , Франция ) — венгерский и французский фотограф , художник и скульптор , один из представителей документальной и сюрреалистической фотографии.

Биография

Родился в Брассо (на территории нынешней Румынии ). Отец — венгр , преподаватель литературы, мать — армянка . Участвовал в Первой мировой войне , затем учился в будапештской Академии художеств ( 1918 1919 ) и Академической высшей школе в Берлине ( 1921 1922 ). В 1924 году поселился в Париже , в квартале Монпарнас , взял псевдоним по названию своего родного города («Brassaï» дословно переводится как «из Брассо »). В 1930 году начал заниматься фотографией после того, как познакомился с фотографом Андре Кертесом . В 1933 году Брассай опубликовал альбом из 60 фотографий — «Ночной Париж». Также известность приобрели его серии «Праздничная Севилья» (1954) и «Граффити» (1961). Участвовал в выставках сюрреалистов , хотя и не стал постоянным участником движения. С 1933 года публиковал свои фотоработы в журнале «Минотавр».

Был знаком и поддерживал дружеские отношения с Генри Миллером , Жаком Превером , Леоном-Полем Фаргом . Учил французский язык по книгам М. Пруста .

Творчество

Сначала работал как график , живописец и скульптор, близкий к Парижской школе . После знакомства с Андре Кертесом и его работами ( 1926 ) обратился к фотографии . В 1930 году Брассай начал фотографировать ночные улицы и площади Парижа. В 1932 году выпустил альбом «Ночной Париж», который принёс ему известность. Обращаясь к жизни городского дна, использовал живописные эффекты искусственного городского освещения. С 1932 года часто снимал произведения Пикассо , фактически создав летопись его творчества в фотографиях. Публиковал свои работы в авангардном сюрреалистическом журнале Жоржа Батая «Минотавр». Одновременно с этим его фотографии публиковались на страницах светского журнала «Лайф» . Создал галерею фотопортретов современников — Пикассо , Дали , Матисса , Альберто Джакометти , Анри Мишо , Жана Жене и др. Также в 1932 году Брассаи открыл граффити на стенах Парижа и занимался этим предметом долгие годы. Начав сотрудничество с сюрреалистическим периодическим изданием «Минотавр» в 1930-х годах, Брассаи познакомился с писателями, поэтами и художниками- сюрреалистами . В 1937 году он начал сотрудничать с издательством Harper’s Bazaar , объединив принципы сюрреализма и модной фотографии .

В годы войны вернулся к изобразительному искусству. Выпустил альбом из тридцати рисунков ( 1945 ) с текстом Ж. Превера. В 1947 году оформил своими фотопанно созданный по преверовскому либретто балет «Рандеву» (театр Сары Бернар ). После войны много путешествовал как сотрудник журнала Harper’s Bazaar . Издал книги прозы «История Марии» ( 1949 ), «Слова, повисшие в воздухе» ( 1977 ), альбомы и мемуарные книги «Скульптуры Пикассо» ( 1948 ), «Праздник в Севилье» ( 1954 ), «Граффити Брассая» ( 1961 ), «Разговоры с Пикассо» ( 1964 ), «Тайный Париж 30-х годов» ( 1976 ), «Генри Миллер» ( 1975 ), «Художники моей жизни» ( 1982 ), монографию о воздействии фотоискусства на творчество Пруста (изд. 1997 ). Иллюстрировал книги Бретона , Б. Пере .

Признание

В 1974 году стал кавалером Ордена искусств и литературы , в 1976 году награждён Орденом Почётного легиона . В 1978 году получил в Париже Большую национальную премию по фотографии. В 2000 году в Центре Жоржа Помпиду состоялась ретроспективная выставка 450 работ мастера. В 2012 году в московском Мультимедиа Арт Музее проведена первая масштабная выставка фотографа, охватывающая все грани его творчества — «Ретроспектива» .

Музейные собрания

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. Brassai // (англ.)
  3. — 2003.
  4. (англ.)
  5. Deutsche Nationalbibliothek Record #118839233 // (нем.) — 2012—2016.
  6. / А. Н. Лаврентьев // Большой Кавказ — Великий канал. — М. : Большая российская энциклопедия, 2006. — С. 168. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 4). — ISBN 5-85270-333-8 .
  7. от 3 февраля 2023 на Wayback Machine . СПб.: Пальмира, 2022. — С. 48.
  8. Brassai. Paris de Nuit. Paris: Arts et Métiers Graphiques, 1933.
  9. Poirier D.E. Brassai: an illustrated biography. Paris: Flammarion; London: Thames & Hudson, 2005.
  10. от 3 февраля 2023 на Wayback Machine . СПб.: Пальмира, 2022, c. 47.
  11. Gautrand J.-C. Brassai: 1899—1984: Brassai’s universal art. Köln; London: Taschen, 2004.
  12. . Дата обращения: 13 ноября 2012. 19 сентября 2012 года.

Источники

  • Brassai. Paris de Nuit. Paris: Arts et Métiers Graphiques, 1933. (Text – Paul Morand).
  • Brassai. Conversations avec Picasso. Paris: Gallimard, 1964.
  • Brassai. Henry Miller: The Paris Years. New York: Arcade Publishing, 1975.
  • Brassai. The Secret Paris of the 30s. New York: Thames & Hudson, 1976.
  • Brassai. Letters to My Parents. Chicago, IL: University of Chicago, 1997.

Литература

  • . СПб.: Пальмира, 2022, с. 47 - 50.
  • Krauss R. Les noctambules // Krauss R. Le Photographique. Paris: Macula, 1990, pp. 138—153.
  • Sayag A., Lionel-Marie A., Aillagon J.-J. Brassaï: the monograph. Boston: Little, Brown and Company, 2000.
  • Gautrand J.-C. Brassai: 1899—1984: Brassai’s universal art. Köln; London: Taschen, 2004.
  • Poirier D.E. Brassai: an illustrated biography. Paris: Flammarion; London: Thames & Hudson, 2005.
  • Warehime M. Brassaï: Images of Culture and the Surrealist Observer. LSU Press, 1998.

Ссылки

  • от 5 марта 2017 на Wayback Machine (рус.)
  • от 24 января 2007 на Wayback Machine (фр.)
  • (рус.)
  • от 1 октября 2007 на Wayback Machine (рус.)
  • Шаталов А. . The New Times (13 августа 2012). Дата обращения: 19 февраля 2013. 21 февраля 2013 года.
Источник —

Same as Брассай