Interested Article - Джавдет

Джавде́т злодей , закадровый персонаж фильма « Белое солнце пустыни », ряда книг, сценариев, статей, а также стихотворений и анекдотов. Объект ряда научных исследований и персонаж литературных произведений. Воспет в стихах и употребляется в качестве имени нарицательного в публицистике, и заклятый враг Саида .

О Джавдете известно крайне мало и, в основном, со слов Саида , так как сам Джавдет в кадре не появляется. Со слов Саида его можно охарактеризовать как трусливого, коварного, жадного и безжалостного разбойника, который убил отца Саида, а самого Саида связал и закопал в бархан, дабы тот умирал долгой мучительной смертью под палящим солнцем пустыни. После спасения Саида красноармейцем Суховым со слов Абдуллы , Джавдета не следует искать у Сухого Ручья, так как «его там нет». После разгрома банды Абдуллы Сухов предлагает Саиду свою помощь в поиске Джавдета, но тот категорически отказывается, ввиду того что месть является для него делом первостепенной важности и семейной чести.

Биография персонажа

В первоначальном сценарии фильма Джавдет не просто связал и закопал Саида в бархан, но для верности предварительно ещё и ранил его — поэтому Сухову пришлось в буквальном смысле слова тащить его до ближайшего населённого пункта — вымышленного городка Педжента . Впоследствии этот и многие другие эпизоды не вошли в конечную прокатную версию картины. Тем не менее, неизменным от первоначального сценария остаётся отказ Саида помогать Сухову защищать отвоёванный гарем — ему надо отомстить Джавдету за смерть отца . Кроме того, сам Сухов не проявил особого интереса к личным проблемам откопанного им ранее Саида — в фильм не вошла соответствующая сцена .

В продолжении фильма, который собирался снимать Владимир Мотыль , счета Саида с Джавдетом остались не сведёнными, и Джавдет возникал в новом сюжете как один из главных героев продолжения конфликта. По словам самого режиссёра, у него была идея продолжить приключения Сухова, но, по его же словам, этому помешала волокита, связанная со съёмками и выходом в прокат первой ленты: «У нас со сценаристами действительно были идеи сделать вторую и, может, даже третью картину: чтобы Верещагин выплыл, снова встретил Сухова, который так и не может выйти из этой пустыни, чтобы он помог Саиду одолеть Джавдета — вариантов могла быть масса. Но когда я вспоминал, сколько издевательств пришлось мне вытерпеть во время съёмок и особенно после…», — таким образом, съёмки продолжения картины — второй и третьей части — было решено отложить на неопределённое время .

Научное исследование личности персонажа

Анализируя личность персонажа, декан факультета глубинной психологии ИПИС В. А. Медведев обращает внимание на то обстоятельство, что Джавдет убил его отца в спину, лишив таким образом Саида возможности пройти ритуал посвящения в мужчины . Мечта о мести Джавдету и связанные с ней переживания, которые сопровождают Саида на протяжении всего фильма, обусловлены его своеобразным пограничным состоянием, состоянием экзистенциального выбора между жизнью и смертью . По убеждению В. Медведева, знаменитая финальная фраза фильма, сказанная Саидом красноармейцу Сухову: «Джавдет мой, встретишь — не трогай его…», — предполагает, что Саид опасается, как бы Сухов не убил Джавдета в одиночку и таким образом не лишил возможности самому осуществить месть . Это объяснимо амбивалентностью табу врага, которую выразил Ницше в его произведении «Злая мудрость»: «После опьянения победой всегда появляется чувство большой утраты, наш враг мёртв!» — убив Джавдета, Сухов, образно говоря, «зароет» Саида обратно в песок .

Джавдет ограничивает жизненный мир Саида, сводя его в рамки любви к убитому отцу и ненависти к его убийце — то есть к самому Джавдету. Таким образом, для данного сюжета Джавдет играет роль Клавдия (убийцы отца главного героя шекспировской трагедии « Гамлет, принц датский »), переиначенную на восточный лад. Анализ мира бессознательного Саида приводит В. А. Медведева к убеждению в том, что при осознанной ненависти Саида к Джавдету бессознательно его влечёт к Джавдету, определяя суицидальность Саида, на что намекает его фраза, обращённая к Сухову, который спас его от долгой мучительной смерти: «Зачем откопал? Не будет мне покоя, пока жив Джавдет…» . Следуя этим рассуждениям, В. А. Медведев приходит к выводу, что неведомый зрителю Джавдет является единственной жизненной привязанностью Саида (сам Медведев именует их странный дуэт «сладкой парочкой» ). Более того, к Сухому Ручью Саид отправился лишь потому, что Джавдета там нет. К концу фильма зрителю постепенно становится ясно — возможно, никакого Джавдета и не было, а был лишь образ, созданный в психической реальности Саида для того, чтобы оправдать постоянное убийство возникающих по сценарию всё новых и новых «джавдетов», проецируя на мир межчеловеческих отношений конфликтную основу собственной психики .

В определённой мере близкую по сути трактовку вымышленности персонажа даёт профессор Ричмондского университета Е. Прохорова, которая в своей книге приходит к выводу, что «неуловимый» Джавдет и Катерина Матвеевна — эти часто повторяющиеся слова употребляются произносящими их героями не как имена , но как некие магические заклинания — мантра — характерная для тех эпизодов фильма, когда персонажи на время отвлекаются от своих эпических приключений . К этой мысли и подводит читателей В. А. Медведев: если Сухов спит и видит Екатерину Матвеевну, которая на протяжении всего фильма существует только в его воображении, то ровно то же самое можно сказать и про Джавдета — в цельном виде он существует только в воображении Саида, а Абдулла , который послал своих людей к Саиду сообщить, чтобы тот «не искал Джавдета в Сухом Ручье, его там нет…», — лишь подыграл таким образом своему знакомому, вскользь упомянув предмет его воображения, но не материализовав его .

Фразеология, производная от имени персонажа

Следует отметить, что все фразы, сказанные в течение фильма различными персонажами — Саидом : «Отца убил, меня закопал, четырёх баранов взял», «Джавдет — мой… Встретишь — не трогай его…» , «Не будет покоя, пока жив Джавдет» , «Зачем выкопал?» , «Если меня убьют, кто отомстит Джавдету?» , «Здесь нет Джавдета…» ; Абдуллой: «Зачем ты убил моих людей, Саид?! Я послал их сказать, чтобы ты не искал Джавдета в Сухом Ручье, его там нет…»; и Суховым: «Так как с Джавдетом, может, помочь?» — стали нарицательными. Более того, социологические опросы, проведённые специалистами Московского государственного лингвистического университета , показывают, что даже для поколения телезрителей, родившегося в странах на постсоветском пространстве (при том, что фильм вышел в прокат в 1970 году), имя Джавдет стойко ассоциируется с образом жестокого бандита из фильма «Белое солнце пустыни» .

Примечания

  1. К примеру, фразу «Если встретишь Джавдета — не трогай его, он мой» сходу вспомнили 6 % респондентов постсоветского поколения . А имя Джавдет , наряду с некоторыми другими персонажами фильма (кроме Джавдета, респонденты отметили следующих персонажей: подпоручик Семён — царский офицер из банды Абдуллы, которого таможенник Верещагин выбросил из окна, и красный командир Рахимов, который так никого и не поймал и при этом умудрился обманным образом «спровадить» гарем Сухову), отмечается в анкетах, заполненных русскоязычными респондентами, и отрицательно ими оценивается .

Ссылки на источники

  1. , с. 201.
  2. , с. 202.
  3. , с. 223.
  4. , с. 265.
  5. , с. 202.
  6. , с. 182.
  7. , с. 200.
  8. , с. 208.
  9. , с. 201.
  10. , с. 215.
  11. , с. 203.
  12. , p. 61.
  13. , с. 102.
  14. , с. 221.
  15. , с. 525.
  16. , с. 526.
  17. , с. 198.
  18. , с. 112.
  19. , с. 226.
  20. , с. 148.
  21. , с. 101.

Литература

Источник —

Same as Джавдет