Боровский, Александр Давидович
- 1 year ago
- 0
- 0
Алекса́ндр Дави́дович Бениами́нов ( 4 [17] июня 1904 , Грозный , Терская область , Российская империя — 22 марта 1991 , Нью-Йорк , США ) — советский и американский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1968) .
Александр Бениаминов в 1920 году , в Кисловодске , был приглашён в «Бронарте» («Бродячий народный театр»), которым в то время руководил будущий кинорежиссёр Григорий Рошаль . В 1922 году окончил Драматические курсы Батумского центрального рабочего клуба.
В 1923 — 1926 годах учился в ГИТИСе .
В годы учёбы в ГИТИСе параллельно выступал в « Синей блузе », где исполнял номера преимущественно сатирического характера: буффонады, пародии. По приглашению режиссёра Давида Гутмана , работал в Ленинградском театре сатиры (1927—1930), где окончательно сформировался эксцентрический талант артиста.
В начале 1930-х годов выступал в труппе Экспериментальной мастерской при Ленинградском мюзик-холле, в 1936 — 1937 — на эстраде.
С 1937 по 1941 год — актёр Ленинградского Театра Комедии под руководством Н. П. Акимова , где показал себя мастером углублённых комедийных, лирико-комедийных и драматических характеров.
В начале Великой Отечественной войны организовал и возглавил Фронтовой театр миниатюр, где переиграл множество небольших сатирических ролей. Затем был артистом Ленинградского дома Балтийского флота. Одним из первых в стране выступил с чтением отрывков из поэмы А. Т. Твардовского « Василий Тёркин ».
В 1946 году вновь вернулся в Ленинградский театр комедии, в котором проработал до конца 1970-х годов. Театр комедии Н. Акимова принёс артисту безумную славу. Он играл Мальволио в «Двенадцатой ночи», Валерио в «Валенсианской вдове», министра финансов в «Тени», Эрнести в «Физиках».
Когда в 1949 году Н. Акимов подвергся травле, приведшей к его уходу из театра комедии, А. Бениаминов принял в ней активное участие.
Люди, которые ещё вчера на Акимова молились, льстили ему, превозносили его, теперь подымались как по команде. <…> Вдруг встал талантливый Беньяминов, которого Николай Павлович буквально создал как актёра. Беньяминов, известный как самый первый трюкач Театра комедии, которому столько раз именно за это от Николая Павловича влетало, поднялся и начал возмущённо рассказывать о том, что Акимов в течение многих лет уродовал его талант. (Уже в годы перестройки в одну из моих поездок в Америку мне показали книгу Беньяминова, ставшего эмигрантом, где он написал, что вместе с Акимовым подвергался политическим гонениям как космополит) .
— Ольга Аросева , Вера Максимова. «Без грима».
В 1978 году эмигрировал в США.
Похоронен на еврейском кладбище Маунт-Хеброн в нью-йоркском районе Куинс .
Творческий путь в кино Александр Бениаминов начал с картины 1931 года «Кровь земли» режиссёра Михаила Авербаха . Прославился ролями инкассатора («Семь стариков и одна девушка») и укротителя («Полосатый рейс»). Последняя роль — дедушка Иванова в американском фильме « Москва на Гудзоне ». В кино ему приходилось играть в основном эпизодические роли.
В США снялся в комедии «Москва на Гудзоне» с Савелием Крамаровым и Ильёй Баскиным . После эмиграции фамилию Бениаминова убрали из некоторых фильмов, в которых он снимался, — например, из «Семь стариков и одна девушка» и «Соломенная шляпка», а из фильмов «Мы с вами где-то встречались» и «Дон-Кихот» при показе по телевидению даже были вырезаны эпизоды с участием актёра.
В США он закончил книгу «Фронтовые записи артиста», где написал о своей работе с Николаем Акимовым, о театральных событиях.