Interested Article - Вальс фа мажор (Лев Толстой)

Вальс фа мажор — музыкальное произведение, традиционно связываемое с именем Л. Н. Толстого .

История создания и проблема авторства

Точное время создания произведения до сих пор не установлено, однако сын Толстого Сергей Львович предполагал, что вальс появился не позднее 1849 года . Эта гипотеза выглядит вполне правдоподобной, так как именно во второй половине 1840-х годов интерес будущего писателя к музыке был наиболее силён, и она, как пишет личный секретарь и биограф писателя Н. Н. Гусев , была «не только одним из любимейших занятий, но и важным элементом в его жизни» .

Ещё более расплывчаты и противоречивы сведения об авторе данного произведения. По свидетельству С. Л. Толстого, вальс был сочинён писателем не самостоятельно, а при участии музыканта, чьё имя осталось неизвестным . Архивные материалы и свидетельства других современников позволяют существенно уточнить эту информацию. В частности, дневник Д. П. Маковицкого содержит следующее высказывание Л. Н. Толстого, относящееся к 10 февраля 1906 года: «Вальс сомнительный. Мы его сочинили с Зыбиным, который играл на виолончели» . Толстой сделал это уточнение, так как был знаком с двумя мужчинами, которые носили такую фамилию и приходились ему дальними родственниками (через Волконских ): Кириллом Афанасьевичем (? — ?), сослуживцем писателя по Дунайской армии, и его братом Ипполитом Афанасьевичем (ум. в 1893 или 1895). И тот, и другой зарекомендовали себя как музыканты-любители, однако виолончелистом был только Ипполит . Таким образом, в соответствии со свидетельством, приведённым у Маковицкого, одним из авторов вальса фа мажор следует считать Ипполита Афанасьевича Зыбина.

Данная точка зрения находит подтверждение далеко не во всех источниках. В частности, её опровергают слова из записной книжки Толстого, относящейся к 1909 году: «Вальс, считающийся мои[м], не мой. Я давно солгал, выдав Зыбинский вальс за свой, и потом уже без стыда не мог признаться» . Однако далеко не все исследователи склонны доверять этому свидетельству. В частности, Н. Н. Гусев был уверен, что Толстой оговорил себя «в порыве самобичевания» . «Надо думать, <…> что какая-то доля участия в написании этого вальса Толстому принадлежала, — писал тот же автор, ссылаясь на мнение А. Б. Гольденвейзера . — Участие это могло выразиться в том, что он насвистал мелодию, или взял несколько аккордов к ней, или что-нибудь в этом роде» .

Сторонники ещё одной точки зрения убеждены, что участие Толстого в создании вальса следует считать неоспоримым, однако соавтором писателя был не Ипполит, а Кирилл Зыбин . Это предположение связано с тем, что именно Кирилл обладал композиторскими способностями . Таким образом, имеющаяся на сегодняшний день научная литература допускает сразу несколько вариантов ответа на вопрос об авторе вальса фа мажор.

Долгое время хранившееся в памяти писателя, это произведение было впервые занесено на бумагу 10 февраля 1906 года , когда гостивший в Ясной Поляне С. И. Танеев «попросил Л. Н. сыграть свою композицию» . Толстой согласился, и вальс был записан, причём не только Танеевым, но и А. Б. Гольденвейзером . Показательно, что ни сам Толстой, ни его супруга , очень подробно перечислявшая занятия домочадцев и гостей, не зафиксировали это событие в своих дневниках .

В 1912 году ноты вальса были опубликованы в «Толстовском ежегоднике» (в записи Танеева) и, таким образом, стали доступны для исследователей и исполнителей. Среди последних следует назвать А. Б. Гольденвейзера и В. Л. Авербах .

Отражение в культуре

Вальс фа мажор приобрёл известность после выхода на экраны фильма « Отец Сергий », где прозвучал сразу в нескольких эпизодах как в оригинальной версии, так и в инструментовке А. Г. Шнитке . Согласно имеющейся в титрах информации, музыку исполнил оркестр под управлением М. Ф. Эрмлера . Впоследствии вальс был использован в музыкальном оформлении фильма-спектакля « » (наряду с фрагментами произведений Д. Россини , Л. ван Бетховена , Ф. Шопена и А. Шнитке).

В 2015 году российским аранжировщиком, ныне живущим в Израиле Вячеславом Школиным была сделана инструментовка вальса фа мажор для сайта проекта Год Литературы, запущенного при поддержке правительства РФ. Для придания более отчётливой формы аранжировке Вячеславом Школиным были дописаны вступление и окончание к оригинальному произведению.

В 2019 году румынский композитор и музыкант Шербан Никифор (род. в 1954) создал фортепианные «Вариации на тему вальса Льва Толстого», посвятив их российскому музыковеду и педагогу А. С. Соколову .

См. также

Избранная нотография

  • Запись С. Танеева // . — М. : Тип. тов. И. Д. Сытина, 1912. — С. 301. — 306 с.
  • Запись А. Гольденвейзера // . — М. : Учпедгиз, 1956. — С. 224. — 319 с.
  • Запись А. Гольденвейзера // . — М. : Наука, 1979. — Т. 90, кн. 2: 1906—1907. — С. 39. — 687 с. — ( Литературное наследство ). — 15 000 экз.
  • Переложение Н. Самуся // На досуге: Репертуарная тетрадь гитариста (семиструнная гитара). — М. : Музыка, 1985. — Т. 3. — С. 8. — 32 с. — (Художественной самодеятельности). — 8000 экз.
  • Переложение В. Дубовицкого // Репертуар гитариста: Шестиструнная гитара. — М. : Сов. композитор, 1987. — Т. 36. — С. 28—29. — 34 с. — 9200 экз.

Литература

  • Балухатый С. Д. , Писемская О. А. . — М. Л. : Государственное издательство, 1928. — 123 с.
  • Голиненко, О. А. И. А. Зыбин — «соавтор» Толстого // Яснополянский сборник. — 2014. — № 2. — С. 113—116.
  • Гусев Н. Н. / Добрынин М. К.. — М. : Изд-во АН СССР, 1954. — 720 с.
  • Гусев Н. Н. / Гусев Н. Н. , Гольденвейзер А. Б. . — М. : Музгиз, 1953. — 47 с.
  • Маковицкий Д. П. . — М. : Наука, 1979. — Т. 90, кн. 2: 1906—1907. — С. 7—606. — 687 с. — ( Литературное наследство ). — 15 000 экз.
  • Мирошкина А. Ф. / Мирошкина А. Ф.. — Оренбург: б. и., 2017. — 256 с.
  • Толстая С. А. Дневники. — М. : Худож. лит-ра, 1978. — Т. 2. — 671 с. — (Серия лит. мемуаров).
  • Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений : в 90 т. . — М. : Гослитиздат, 1928—1958.
  • Толстой С. Л. Музыка в жизни моего отца // . — Изд. 4-е, испр. и доп.. — Тула: Приок. кн. изд-во, 1975. — С. 363—387. — 469 с.
  • Эйгес И. Р. // Эстетика Льва Толстого / Сакулин П. Н. . — М. : Гос. акад. художественных наук, 1929. — С. 241—308. — 324, [1] с.

Примечания

  1. , с. 365.
  2. , с. 261.
  3. , с. 45.
  4. , т. 46, с. 349.
  5. , т. 57, с. 255.
  6. , с. 193.
  7. , с. 356.
  8. , т. 55, с. 189.
  9. , с. 245.
  10. , с. 254—256.
  11. . Год Литературы (9 сентября 2015). Дата обращения: 31 марта 2019. 31 марта 2019 года.
  12. . International Music Score Library Project (26 июля 2021). Дата обращения: 25 июля 2021. 25 июля 2021 года.

Ссылки

Источник —

Same as Вальс фа мажор (Лев Толстой)