Interested Article - Лазарев, Леонид Фёдорович

Леони́д Фёдорович Ла́зарев ( 12 [24] декабря 1889 17 ноября 1935 , по другим источникам 1884 1939 , Москва ) — русский и советский театральный режиссёр и актёр. Заслуженный артист РСФСР ( 1933 ).

Биография

Родился 12 [24] декабря 1889 года. Учился в драматической студии актрисы в Одессе . В 1894—1896-х гг. актёр товарищества артистов под управлением Е. А. Беляева в Белоруссии . С 1905 года актёр Одесского городского театра .

В период с 1907-го по 1916-й годы режиссёр в антрепризе Е. А. Беляева в городах: Вильно , Витебск , Минск , Житомир , Екатеринослав . Работал режиссёром в Орловском городском театре (1916—1917), Витебском государственном театре (1917—1919), Театре «Соловцова» в Киеве (1919—1921), Одесском драматическом театре (1921—1924), а также театрах Одессы, Казани , Городском драматическом театре им. А. В. Луначарского в Ростове-на-Дону (1924—1930), Саратовском драматическом театре им. Карла Маркса (1930—1935).

Из ранних спектаклей поставленных Лазаревым наиболее удачен « Царь Эдип » ( 1916 ) . После Октябрьской революции режиссёром был взят курс на освоение современной драматургии, создание образа человека революционной эпохи, строителя нового общества . Спектакли «Разлом» ( 1928 ) и «Первая Конная» ( 1930 ) передавали чувства первых дней революции, остро сатирические спектакли «Чудеса в решете» ( 1926 ) и «Конец Криворыльска» ( 1926 ) галереей иронических зарисовок разоблачали мещанство .

Среди лучших постановок — « Ревизор » ( 1927 ), «Человек с портфелем» ( 1928 ), «Светите, звёзды!» ( 1930 ), «Мой друг» ( 1933 ) .

В 1928 году поставил спектакль по пьесе Карло Гольдони « Слуга двух господ », который шёл в конструктивных декорациях и в сопровождении музыки И. Дунаевского .

Актриса Н. И. Слонова так вспоминала время работы с Л. Лазаревым в ростовском (1926—1930) и саратовском (1930—1932) театрах:

Талантливый, с богатой фантазией, с неиссякаемым запасом юмора, живой, как ртуть, Леонид Фёдорович работал увлекательно. В актёре он ценил выдумку, изобретательность и каждой актёрской находке радовался от души. На репетиции Лазарева актёры шли как на праздник, и каждый тащил что-нибудь своё, как пчёлы в улей. Лазарев отбирал ценное, ненужное отклонял — просто и совсем не обидно. Работал он легко и даже весело, хотя из-за пустячных неполадок порой взрывался с вулканической силой. Репетировал Лазарев как одержимый, не щадя себя, и не терпел в других инертности мышления или формального отношения к делу. Смелый в своих творческих ви́дениях, он ошеломлял порой распределением ролей. Лазарев не давал актёру успокаиваться, бросал его, как говорится, из горячего в холодное, полностью игнорируя амплуа.

Слонова Н. И. Актёр работает с режиссёром // Режиссёрское искусство сегодня: Сборник статей / Сост. З. В. Владимирова. — М.: Искусство, 1962

Умер 17 ноября 1935 года (по другим источникам в 1939 году ) в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (уч. 1, ряд 2, место 4) .

Театральные постановки

Городской драматический театр им. А. В. Луначарского ( Ростов )

Саратовский драматический театр им. Карла Маркса

Прочие театры

Награды и звания

Литература

  • Слонова Н. И. Честь актёрская: И. А. Слонов на сцене и в жизни — М.: Искусство, 1966. — 236 с.
  • Слонова Н. И. Актёр работает с режиссёром // Режиссёрское искусство сегодня: Сборник статей / Сост. З. В. Владимирова. — М.: Искусство, 1962

Примечания

  1. Театральная энциклопедия / Гл. ред. П. А. Марков. — Т. 3: Кетчер — Нежданова. М.: Советская энциклопедия, 1964. — С. 378. — 1086 стб., [7] л. ил.: ил. 27 см.
  2. Дата обращения: 30 октября 2014. 30 октября 2014 года.
  3. Пашкин Ю. А. Русский драматический театр в Белоруссии XIX века / Ю. А. Пашкин, В. И. Нефед, Уладзимир Няфиод. — Минск: Наука и техника, 1980. — С. 196—216
  4. Татарская энциклопедия: В 5 т. / Гл. ред. М. Х. Хасанов, ответ. ред. Г . С. Сабирзянов. — Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2006. — Т. 3: К—Л. — С. 76. — ISBN 5-902375-03-7
  5. Кипнис С. Е. Новодевий мемориал. М., 1995
Источник —

Same as Лазарев, Леонид Фёдорович