Корша (коммуна)
- 1 year ago
- 0
- 0
Русский драматический театр Корша — московский театр , существовавший в 1882—1933 годах. Ныне его здание занимает Театр наций .
Годом основания театра считается 1882 год, когда Фёдору Адамовичу Коршу предложили возглавить разорившийся Пушкинский театр («Театр близ памятника Пушкину»), которым руководила актриса Малого театра А. А. Бренко . Её неопытность как антрепренёра привела театр в 1882 году к краху. Ведущими артистами театра во главе с М. И. Писаревым и В. Н. Андреевым-Бурлаком на правах товарищества был создан Русский драматический театр , распорядителем которого пригласили Ф. А. Корша. Для нового театра Корш выбрал обширное помещение в доме Лианозова (бывшем доме Римского-Корсакова) в Газетном переулке (сейчас здание МХТ ). Открытие Русского драматического театра состоялось 30 августа 1882 года постановкой « Ревизора »; в афише также была указана комедия-водевиль Н. И. Куликова «Бедовая вдовушка».
В 1883 году Корш стал единоличным хозяином театра. В 1885 году он получил здание в русском стиле , выстроенное по проекту архитектора Михаила Николаевича Чичагова на земельном участке, принадлежавшем предпринимателям Бахрушиным — в Богословском (ныне Петровском ) переулке; А. А. Бахрушин был одним из тех, кто оказал помощь Коршу, выделив 50 тысяч рублей на строительство театра. Деятельность театра в новом здании началась 30 августа 1885 года постановкой отрывков из « Горя от ума », «Ревизора» и « Доходного места ».
На следующий год, в 1886 году состоялась полная постановка «Горя от ума»: художник А. С. Янов оформил спектакль по модным журналам 1820-х гг. XIX столетия (до этого играли в современных времени постановки костюмах); Фамусов — В. Н. Давыдов , Софья — попеременно Рыбчинская и А. А. Яблочкина , Лиза — , Молчалин — Шувалов , Чацкий — , Н. П. Рощин-Инсаров , Скалозуб — И. П. Киселевский , Загорецкий — , Репетилов — . Этой постановке посвящена аналитическая и весьма ироничная статья С. В. Флерова в газете « Московские ведомости », 1886, 27 октября.
Особенностью нового театра были оборудованная по последнему слову техники сцена, зрительный зал, гримёрки и фойе, освещённые электричеством. Ведущая актриса театра Александра Яковлевна Глама-Мещерская писала:
«Это тогда было новостью необыкновенной, и даже в Большом и Малом театрах ещё пользовались газом; правда, новое освещение было далеко не совершенно. Лампочки давали свет желтоватый и горели ненадёжно… Тем не менее впечатление новое освещение производило огромное».
Огромное впечатление производили и технические нововведения Корша:
«Большим газетным шумом сопровождалась одна из коршевских премьер, когда была показана новая комедия Lolo „Вечный праздник“. Успех этот объяснялся не особыми достоинствами пьесы, а одним необычным для того времени постановочным эффектом: декорация 2-го акта представляла собой разрез вагона, мчащегося в составе курортного поезда в Кисловодск. Под вагоном вращались колёса, за окнами пролетали телеграфные столбы и проходила движущаяся панорама. При подходе к станции панорама и колёса замедляли движение, в окна вплывали станционные постройки и перроны с пассажирами и усатыми жандармами. Звуковое оформление довершало иллюзию».
Корш считал своей задачей создание «театра комедии с драматическим или комическим оттенком» , поэтому в репертуаре нового театра преобладали лёгкие комедии, фарсы с любовной интригой: «В царстве скуки» Э. Пальерона, «Денежные тузы» А. Ф. Крюковского , «Опасное поручение» Н. Н. Николаева, пьесы Д. А. Мансфельда , Н. И. Мясницкого , . Появилось понятие «коршевская пьеса» — драматургия с штампованными конфликтами и персонажами, строящаяся по принципу «больше забавного и смешного».
Однако именно «грубейший фарс Мясницкого и пошловатые пьески Мансфельда» помогли театру привлечь публику и обрести финансовую стабильность, так что Корш мог позволить себе постановки серьёзной драматургии. В театре играют пьесы русских и иностранных классиков и современных драматургов: « Нора » и « Доктор Штокман » Г. Ибсена , пьесы Г. Зудермана , Э. Ростана . Именно Корш впервые в Москве ставит « Власть тьмы » Толстого и открывает Чехова -драматурга: в 1887 году Н. Н. Соловцов поставил пьесу « Иванов », написанную по заказу Корша. Позднее на сцене Театра Корша были поставлены чеховские водевили « Медведь » (1888) и « Свадьба » (1902).
Стремясь расширить зрительскую аудиторию, Корш придумывает «утренники» — утренние спектакли, в которых играли те же актёры, что и в вечерних, но за значительно меньшие деньги. Это позволило привлечь в театр новую публику: студентов и учащихся, мелких чиновников и служащих. Артист Иван Москвин вспоминал, что в молодости был «отравлен» театром благодаря Коршу, который «за 20 копеек давал возможность посмотреть первоклассную труппу во главе с В. Н. Давыдовым » .
Каждую пятницу в Театре Корша представляли новую постановку, зачастую сырую, недоработанную (на каждую отводилось 3-4 репетиции), однако неизменно привлекающую публику. Неудачные постановки сразу снимались с репертуара, зато имевшие успех — «Чары любви» Е. Карпова , «Летние грёзы» В. Крылова — шли годами.
В начале 1890-х в репертуаре театра появляются переводные современные пьесы, новинки европейской драмы: « Тётка Чарлея » и « » В. Сарду и Э. Моро, «Раб наживы» О. Мирбо , «Контролёр спальных вагонов» . Корш с ассистентами посещал модные премьеры в театрах Европы, стенографировал и затем переводил текст спектакля — и бывало, что европейская пьеса ставилась в России , ещё не будучи опубликованной на родине.
Появление в 1898 году МХТ пошатнуло позиции Театра Корша: серьёзные пьесы публика предпочла смотреть у Станиславского.
В 1900 году Корш пригласил в театр режиссёра Н. Н. Синельникова , который привёл в труппу Коршевского театра Л. М. Леонидова , А. А. Остужева , М. М. Блюменталь-Тамарину , Н. М. Радина и др., поставил спектакли « Сирано де Бержерак » Э. Ростана (1900), « Буря » Шекспира (1901), «Дети Ванюшина» С. А. Найдёнова (1901), «Каменотёсы» Зудермана (1905), « Лес » А. Н. Островского (1907), « Коварство и любовь » Фр. Шиллера (1907), «Веер леди Уиндермир» О.Уайлда (1907), «Пробуждение весны» Ф.Ведекинда (1907) и другие весьма удачные постановки, например, его «Дети Ванюшина» (1901) заслужили одобрение К. С. Станиславского . Однако былой славы театр себе вернуть не смог.
В 1917 году театр был преобразован в Товарищество артистов, а в 1918 году его выкупил антрепренёр Мориц Миронович Шлуглейт , который стал его директором.
С 1920 года театр назывался «3-й театр РСФСР. Комедия», с 1925 года входил в число государственных театров Моссовета под названием «Комедия (бывший Корш)», позднее получил название Московский драматический театр .
В 1933 году театр был закрыт, в его здании разместился филиал МХАТа , в который перешла и часть коршевской труппы. Из письма Николая Радина Синельникову (5 февраля 1933 года): «31 января был последний спектакль в театре Корш. Бесславно кончил он своё 55-летнее существование: люди, ликвидировавшие его, не посчитались ни с чем… ни с прошлым, в котором было много значительного, ни с самолюбием работавших там актёров, ни даже с почтенной юбилейной датой. Приказом НарКомПроса художественный состав распределён между московскими театрами, здание передано со всем инвентарём МХАТу. МХАТ взял Попову , Кторова и Петкера » .
Был репрессирован режиссёр Коршевского театра Карпов.
В настоящее время здание бывшего Театра Корша принадлежит Государственному театру наций , который в своей деятельности пытается следовать традициям своего предшественника. В 2002 году в честь 120-летия Театра Корша и 150-летия со дня рождения Ф. А. Корша в Театре наций прошли «Коршевские чтения» под названием «Театр XXI века между стационаром и антрепризой ».
Историк театра Т. Шах-Азизова:
«История коршевского театра, одного из ранних и самых стойких русских частных театров, богата и поучительна, особенно в наше время, когда этот тип театра, перемахнув полувековую полосу запрета и забвения, пытается возродиться» .
Первый спектакль, поставленный в Театре Корша, — « Ревизор » Гоголя .
В репертуар театра входили:
и др.
Устойчивой труппы театр не имел, однако славился сильным актёрским составом. На его сцене в разное время играли: