«Дядя Ваня»
— спектакль
Академического Малого Драматического театра — Театра Европы
, поставленный режиссёром
Львом Додиным
в 2003 году по одноименной
пьесе
А. П. Чехова
О спектакле
«Дядя Ваня» — четвёртый чеховский спектакль Льва Додина. Репетиции начались в ноябре 2002 года, а уже 29 апреля 2003 года состоялась премьера. Как пишет театральный критик и историк
, «Участники „Дяди Вани“ единодушно уверяют, что впервые репетиционный процесс был таким быстрым и легким. Кажется, что работа над „Дядей Ваней“ шла именно в том состоянии, когда все угадано и все удается.» (Ольга Егошина. «Крупный план.» Экран и сцена, № 13-14, май 2003)
Спектакль открывает новые возможности сценического воплощения классики в современном театре, образец русского психологического театра с тонким и классически аскетичным оформлением художника
Давида Боровского
, пастельными штрихами оживившего атмосферу чеховской пьесы.
Обработанные аудиозаписи всех репетиций «Дяди Вани» до выхода на сцену опубликованы в книге «Лев Додин. Путешествие без конца» (СПб.: Балтийские сезоны, 2010).
Подробнее про создание спектакля можно почитать в книге Ольги Егошиной «Театральная утопия Льва Додина» (М: Новое литературное обозрение, 2014) - с.168-171
«Течет жизнь, и рано или поздно — иногда раньше, иногда позже — человек начинает ощущать прошедшую жизнь как некую ценность, которую он не сумел использовать. Начинают мерещиться призраки другой, непрожитой жизни. В этой другой жизни сбываются все самые потаенные желания, осуществляются все надежды, превращаются в реальность самые сладостные фантазии. Человек с яростью сжигает прошедшее, отвергает настоящее и весь отдается этому другому, несбывшемуся, не прожитому. Чем полноценнее человек ощущает жизнь, тем острее он ощущает этот разрыв, это противоречие, которое постепенно становится трагедией. Время идет, и постепенно назревает один выбор — или отказаться от жизни вообще, или найти в себе мужество проживать ту жизнь, которая дарована тебе Богом, судьбой и которую ты в какой-то мере осуществлял и осуществляешь сам, силой своей личности. Смертельно больной доктор Чехов очень хорошо знал эту коллизию и с удивительной нежностью и отчаянной беспощадностью анализировал её. Все это, как, впрочем, и многое другое, делает пьесы Чехова и красивейшую из них — „Дядя Ваня“ — простой, но вечной мелодией на простые, но вечные темы».
(
Лев Додин
о спектакле)
Создатели спектакля
Постановка
Льва Додина
Художник
Давид Боровский
Награды спектакля
Гастроли
-
2004 — Москва, Рим (Италия, Палермо (Италия)
-
2005 — Варшава (Польша), Краков (Польша), Брайтон (Англия), Лондон (Англия), Варвик (Англия), Манчестер (Англия), Оксфорд (Англия), Хельсинки (Финляндия), Будапешт (Венгрия), Намюр (Бельгия)
-
2006 — Иерусалим (Израиль)
-
2007 — Ханты-Мансийск, Сургут, Казань, Сидней (Австралия), Сибиу (Румыния)
-
2009 — Омск, Железногорск, Старый Оскол, Киев (Украина), Гаага (Нидерланды), Париж (Франция)
-
2010 — Шампейн-Урбана (США), Энн-Арбор (США), Чейпел Хилл (США), Нью-Йорк (США), Сеул (Южная Корея), Ялта (Украина)
-
2011 — Екатеринбург, Череповец, Гуанохуато (Мексика), Париж (Франция), Милан (Италия), Жирона (Испания)
-
2013 — Сочи, Гонконг (Китая)
-
2014 — Псков, Архангельск
-
2015 — Губкин, Орск, Новотроицк, Кириши, Катовица (Польша)
Действующие лица и исполнители
Серебряков Александр Владимирович
,
отставной профессор
—
Игорь Иванов
, Сергей Козырев
Елена Андреевна
,
его жена, 27 лет
—
Ксения Раппопорт
, Ирина Тычинина, Елизавета Боярская
Софья Александровна (Соня)
,
его дочь от первого брака
—
Елена Калинина
,
Дарья Румянцева
, Екатерина Тарасова
Войницкая Мария Васильевна
,
вдова тайного советника, мать первой жены профессора
—
Наталья Акимова
,
Татьяна Щуко
Войницкий Иван Петрович
,
ее сын
—
Сергей Курышев
Астров Михаил Львович
,
врач
—
Пётр Семак
,
Игорь Черневич
Телегин Илья Ильич
,
обедневший помещик
— Александр Завьялов, Олег Рязанцев
Марина
,
старая няня
— Нина Семенова, Вера Быкова, Ирина Демич, Татьяна Рассказова
Работник
— Александр Кошкарев, Виталий Пичик,
Алексей Морозов
, Иван Чепура, Михаил Титоренко
Отзывы о спектакле
-
«Лёгкость — способ дыхания артистов в этом спектакле. Будто и нет игры, но в каждой сцене — напряжённая жизнь отношений, возникающих и меняющихся на глазах; незримо натянутые между персонажами тугие нити.»
(Марина Токарева)
-
«Начав с комедии обыденных ссор, Додин в конце приводит чеховский сюжет к мрачной точке остановившегося времени. В большей же части действия режиссер проявляет тот самый феномен чеховской „комедии в драме“, над поиском которого сто лет бьется режиссура.»
(Николай Песочинский)
-
«Чехов у Додина — гол как сокол. Без натурализма, экспрессионизма и навязчивого символизма (одна метафора и та — подарок). В отдалении — темные стены, над сценой — сено. И ничто в опустошенном пространстве не должно помешать нам вслушаться в музыку скуки… В эту симфонию Чехова, Додина, Боровского.»
(Олег Вергелис)
-
«Актеры МДТ играют с той прозрачностью, когда тебе кажется, ты слышишь ток крови, смены настроений, кружение сердца, сплетение мотивов и подтекстов каждой фразы.»
(Ольга Егошина)
-
«Давно не приходилось испытывать столь абсолютного театрального удовольствия от того, как через разнообразие вроде бы обыденных человеческих индивидуальностей, собранных в одно время и в одном месте, и через многообразие деталей их повседневного поведения вдруг проявляются симпатические чернила чеховской тайнописи.»
(Роман Должанский)
-
«Додин оставляет себя один на один с текстом, артиста один на один со зрителем, зрителя один на один с жизнью человеческого духа. Главная мизансцена — фронтальная. Главный сценический прием — исповедь. Тут едва ли не каждая фраза обрастает новыми обертонами. Все характеры — новыми чертами. Все отношения — новыми подробностями.»
(
Марина Давыдова
)
-
«Режиссер Лев Додин искусно поставил мизансцены, напоминающий классический танец (особенно хочется поаплодировать бесшовным переходам между актами, сначала я думал, что это продолжение сцен.) Действие развивается медленно, но каждый момент и каждая пауза рассчитаны так, что сцены не кажутся затянутыми. Актеры и режиссер не боятся пауз. Некоторые замечательные моменты спектакля происходят в зонах молчания, которые, казалось бы, длятся вечно, но пронизаны подводным течением напряжения.»
(Джейк Линдквист. chicagocritic.com)
-
«Благодаря режиссуре Додина и мастерству артистов спектакль превращается в трепещущую метафору, с обезоруживающей простотой повествуя о человеческих жизнях, сотканных из снов и иллюзий, безответной любви и тайных страстей. Обязательно посмотрите.»
(Эл Каре Иль Джорно)
Пресса о спектакле
-
Марина МЕЛЬНИЧЕНКО. «СЕНО В АЛМАЗАХ» Сургутские ведомости , 16.04.2007
-
Энди Пропст (Andy Propst). "Дядя Ваня "
, 08.04.2010 г., Нью-Йорк
-
Лоуренс Джонсо. «Полный жизни и смысла „Дядя Ваня“ от русской труппы» The Detroit News, 26.03.2010
-
Хайди Вайс . «Паря над миром Чехова» CHICAGO SUN-TIMES, 22 .03.2010
-
Дэн Зефф. «„Дядя Ваня“ в Чикагском Шекспировском Театре» Copley News Service 18.03.2010
-
Джейк Линдквист. «Дядя Ваня» — сцены из деревенской жизни" chicagocritic.com 18.03.2010
Ссылки